Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Вопросы Гуру джи Матсьендранатху по традиции Шри Видья  (Прочитано 413156 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов

Гуруджи ко Адеш!

Помогите, пожалуйста, разобраться в сложном и важном вопросе по Шри Видье. Вопрос касается Панчадаши и Шодаши Видьи (Панчадаши и Шодаши Мантр), и, (на мой взгляд), настолько высок, тонок и сложен, что квалифицированный и компетентный ответ на него, (по крайней мере, в России), думаю, можете дать только Вы.
Излагаю по существу.
Не так давно я узнал, что существует утверждение, гласящее, что стандартная (общеупотребимая) Панчадаши Мантра - (15-слоговая, оканчивающаяся на ХРИМ) - актуализирует (продуцирует, модерирует) процессы Правритти (разворачивания, раскрытия, экспансии) - во Вселенной (Макро-косме), в окружающем - практикующего эту мантру адепта - мире, и в самой его жизни и судьбе вообще.
С другой стороны, это же утверждение гласит о том, что при добавлении к стандартной (общеупотребимой) Панчадаши Мантре - (15-слоговой, оканчивающейся на ХРИМ) - сакрального слога (биджи) ШРИМ - (приводящее к превращению (трансформации) Панчадаши Видьи - в стандартную (общеупотребимую) 16-слоговую Шодаши Видью, оканчивающуюся на ШРИМ) - радикально меняет свойства мантры на, (в некотором смысле), противоположные, т.е., рассматриваемое утверждение гласит, что Шодаши Видья - (16-слоговая, оканчивающаяся на ШРИМ) - актуализирует (продуцирует, модерирует) процессы Нивритти (сворачивания, закрытия, сжатия) - во Вселенной (Макро-косме), в окружающем - практикующего эту мантру адепта - мире, и в самой его жизни и судьбе вообще.
Уважаемый Гуруджи!
Будьте добры, пожалуйста, объясните, так это, или нет, изложите Ваше виденье данного вопроса, (Ваше мнение является для меня решающим);
Скажите, пожалуйста, есть ли вообще какая-либо качественная разница в эффектах реализации Панчадаши Видьи и Шодаши Видьи?, (или, эта разница, скорее, количественная, т.е., Шодаши, (некоторым непостижимым образом), "сильнее" (более эффективна), чем Панчадаши? (Я понимаю, что в разных школах может существовать различный подход к рассмотрению данного вопроса, но для меня наиболее важно имено Ваше мнение)).
Буду крайне благодарен Вам за ответ.
« Последнее редактирование: Апрель 08, 2009, 17:50:50 от Виктор »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
Если коротко, то Панчадаши - это распространение Камакалы, а шестнадцатая Кала - это недифференцированная Бинду. Пятнадцать лучей являются распространением трех бинду по пять Кала каждая. Т.е. есть шестнадцатая Махабинду и есть Бинду-трайя как в основной сришти-крама.
Правда, конечно, не все так просто. Кто-то Камакалу рассматривает как символ Нивритти, кто-то - как Правритти, кто-то - как две одновременно. С бинду – то же самое. В тантре вообще, чем больше ее изучаешь, тем больше понимаешь, что однозначностей по поводу чего-либо практически быть не может. Например, есть такая теория "Бимба-пратибимба," согласно которой любая таттва может быть воспринята как высшая и содержащая в себе все остальные. Когда начинаешь эту теорию концептуализировать, то понимаешь, что ум тут бессилен, проще отключить его вообще. В общем-то, с такой позиции я и принял натхизм, с таким подходом это произошло достаточно осознанно.   
В Шривидье есть оба варианта мантры в любом из направлений. Сложно сказать, что что-то высшее, а что-то менее, есть люди, которые ориентированы больше на форму, тем каулизм ближе, а есть - на пустоту, тем ближе самайя. Форма при работе с ней сама из себя проявляет свою основу - шестнадцатую калу, и наоборот, практика самайи дает явный обзор проявленности.
« Последнее редактирование: Апрель 12, 2009, 07:49:44 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов

