Шри Гуруджи Адеш!
Я думаю, что нужно привести выше сказанное мною в более логичное состояние, дабы не остаться неверно понятым, и донести шире ряд идей. Так всегда бывает, что простые темы охватывают много разных сфер, о которых можно говорить очень много. Речь шла не о том, что кто-то кого-то совершенней, мужчины или женщины, а о том, что это на уровне явленного Бытия очень разные существа.
Во-первых, относительно свободы и несвободы женщин в Индии. Давайте не линейно посмотрим на свободу, а разносторонне. Я думаю, не только в Индии, в царской России и вообще во многих странах в основном всегда было принято, что обязанности мужчин - зарабатывать и обеспечивать семью, а обязанности женщин - привносить гармонию внутри семьи. По той причине, что любой человек с самого детства постигает среду, в которой он живет, как внешне, так и внутренне. Это происходит одновременно, у мужчин и женщин присутствует оба подхода, но, как правило, один доминирует. Женщина изучает мир, и мужчина изучает мир. Есть еще духовные учителя, задача которых помогать не увязнуть человеку в быте, и в том, что может стать серостью, т.е., условно говоря, это та категория существ в социуме, которые ведут к освобождению от разных ограничивающих духовных факторов. Нас постоянно кто-то оберегает, чему-то учит: это родители, наши друзья, разные учителя, государственные службы (растяжимое понятие), святые, Божества (тоже непростое понятие), ибо много систем веры.
Теперь о свободе женщин и мужчин, свобода - слишком громкое и абстрактное понятие, мужчина, который постоянно контактирует с социумом, всегда сталкивается с той средой, где ему нужно перешагивать через себя. Как бы кто не говорил о том, что он свободен, это крайне неоднозначная фраза, мы все зависим от всего, и не надо думать, что тот, кому дана свобода в чем-то, является крайне независимым, в этом мире многое дается авансом. Каждому за что-то нужно отвечать, в зависимости от того, какой уровень ответственности с него берется. Если вы ребенок, с вас спросят ваши родители, а с ваших родителей спросят их начальники на работе, а с тех еще и еще. Нет людей абсолютно независимых. Эту фразу «Дайте женщине свободу» нужно трезво рассмотреть. Ок. Женщинам в России дали свободу лет 80-90 назад, но чтобы она не только заботилась о том, что у нее дома, как приложение ей дали «отбойный молоток в руки». Если кому-то из женщин нравится все делать и за себя и за мужчин, такая «свобода» кажется приемлемой, то почему бы и нет. В принципе, в Индии сейчас тоже многие старые системы поменялись, и женщине также дано право работать на мужских работах, как и на Западе: в полиции, в администрации, есть даже женщины мэры. Думаю, это личное дело каждого, главное знать то, что вы выбрали сами, ну и потяните вы на это все или нет.
Почему мужчина, который развивается в социальной среде, не должен «зависеть» от женщины. Не нужно это понимать слишком буквально. Если вы хотите, чтобы ваш бизнес и семья процветали, и то и другое должно быть внешне очень разным, потому что одно развивает другое. Понимаете, мы с этим миром - один организм. Есть такая система "су-джок", в ней, когда вы воздействуете на одну часть тела, эффект распространяется на все тело полностью. Каждая точка пространства отражает всю систему, поэтому в системе должен быть обмен, циркуляция. Между мужчиной и женщиной существует тоже обмен, а чтобы вам было чем обмениваться и не скучно жилось друг с другом, нужно чтобы вы были разными, не так, конечно, чтобы совсем не понимать друг друга, можно ведь все довести до крайности. Так, чтобы было что-то очень общее, но и как можно больше разного, тогда ваши отношения могут стать такой сферой, которая будет открыта для всех изменений мира, и вы не будете мешать друг другу жить, а наоборот, помогать. У вас будет много праны, прана - это ведь жизнь. Т.е., не замыкать друг друга духовно, чтобы развивать себя внутренне и развиваться в этом социуме внешне. Если вы это достаточно хорошо видите и понимаете, тогда вы также поймете, что такое санньяса и нужна ли она вам, какой это уровень на самом деле. Конечно, можно все упростить и систему варнашрама и санньясу, сказать что все в этом мире мужчины к…лы, а женщины с…ки, мир - отстой, я ухожу в другой мир, чистый и прекрасный. Но мир, на самом деле, не прост, и люди в нем все не простые, жизнь каждого человека неповторима, уникальна, при этом они части этого единого мира. Санньяса - это не уход от мира, а смена уровня его видения, потому и говорят, что путь садху - это путь для духовно зрелых людей, а не для шизиков с кучей претензий ко всему. Как вы думаете, почему помимо санньясинов в Индии появились авадхуты? Потому что санньяса стала многими восприниматься как часть социума, которая его духовно обогащает. Но для поверхностных людей авадхуты кажутся людьми не от мира сего, они даже не вписываются в те представления, которые у многих сложились о санньясе. Авадхуты - это агхори, натхи и т.п. Однако эта категория тоже неоднозначна, так что не буду совсем все расписывать и углубляться в каждую деталь, скажу одно, авадхуты не просто хиппи и бунтовщики, они суть ортодоксальной санньясы и суть всего индийского социума. А что значит «всего»? «Всего» означает со всем прекрасным, духовным и со всем мерзким, что в нем есть, и самое главное, что за пределами этих двух реальностей. Особенно эта запредельность относится к натхам.
