Cапрема намаскара Виктор!
У Просветленного (Реализованного) Мастера, (являющегося, Гуру - для подражающего) - может найтись что-либо не-полезное - (надеюсь на правильное восприятие в контексте вопроса) - для подражания?
Непростой это вопрос. Ученику желательно, как ни странно, в самом начале пути «проецировать» (кавычки не случайно поставлены) на Гуру самое лучшее, Иштадевату как минимум (тоже кому-то «минимум» может странным показаться). Вы спросите, как же так в начале пути такое возможно? Подход тантрический и доктрина такая, если в нее верить, то такое возможно, если что-то высшее в человеке есть, то этим и надо заниматься с самого начала, а Вы вот вслушайтесь в себя. Правда, даже сложно сказать, что его нет? Так, на самом деле, со всеми людьми, мой опыт показал, что многим просто не хочется чем-то настоящим делиться. Почему? У каждого есть свои причины в зависимости от того, кем человек себя считает не для других, а именно для себя. Вот если у Вас появился такой мотив - Вы нашли Гуру, если нет - то не нашли, и что бы Вам о нем не говорили, что это - великий Садгуру (может, он и такой, на самом деле), это - не ситуация ученик-учитель, и значит, Ваш Гуру будет другим, его еще предстоит найти. Все просто. Поэтому я и говорю: здесь не нужно все делать сложным, жизнь и так непростая вокруг. А если решился, то все это не для понтов, сыпаться уже не имеешь права, вы оба взяли ответственность друг за друга и каждый в определенной степени, по-своему, за себя. Поэтому, да, можно лучшее видеть в Гуру с самого начала пути, ибо как все начнется (с чем), так оно и будет развиваться, можете не сомневаться в этом.
С вышеописанного все начинается, не с плохого, увиденного в Гуру, а с ОЧЕНЬ хорошего. Дальше, Вы спрашивали о «плохом», как по-вашему, мир плох или хорош? Вы хотите от него освободиться, в его частных проявлениях? Гуру, по-вашему, должен вести к мокше, которая над миром? Как в таком случае нужно воспринимать Гуру? Гуру как раба и придатка чего-то, или как того, кто над всем? Как Вы его воспринимаете, тому Вы и научитесь у него, тут все просто. Надеюсь, что нет смысла всем рассказывать банальные, казалось бы, вещи, что мир не только хорош или плох, но он еще и очень хорош, и очень плох. То, что это все превосходит, содержит в себе все это. Плох тот Гуру, который немного плох и плох тот Гуру, который немного хорош, а также тот, кто не превосходит все вышеперечисленное и не может к этому привести ученика. Однако, ни один Гуру не вытащит ученика за уши из всего того, что я перечислил, да и куда тащить-то, если ученик сам должен это раскрыть, при определенном отношении к Гуру, конечно. Высшее есть и внутри, и снаружи, но нужны усилия, чтобы поменять себя, свои усилия - это свои усилия, этому есть своя цена. На каком-то этапе станет очевидно, что это не твои усилия и не кого-то конкретно, это - уровень сахаджа-самадхи, об этом пока рано говорить, да и зачем?