.Гуруджи ко Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи!
Большое спасибо Вам за ответ!
Если это возможно, ответьте, пожалуйста, на один частный вопрос, (давно уже хочу Вам его задать):

Почему в стандартном написании (начертании) Кади Панчадаши (Шодаши) Видьи:

Ka e ī la hrīM

Ha sa ka ha la hrīM

Sa ka la hrīM (śrīM)

- третий слог в первой (Камараджа) куте - ī - обозначается, как долгий, (горизонтальной чертой сверху гласной буквы), но при произнесении мантры - никакой особой долготы этого звука не существует (не слышится), (мало того, если его намеренно затягивать, то нарушается ("ломается") общий ритмический строй мантры);
Будьте добры, пожалуйста, разрешите это (кажущееся) противоречие.

Искренне благодарен Вам за ответы!
С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Апрель 12, 2009, 00:49:53 от Виктор »
Записан

Виджай Дасми Натх

  • *
  • Сообщений: 30

Адеш, Шри Гурудев!

   Не могли бы Вы пояснить мне все-таки, как так получилось, что Шанкарачарья известен и как маявадин и как великий Гуру Шри Видьи? Я где-то читал что возможно, было несколько Шанкарачарьев. Не понятно как можно совмещать натховские шабар-мантры и Шри Видью. Наверное есть какие-то общие механизмы в основе обоих садхан?
Адешь ! Уважаемый Гуру , объясните пожалуйста , что такое Майявада и в чём её отличие от Шри Видьи .
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!
   Определение «майявада» основано на том, что Шанкарачарья был склонен все, за исключением Атмана и Брахмана (которые едины), считать майей (иллюзорной силой). Т.е. все проявления мира рассматриваются как иллюзорные. Вероятно, эта концепция обрела в адвайта-веданте популярность от Гаудапады и его аспарша-йоги (не имеющей соприкосновения с тем, что временно).
   Несмотря на это, некоторые последователи Шанкарачарьи рассматривают его как тантрика, так как ему принадлежит ряд текстов, например Саундарьялахари, вполне шактийский. На них и основана Шри Видья, опирающаяся на авторитет Шанкарачарьи. Последователи Шри Видьи считают Ади Шанкарачарью тантрическим гуру, проповедовавшим шактизм. Эта ситуация напоминает ситуацию с Буддой, который обучал тантре определенный круг учеников.
Многие тантрики не любят веданту за ее якобы отрицательное отношение к миру. Но я считаю иначе, и вовсе не потому, что веданта широко представлена в социуме. Но сам факт того, что веданта получила такую востребованность, говорит о ее эффективности. В чем она заключается? Кратко попробую изложить свою точку зрения, надеюсь, она соответствует объективной реальности.
   Тантра и шактизм имеют доктрину, которая рассматривает мир как проявление божественной энергии Абсолюта, и в зависимости от уровня таттв в более низкой категории больше преобладает двойственность. Например, в пяти шуддха-таттвах ее почти совсем нет, в майя-таттвах в виде канчук она преобладает, а в ашуддха-таттвах она особенно выражена, хотя, конечно, все таттвы, вплоть до земли, считаются проявлением божественного сознания. Например, майя ограничивает пространством и временем, ограничивает в устремлении (рага) и т.д. Пракрити и Пуруша - это категории, в которых еще больше преобладает разделение (видимо, схема связана с Патанджали и санкхьей), буддхи - его основное качество (различение), ахамкара (отдельное я) и т.д. Однако тантра признает, что существует иллюзорная сила, в тантре к майе двойственное отношение, и тантрическая доктрина подробно разбирает категории майи.
   Эффективность веданты в том, что она даже в самой своей радикальной майявадческой форме дает очень эффективную базу как для практической тантры, так и для натховской йоги, которая есть завершение тантрического подхода. Без максимального абстрагирования и оставления вся философия, даже самая утонченная, может стать просто интеллектуальной игрой, и вот в этом отношении адвайта-веданта с ее бесцеремонным подходом очень даже кстати. Она изначально отметает все, что может по самым разным причинам стать хламом, за это я уважаю ее учение. Впрочем, это не столько мой респект, сколько последователей Горакшанатха. Если вы начнете изучать сиддханту Горакшанатха, то сразу заметите, что в ней нет такого копания в структурах майи, все куда проще и сложней. Наибольший акцент он делает на том же, что и Шанкарачарья в адвайта-веданте (как форме максимальной вайрагьи) и на тантрической шактийской концепции. Шактийская концепция посвящена Ниджа-шакти, тождественной Абсолюту, которая коротко определена как махамайя и махавидья (адхарма и ахарма), а дальше идет объяснение природы тела Бога, как ямалы Шивы и Шакти, на всех уровнях основных самашти-пинды (макрокосмическое тело) и вьяшти-пинды (микрокосмическое тело). Чтобы теория эта была воплощена, без подхода адвайта-веданты тут никак не обойтись, максимальное отстранение - основа для максимального вовлечения в наиболее чистом и совершенном качестве.
   Многие последователи Шри Видьи, в общем-то, это тоже понимали, поэтому и сочли нужным использовать подход адвайты Шанкары, хотя сама Шри Видья была задолго до него. Кто-то считает, что Шанкарачарья ее сделал более рафинированной, и она в связи с этим утратила свою тантричность, я так не думаю. Будучи посвященным в обе линии Шривидьи (каула от Бхаскарарайи и самая – Лакшмидхары), нахожу их взаимо-дополняемыми.   

