Сапрема намаскара, Виктор!
Неужели удача и процветание - с одной стороны, и мокша - с другой - являются антагонистами
Как я это вижу, у большинства людей есть фиксированные желания относительно процветания и удачи, часто то, чего они ждут, легко рушится, и это ведет к страданиям. Просто само наличие фиксации (привязанности) приводит к ударам со стороны жизни. Насчет мокши, то же самое, никто почти не знает, что это такое, только способны смутно чувствовать и ощущать какие-то туманные стремления к ней. Если бы люди кристально четко знали, что это такое, то они уже были бы свободны от всех бандхан. Очень много практикующих и идущих разными путями слушают рассказы о мокше и говорят о ней, но видят данное состояние сквозь призму своих кармических накоплений. Еще есть те, кто изучают традиции Индии, спорят и сопоставляют, что о мокше сказал Шанкарачарья, Абхинава Гупта, Патанджали и др., но многие из обсуждающих, как правило, мало что-то делают в личной практике. Большое исключение составляют те, у кого есть настоящий Гуру, которому они следуют. Надо смотреть трезво на явления, не страдают обычные социальные люди, которые что-то прочитали о мокше? Насколько они очистились от различных зависимостей этого мира?
тапас - сам по себе ведет человека к мокше?
Это - больная тема для многих. Если я кому-то пообещаю красивый путь с поклонением гениталиям, то у меня станет очень много учеников, а если скажу «тапас», то те, кто у меня просили «генитальные санньясы» в духе грихавадхудства и говорили о том, какой я хороший, - оставят моментально. Хорошо, если просто уйдут, некоторые расстраиваются очень сильно по причине неудовлетворенных помешательств.
Ну, а если сказать о «тапасе» отдельно, то может получиться большая ветка, тапас - часть садханы, и я уже тут не раз говорил, что многие люди очень инертны, подвержены различным влияниям. Часто они не различают, что на них влияет. Одна из таких негативных сил - это ложные представления о том, что такое йога и ее практика, например, деление тапаса, садхьяи, ишварапранидханы, асаны, пранаямы и т.д. на ступени, на что-то отдельное. Просто в этом мире многие занимаются различного рода бизнесом, в результате чего и поделили йогу на ступени, ступени - на стили и т.д. И хотят простым людям преподнести, что это верный путь. А все потому, что каждый хочет показать свою особенность. Нужны ли Вам такие особенности? Зачем же себя обеднять, становясь жертвой чьих-то изобретений?
Как тапас, так и все остальное, не может быть само по себе, в мире вообще ничего само по себе быть не может.
Удача и процветание, наверное, могут быть не самыми худшими сторонами жизни, способствующими восприятию человеком Божественной красоты окружающего мира; (хотя, конечно, торговые отношения - пусть даже и с Божеством - невероятно скучны для меня лично).
Могут, если не увязать в них и если они не мешают на все смотреть широко, если не лишают вас свободы действий, свободы выбора. Привязки бывают разные по тяжести, например, Вам надо перепрыгнуть через овраг: если у вас в руках чемодан, это сложно, если сумка - попроще, а если руки пусты - совсем просто. Аналогично с привязанностью к вещам и объектам - она может быть разной по тяжести и по-разному мешать передвижению. Кто-то на время берет одну сумку, потом другую, всегда чем-то занят, никогда не бывает свободен, это, конечно, не тяжелый груз, но все же груз. А постоянен он, потому что непривычно быть с пустыми руками, умом и сердцем.
Может быть, мне сложно это объяснить, потому что я говорю о своем опыте, когда я был совершенно пустым. Вернее, был - неправильно сказано, потому что я почувствовал вкус этого состояния, и даже тогда, когда бываю загружен, в любой момент могу все оставить. Как ни странно, когда вы готовы оставить все, у вас появляется все больше и больше нового, великая пустота не где-то, она - в бесконечном многообразии этого мира. Поэтому оставление - это постоянный процесс для любого человека в этом мире, который хочет получить большее. Знаете, в один момент я понял, что когда не хочешь, всегда получаешь больше. Еще эти состояния можно рассматривать как скрытые желания в виде оставления с целью получить большее, они постепенно могут стать хроническими и закостеневшими. Вот такого плана людей очень много можно встретить в разных мистических тусовках или в ашрамах. Редко бывают Гуру и ученики, которые в своих школах преодолевают такие внутренние застойные явления. В основном бывает скрытое желание торговли, это большая проблема, но главное, чтобы вся школа не была такой, конечно, понять можно, адепты бывают на разных уровнях. Массовые застойные явления приводили к вырождению не только целые школы, но и, казалось бы, на первый взгляд, распрекраснейшие традиции.
Кажется, исходя из этого, следствием реализации мантр к Горакшанатху, может быть все, в том числе, и "удача и процветание".
Я вот буквально вчера со своими учениками говорил на эту тему по скайпу. Понимаете, есть немало навороченных систем, я некоторым из них вполне могу учить. Допустим, есть такая традиция как Кубджика или Шривидья, Кубджика - это внутренняя энергия Шивы, т.е. наша. Натхи не изображают Горакшанатха с его Шакти, так как она вся в нем, он - вся Вселенная, если вы у всей Вселенной учитесь, то учитесь и у Горакшанатха. Даже почитая его мурти, в принципе, вы почитаете и Кубджику, которая является его внутренней энергией. Т.е., Горакшанатх - йогический архетип тех, кто хорошо совершает йога-садхану и, в принципе, нам даже неважно, историчен Горакшанатх или нет, даже если бы его и не было никогда вообще, важно понимать смысл и принцип, который он собой олицетворяет. Он олицетворяет принцип самодостаточности, свободы, связь всего со всем, но если незнающий человек просто посмотрит на его мурти, то он вряд ли это увидит, в его понимании это просто каменная статуя и все.
Скажите, пожалуйста, корректная и полноценная работа, совмещающая в себе применение (использование) Янтр и Мантр (одновременно) - возможна только в виде (в рамках проведения) Пуджи, или же, возможна адекватная и полноценная практика, совмещающая в себе работу с Янтрами и Мантрами (одновременно) - вне Пуджи, (т.е., Мантра (джапа) + Янтра (созерцание))?
Можно без пудж. Просто читать специальные стотры, которые включают манаса-пуджу, например, Лалита-тришати, Кхадгамала-стотра, по сути, это вся Шричакра-пуджа. Или кавачи с винийогой и ньясами.
Скажите, пожалуйста, допустима ли адекватная методика такой работы в виде простого созерцание определенной Янтры во время джапы соответствующей Янтре Мантры?; (знаю, что существуют более сложные, изощренные и эффективные методы, но они имеют индивидуальную специфику в каждом случае, и связаны с начитыванием (концентрации при произношении) различных элементов (слогов) мантры - на соответствующие им элементы конкретной Янтры).
Такие садханы есть, вы почитаете сначала Божество, а потом, когда получили определенную бхаву, просто сосредотачивайтесь на ней. В общем-то, тогда практика переходит в йогическую созерцательную, например, дхьяна на свет или тонкое пространство.