Полное отсутствие своей воли" - (разумеется, в том случае, если у "утратившего волю" есть Гуру - Реализованный Мастер, (а иначе - какой же это Гуру, если не способен привести учеников к мокше?)) - "может мешать человеку раскрываться, развивать свой потенциал
Воля гармонична и воля ведет к всецелому совершенству, чего не скажешь про желания. Вся проблема многих людей в том, что они не имеют четкого различающего понимания между понятиями воли и желания, я бы сказал, что они - в каком-то смысле противоположны, а в каком-то - взаимодополняемы. Когда ученик приходит к Гуру, то это не означает оставление воли, это означает оставление каких-то желаний, каких-то колебаний, сомнений и т.д. Раз он пришел, то знает, зачем и знает, к кому. Понятие воли «Иччха» или «Адеша» - очень непростое, это качество Шивы и нас, так как мы тоже - Шива. Это, пожалуй, то, что находится над тем, о чем я ранее сказал, дхарма-адхарма, махавидья-махамайя, нам все в равной степени свойственно. Так сказано во всех натховских текстах, и тантрических тоже, с небольшой лишь разницей. Зачем Гуру ограничивать ученика просто так, делать из него недоразвитое существо? Разве есть в этом какой-то смысл? Нет, конечно. Оставление чего-то, получение чего-то взамен и раскрытие основной воли - таков главный смысл. Да и на самом-то деле, если действовать в таком ключе достаточно устойчиво, то начинают происходить чудеса, ты оставляешь что-то ценное, а оно все больше и больше к тебе приходит. Только может быть одна проблема, что, видя такое обилие, находясь с реальным Гуру, ты понимаешь, что ученики слабоваты пока, чтобы все обилие унести и что ты не ожидал такого. Ибо никогда и не представлял себе даже в смелых фантазиях, что какие-то сказки - не сказки вовсе. Одни понимают, что нужна полная трансформация себя, а другие просят прощения и говорят: «Я не знал, это действительно высокий путь, но я сейчас не готов» (возвращаться). Разные ведь «возвращения» бывают, это только теоретикам легко говорить о нивритти и мокше, потому что им никто не давал, возможно, на себе это ощутить хотя бы немного. У таких - возвратов не бывает вообще никаких, они уже - в мокше
.
Причем, даже если Учитель внешне проявляет какие-то недостатки, это не должно ученика сбивать с верного направления, в конце концов, это - тоже практика, которая работает..."
- не есть ли это опасный подход, чреватый любыми неожиданностями (неприятностями)?
Тут сложно что-то говорить, ибо форум читают многие и моя искренность мне выйдет боком, вот, например, писал тут Сунь Укун, что, типа, как же так у Вас нет смелых учеников, таких Сунь Укуней («учеников») я насмотрелся много. Смелых и многообещающих тоже. Впрочем, неважно, эта ситуация иная, вряд ли человек говорил то, о чем на самом деле думает. А так, я бы ему просто сказал: «Раз крут и все плохие, то покажи, чем ты всех лучше», обычно «смелых» ветром сдувает.
Я могу Вам на этот вопрос ответить что-то однозначное, типа: «Да, будьте осторожны, если видите недостатки в Гуру, значит Гуру плохие». Те, кто меня помнят и любят, скажут: «Вот как он все критикует, Гуру». Если скажу: «Видение может быть несовершенным, Гуру надо принимать каким он есть и смотреть, что с тобой в результате такого принятия происходит», - скажут по-другому: «Ну вот, гуруизм пропагандирует». Впрочем, я уже понял, что непонимание и недовольство всегда будут, что бы ты не делал, и кем бы ты ни был. Один мой Учитель как-то сказал: «Если у тебя очень много врагов стало появляться, то это может говорить лишь о том, что ты уже чего-то достиг в этом мире», - следовательно, логика такова, что если ты хочешь достичь многого, то враги неизбежны, не только неизбежны, неизбежно много врагов. Поэтому, что я Вам могу сказать, Виктор? Если совсем честно, то, конечно, лучше сразу быть готовым к тому, что у хорошего Гуру Вы сможете увидеть все, что угодно. В Вас он тоже раскроет все, что только можно раскрыть, все хорошие и плохие стороны в душе. Но надо всегда знать одно, что Гуру священен, что бы ни происходило.
Вы спрашиваете: «Опасно ли такое»? Это не просто опасно, а самое опасное из всего опасного. А Вы надеялись, говоря о мокше, на что-то другое? Я уже сейчас вижу, что мои слова и контекст кем-то наверняка будут извращены до совершенно противоположного тому, о чем я написал, но если до Вас или кого-то еще все-таки немного дойдет основной смысл, то это не проблема, проблема - если не дойдет ни до кого. Помню, меня как-то один товарищ спросил: «Вам не страшно оказаться в психушке?» Я сказал, что нет, - мы все в ней родились, так что уже боятся поздно.