« Последнее редактирование: Апрель 13, 2009, 17:02:49 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Сапрема намаскара!

- третий слог в первой (Камараджа) куте - ī - обозначается, как долгий, (горизонтальной чертой сверху гласной буквы), но при произнесении мантры - никакой особой долготы этого звука не существует (не слышится), (мало того, если его намеренно затягивать, то нарушается ("ломается") общий ритмический строй мантры);

Этот слог читается как долгий, он относится к простым гласным.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов

Гуруджи ко Адеш!

Большое спасибо Вам за ответ!

Вы пишете:
в Re: "Натха-йога для новичка",
« Ответ #29 : Марта 07, 2009, 04:42:01 pm »:
"В Шривидье мы также находим восемнадцать Риши (число образовано от девяти), они имеют свои питхи и свои энергии в теле человека, к ним относятся особые виды Шриянтры. Кстати, здесь на форуме кто-то выкладывал янтры и спрашивал, почему треугольники в начертании Шриянтры разные, это как раз и была одна из восемнадцати разновидностей янтры".

Будьте добры, скажите, пожалуйста, существует ли все же какой-либо "основной", ("универсальный") вариант (вид) Шри Янтры?
(Задаю этот вопрос с совершенно конкретной целью: постольку, поскольку, (как я понимаю), с уверенностью идентифицировать  (соотнести) конкретную мантру - с конкретной янтрой - не всегда легко (не вмегда представляется возможным), хотелось бы иметь правильное (адекватное) понимание - какой вид (какую разновидность) Шри Янтры - следует использовать (применять) - как правило - в обычных садханах и созерцаниях? Очень важный вопрос, как мне представляется, для всех практикующих. Как быть, если "основного" варианта (вида) Шри Янтры - попросту не существует, и все упомянутые Вами 18 вариантов - совершенно полноценны? (Что делать, просто созерцать (применять в садханах) - по очереди - все подряд (где бы их тогда еще взять, в качественном изображении (исполнении) все 18 ? ), или попытаться прочувствовать "свой" вариант, который наиболее "близок", и затем использовать только его ?? ). Будьте добры, пожалуйста, дайте Ваши комментарии, разъяснения, рекомендации по этому вопросу.

