Адеш!
Определение «майявада» основано на том, что Шанкарачарья был склонен все, за исключением Атмана и Брахмана (которые едины), считать майей (иллюзорной силой). Т.е. все проявления мира рассматриваются как иллюзорные. Вероятно, эта концепция обрела в адвайта-веданте популярность от Гаудапады и его аспарша-йоги (не имеющей соприкосновения с тем, что временно).
Несмотря на это, некоторые последователи Шанкарачарьи рассматривают его как тантрика, так как ему принадлежит ряд текстов, например Саундарьялахари, вполне шактийский. На них и основана Шри Видья, опирающаяся на авторитет Шанкарачарьи. Последователи Шри Видьи считают Ади Шанкарачарью тантрическим гуру, проповедовавшим шактизм. Эта ситуация напоминает ситуацию с Буддой, который обучал тантре определенный круг учеников.
Многие тантрики не любят веданту за ее якобы отрицательное отношение к миру. Но я считаю иначе, и вовсе не потому, что веданта широко представлена в социуме. Но сам факт того, что веданта получила такую востребованность, говорит о ее эффективности. В чем она заключается? Кратко попробую изложить свою точку зрения, надеюсь, она соответствует объективной реальности.
Тантра и шактизм имеют доктрину, которая рассматривает мир как проявление божественной энергии Абсолюта, и в зависимости от уровня таттв в более низкой категории больше преобладает двойственность. Например, в пяти шуддха-таттвах ее почти совсем нет, в майя-таттвах в виде канчук она преобладает, а в ашуддха-таттвах она особенно выражена, хотя, конечно, все таттвы, вплоть до земли, считаются проявлением божественного сознания. Например, майя ограничивает пространством и временем, ограничивает в устремлении (рага) и т.д. Пракрити и Пуруша - это категории, в которых еще больше преобладает разделение (видимо, схема связана с Патанджали и санкхьей), буддхи - его основное качество (различение), ахамкара (отдельное я) и т.д. Однако тантра признает, что существует иллюзорная сила, в тантре к майе двойственное отношение, и тантрическая доктрина подробно разбирает категории майи.
Эффективность веданты в том, что она даже в самой своей радикальной майявадческой форме дает очень эффективную базу как для практической тантры, так и для натховской йоги, которая есть завершение тантрического подхода. Без максимального абстрагирования и оставления вся философия, даже самая утонченная, может стать просто интеллектуальной игрой, и вот в этом отношении адвайта-веданта с ее бесцеремонным подходом очень даже кстати. Она изначально отметает все, что может по самым разным причинам стать хламом, за это я уважаю ее учение. Впрочем, это не столько мой респект, сколько последователей Горакшанатха. Если вы начнете изучать сиддханту Горакшанатха, то сразу заметите, что в ней нет такого копания в структурах майи, все куда проще и сложней. Наибольший акцент он делает на том же, что и Шанкарачарья в адвайта-веданте (как форме максимальной вайрагьи) и на тантрической шактийской концепции. Шактийская концепция посвящена Ниджа-шакти, тождественной Абсолюту, которая коротко определена как махамайя и махавидья (адхарма и ахарма), а дальше идет объяснение природы тела Бога, как ямалы Шивы и Шакти, на всех уровнях основных самашти-пинды (макрокосмическое тело) и вьяшти-пинды (микрокосмическое тело). Чтобы теория эта была воплощена, без подхода адвайта-веданты тут никак не обойтись, максимальное отстранение - основа для максимального вовлечения в наиболее чистом и совершенном качестве.
Многие последователи Шри Видьи, в общем-то, это тоже понимали, поэтому и сочли нужным использовать подход адвайты Шанкары, хотя сама Шри Видья была задолго до него. Кто-то считает, что Шанкарачарья ее сделал более рафинированной, и она в связи с этим утратила свою тантричность, я так не думаю. Будучи посвященным в обе линии Шривидьи (каула от Бхаскарарайи и самая – Лакшмидхары), нахожу их взаимо-дополняемыми.