Сапрема намаскара Васудева!
Гуны – это качества Пракрити, они ведь не только в дошах проявлены. Они проявлены в 5 элементах, например: акаша в состоянии саттвы и раджаса – образует воздух (вайю), в раджасе – огонь (агни), в раджасе и тамасе – воду (аапа), в состоянии тамаса – землю (притхви). Далее, уже комбинации 5-и элементов, образуют всё остальное: дхату, доши и т.д. Все объекты – это комбинации изначальных гун, т.е, комбинации ранних комбинаций, если так можно выразиться. Сами же доши также делятся каждая на 5 разновидностей, они – создают тысячи различных своих проявлений. На самом деле, чтобы в этом хорошо разобраться, нужно посвятить этой теме немалое количество времени. Доши часто соотносятся с различными местами в теле, но они обладают свойствами перемещения по всему телу, в отличии от мал и дхату.
Что же касается грантх, то они соответствуют солнцу, луне и огню, трем кхандам в тонком теле. Они не зависят от дош и расположены в определённой последовательности. В разных источниках, места нахождения грантх, могут описываться по разному, например брахма-грантхи – как на уровне муладхары, так и анахаты, но они расположены строго одна над другой. Еще грантхи входят в систему Кундалини-шакти, а шакти – это более широкое понятие, чем например доши, дхату или прана, хотя они тоже ее проявления. Например, у натхов есть такое понятие как Ниджа-шакти, которая непроявлена и неотлична от Парама Шивы, она пронизывает собой всё, но в тоже время она вне какого-либо проявления. Шакти может быть «ниргуной» и в то же время Пракрити, её гунами и множеством их комбинаций. Грантхи - это шакти, а доши более грубые проявления.