Еще есть смежный с предыдущим вопрос, тоже (так же), по янтрам; (он касается как Шри Янтры, так и иных - используемых (применяемых) в садханах янтр - вообще). Скажите, пожалуйста, предпочтительно использовать в практике проведения пудж, сосредоточения, и медитации - черно-белые, или цветные янтры? Тоже, на мой взгляд, очень серьезный вопрос! Что бы Вы посоветовали (порекомендовали)? (Опять же, вытекающий из предыдущего вопрос по цветам (цветности, раскраски) янтр: насколько эти цвета каноничны, адекватны первоначальным (изначальным)? Великие Риши, прозревавшие эти янтры - несли их современникам - своим ученикам - в цветном виде (варианте) - или в черно-белом? Очень интересная, думаю, тема! Если Риши, прозревшие янтры, несли их своим современникам - в цветном виде - сразу же возникают два, (вытекающих отсюда), вопроса: сколь велика была доступная палитра красок в те времена, для адекватноого раскрашивания черно-белых "каркасов" ("основ", "скелетов") янтр, и насколько адекватными и не искаженными дошли эти цвета - до наших дней?

Искренне благодарен Вам за Ваши несравненные ответы!


Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Сапрема намаскара!
Виктор, тут вопросов много, и непростых - к сожалению, я не могу долго находиться в сети, но постараюсь позже ответить. Если коротко, то обычно есть одна вариация янтры, которая связана с линией Бхаскарараи.  Те 18 - это варианты конфигурации треугольников Шриянтры, если из Ваших знакомых кто-то будет в Индии, попросите чтобы вам купили книгу Надананда Тиртхи "Знание и сущность Шри Видьи", это такая толстенная книжица с множеством полезных изображений. 
« Последнее редактирование: Апрель 18, 2009, 02:33:17 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов

Гуруджи ко Адеш!
Огромное спасибо Вам за семинары!

  "...Будьте добры, скажите, пожалуйста, существует ли все же какой-либо "основной", ("универсальный") вариант (вид) Шри Янтры?
(Задаю этот вопрос с совершенно конкретной целью: постольку, поскольку, (как я понимаю), с уверенностью идентифицировать  (соотнести) конкретную мантру - с конкретной янтрой - не всегда легко (не вмегда представляется возможным), хотелось бы иметь правильное (адекватное) понимание - какой вид (какую разновидность) Шри Янтры - следует использовать (применять) - как правило - в обычных садханах и созерцаниях? Очень важный вопрос, как мне представляется, для всех практикующих. Как быть, если "основного" варианта (вида) Шри Янтры - попросту не существует, и все упомянутые Вами 18 вариантов - совершенно полноценны? (Что делать, просто созерцать (применять в садханах) - по очереди - все подряд (где бы их тогда еще взять, в качественном изображении (исполнении) все 18 ? ), или попытаться прочувствовать "свой" вариант, который наиболее "близок", и затем использовать только его ?? ). Будьте добры, пожалуйста, дайте Ваши комментарии, разъяснения, рекомендации по этому вопросу.

Еще есть смежный с предыдущим вопрос, тоже (так же), по янтрам; (он касается как Шри Янтры, так и иных - используемых (применяемых) в садханах янтр - вообще). Скажите, пожалуйста, предпочтительно использовать в практике проведения пудж, сосредоточения, и медитации - черно-белые, или цветные янтры? Тоже, на мой взгляд, очень серьезный вопрос! Что бы Вы посоветовали (порекомендовали)? (Опять же, вытекающий из предыдущего вопрос по цветам (цветности, раскраски) янтр: насколько эти цвета каноничны, адекватны первоначальным (изначальным)? Великие Риши, прозревавшие эти янтры - несли их современникам - своим ученикам - в цветном виде (варианте) - или в черно-белом? Очень интересная, думаю, тема! Если Риши, прозревшие янтры, несли их своим современникам - в цветном виде - сразу же возникают два, (вытекающих отсюда), вопроса: сколь велика была доступная палитра красок в те времена, для адекватноого раскрашивания черно-белых "каркасов" ("основ", "скелетов") янтр, и насколько адекватными и не искаженными дошли эти цвета - до наших дней?"
  "...Тут вопросов много, и непростых - к сожалению, я не могу долго находиться в сети, но постараюсь позже ответить. Если коротко, то обычно есть одна вариация янтры, которая связана с линией Бхаскарараи.  Те 18 - это варианты конфигурации треугольников Шриянтры..."

Если это возможно, пожалуйста, дайте Ваши несравненные комментарии по вариациям (разновидностям) Шри Янтры!
А так же, пожалуйста, осветите проблематику происхождения / применения в (духовных) практиках - черно-белых и цветных янтр!

Большое спасибо.

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Cапрема намаскара!
В связи с цветами, «проблематики», на самом деле, нет. В Индии используют разные янтры, например, выгравированные на разных металлах, на камне, древесине и др. Янтра буквально означает «устройство», «механизм». В янтре, скорее, важна сама структура, нежели цвет. Это примерно так же, как если бы стоял вопрос: изменится ли что-то в машине, если ее покрасить в тот или иной цвет, она по-любому будет двигаться, если ее структура исправна. Поэтому на первом месте в янтре - ее структура, а цвета  - уже второстепенное.
« Последнее редактирование: Июнь 05, 2009, 19:11:33 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Анджанея

  • *
  • Сообщений: 49

Уважаемый Гуруджи Матсьендранатх, духовная практика Шри Видьи начинается с пуджи Ганеше, хотелось узнать эзотерический смысл рождения Ганеши.
Согласно повествованию “Матсья-пураны” Парвати произвела на свет Ганешу, чтобы излечить своего мужа Шиву от привычки неожиданно врываться к ней в то время как она купалась. Однажды она “взяла масло и притирания, использованные при купании, и, соединив их с другими выделениями, вышедшими из ее тела, придала им форму человека, которому дала жизнь, окропив его водой из "Ганга". Затем она поставила его охранять дверь ее купальных апартаментов. Вскоре пришел Шива и был несказанно удивлен при виде Ганеши. Однако он попытался войти силой, и между ними началась ссора, в ходе которой Шива отрубил Ганеше голову. Когда Парвати вышла и увидела, что ее сын убит, она разразилась горестными рыданиями, и Шива, желая ее утешить, приказал, чтобы ему доставили голову первого попавшегося живого существа. Это оказалась голова слона, Шива приспособил ее к телу Ганеши и дал ему жизнь.
Согласно другой версии, на день рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани (олицетворение планеты Сатурн), и тот, явившись без приглашения, в гневе испепелил голову младенца взглядом. Тогда Брахма посоветовал Шиве пришить младенцу голову первого же существа, которое ему встретится. Этим существом оказался слон.
Я так понимаю проявление, рождение, а затем воскрешение Господом Шивой Ганеши связано с какими-то внутренними процессами, преобразованиями практикующего садхану Ганеши, поясните пожалуйста в ключе традиции Шри Видья.

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Сапрема намаскара, Анджанея!

   Обычно в Шривидье почитают стандартную форму Ганеши, а также Махаганапати, Шакти Ганеша и др. Он считается частью Богини, так как проявился из нее "Ганешамбикабхьям". Ганеша исполнен Шакти, поэтому, когда его почитаешь, эффект от пуджи приходит очень быстро. Ганеша - символ мощи, пяти материальных элементов, он связан с муладхара-чакрой, ее четыре лепестка - это четыре стороны света, а также это связано с первой авараной Шри-янтры, бхупура. Во время изучения и практики Шривидьи вы движетесь в центростремительном направлении, начиная от квадрата Шри-янтры. Мне еще Гуру говорил, что Ганешу не всегда считают сыном Шивы, так как он проявился из веществ, которыми умастила свое тело Парвати, когда она совершала омовение; по сути, Парвати - причина его проявления. Обычно в Индии Ганешу почитают всегда перед любой пуджей, на дверях домов также висит Ганеша, поскольку дом для индуса тоже священное место. Ганеша устраняет все препятствия в духовной практике, кто-то ему поклоняется для решения материальных проблем. Распространенная форма Махаганапати в Шривидье также олицетворяет вселенскую силу, смысл мантры заключается в том, чтобы подчинить в себе все свои внутренние энергии, так как вся Вселенная в нас самих. Ганеша, будучи бхупуром (основанием Шри-янтры), является практически всей Шри-янтрой, потому что основные мудры бхупура соответствуют всем аваранам янтры. Как я уже говорил, Ганеша весьма шактиен, в нем вся Вселенная, все живые существа. Что такое брахманда (вселенная) - это многоуровневое раскрытие Шакти и сочетание этих сил.
   Вообще это вопрос бесконечный, так как значений Ганеши очень много. Он упоминается уже в ведических самхитах, правда, его именем называют Агни, иногда Индры или Праджапати, в тантрах и пуранах встречается большое количество информации о Ганапати. В Шривидье он также связан с параллельным почитанием Гуру, а у натхов Ганеша почитается в его человекообразной форме, так как по легенде он сначала в такой форме и появился. 

« Последнее редактирование: Июнь 12, 2009, 01:43:22 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Анджанея

  • *
  • Сообщений: 49

Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи Матсьендранатх, благодарю Вас за ответ. Хотелось бы узнать еще какой эзотерический и символический смысл проявления слоноликой формы Ганеши, ведь это проявление связано с Господом Шивой?
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму

Вообще-то стоит упоминуть о существовании тантрического направления ганапатиев. В одной из их тантр, если мне не изменяет память, описано более 30 форм Ганеши. Естественно, что эти формы разнятся символизмом персонифицированной энергии.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Да, действительно, эта тантра - одна из пяти, посвященных наиболее популярным деватам. Однако, если я, конечно, не ошибаюсь, на данный момент Ганапатьи и Сауры (почитатели Сурьи) как независимые традиции уже не существуют в Индии. Они срослись с более известными культами. Хотя, как показывает мой личный опыт относительно Индии, в ней нельзя во всем быть уверенным в плане традиций на все 100. Может, какие-то линии Ганапатьев и сохранились, в свое время даже у натхов одна линия была связана с Ганапати, сейчас она как бы не существует.  А форм Ганеши очень много, упомянутые Сураджем, если не изменяет память - 32 формы, потом, есть еще 21 (наиболее популярные),  а также 12  форм, связанных с зодиаком, четыре формы представляют собой аватаров той или иной Юги. Потом, есть еще формы, которые соответствуют "амнаям" и т.д. Есть еще, кстати, 50 форм Винаяк, они считаются "абхичарскими" божествами, дают не только защиту и покровительство, но могут и причинять вред, как говорил один мой друг: "Наше счастье - чья-то беда" :05:. Эти Винаяки связаны с матриками, а матрики, как известно, в определенном смысле представляют собой как благостные аспекты Шакти, так и, нередко, свирепые. Винаяк связывают с буквами санскрита. Что собой символизирует символ головы животного? Очевидно, контроль животной природы (пашу). Если Ганешу почитают как высшего Ишвару, то он тождественен Шиве Пашупати, очевидно, это - истина для бхакт Ганапати. Вероятно, он покровитель, примерно так же, как некоторые защитные формы, типа Бхайравы или Ханумана. Кстати, при почитании Шивы тантры рекомендуют сначала почитать Ганешу или Бхайраву, но, очевидно, кто-то в формах Ганеши или Бхайравы узревает большее, потому больше их почитает, у тантры вообще гибкий подход.
« Последнее редактирование: Июнь 13, 2009, 03:27:44 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.