Я привел сравнение. Количество посвященных в традиции женщин и мужчин крайне разнится, но, опять же, не все так просто, как может показаться на первый взгляд, есть те, кто родились в семье даршани. Такая ситуация распространена в Непале, например. Между пантхами есть разные мнения на тему даршани-грихастх, это крайне сложный вопрос, хотя, среди 60% натхов доминирует отрицательное отношение к такому подходу. Это также как в случае с именами: могут ли натхи иметь такие имена, какие носили Девять Натхов, как мое например. Кто-то скажет, что нет, а кто-то - что да. Можно встретить немало натхов с именами Сантошнатх, Сатьянатх, Адьянатх, Шивнатх, Матасьянатх (Матсьендранатх) и др. Мнения очень и очень разнятся, на тему того, что допустимо, а что - нет. Смотря под каким углом зрения посмотреть на все. Мы все - Параматма, независимо от того, кто мы внешне. Кто-то считает, что мужчина Гуру не может посвящать женщин, но есть немало весьма и весьма авторитетных Гуру, которые передали посвящения многим женщинам. Один только Нархаринатх инициировал 500 женщин, он пользовался очень большим авторитетом в Непале, и вообще в Натха-сампрадае.
Говоря о количестве посвященных женщин и мужчин, я еще подчеркнул одну деталь, на которую, судя по всему, не все обратили внимание, хотя, именно она самая важная. Женщин с посвящением садху-даршани было в традиции не так много: Лакшми Маи, Маянамати, Вимала Маи и др., но при этом все они стали Сиддха-йогини. Мужчин, посвященных в традицию всегда было много, но реализованными сиддха-пурушами стали не многие. Так вот, задумайтесь, какова разница между теми, кто посвятился в традиции, если важно то, кем стал потом в ней посвященный? У женщин хорошая интуиция и другие духовные качества, которых часто не достает мужчинам. Женщина всегда во многих религиях ассоциировалась с материальной природой, но если она утверждалась в духовной сфере, то достигала предельно высокого уровня. Возможно, это происходило потому, что из-за того, что женщин не допускали к каким-то брахманским религиозным практикам, у некоторых из них появлялся крайне высокий интерес к данной сфере, который переростал уровень многих формальных брахманов и садху.
Еще, я так чувствую, прочитав это все, кое-какие русские «тантрики» и «шакты» будут ухмыляться: «Да ладно, это только такая ситуация для брахманов ортодоксов, и техже натхов, такие как мы, каулы и вамачарины, допускают всех, а женщин очень даже любят». Так вот, для вас я скажу отдельно: «Не надо меня учить на счет того, кто такие настоящие каулы в Индии, вы - это не они». Каула-дхарму невозможно вообще проповедовать, потому что это не система практик, какие-то методики чтения мантр над гениталиями, это уровень развитости сознания в первую очередь. Нигде в Индии нет таких гипертрофированных форм проповедей вамачарщины, как в бывшем СССР и СНГовии. В Индии такие вещи практиковали те, кто с детства прошел много санскар и утвердился во многих общих ниямах, а то, что принято называть там вмачарой - это нечто существующее для предельно духовных людей. В России ситуация иная, в ней вамачара дополняет избыток внутренней человеческой гнили, а не чистоты, в которой садхака утвердился, вот вы и получаете соответствующие результаты. Такой путь мы проповедовать не будем.
Вернемся к общей ситуации, которая не в Индии. То, что я рассказал о реализованных в традиции сидха-йогах и йогини на Западе может иметь иной вид. Ибо внешние правила социума другие, и их натха-йогин должен учитывать. Если я скажу, что в Индии женщинам запрещали многие обряды и практики, поэтому у некоторых появилось стремление просветлеть в этой жизни, не означает, что то же самое будет за пределами Индии. Теоретически, все женщины могут подумать: «Так это же я и есть, тот небольшой процент просветленных женщин - это именно моя природа». Несомненно, ваша, но ее надо реализовать на практике, а не только на словах. Посвятившись в большом количестве, как и мужчины в Индии, у вас ситуация может получиться как у мужчин в Индии, если даже не сложнее. Там очень много мужчин садху, которые в основном спецы по забиванию чилумов с анашой. На Западе и мужчины по-другому к религии относятся, более что ли наплевательски. Поэтому, я лично для себя не вижу смысла ставить большой знак различия в духовном отношении между мужчинами и женщинами, так как эта культура изначально не такая как в Индии. Поэтому практиковать могут все и все, в зависимости от развитости своей человеческой сущности. Если кто-то со мной не согласен и считает, что нужен индийский подход, пусть едет в Индию и там живет, зачем осуждать меня, покажите на практике то, на что тянете вы, подтвердите ваши слова личной жизнью. Или если кто-то, кто считает, что нужно вообще «подзабить» на весь индуизм, для вас, друзья мои, существует нью-эйдж или разного рода шизотерические общества. Еще я допускаю то, что натха-йогин может по вере принадлежать к православию или другим религиям, совмещение с ортодоксальными истинными религиями приветствуется. Почему бы и нет. Могут быть недовольны некоторые попы, а кем они довольны? Если они даже между собой делят паству - это обычная политика и бизнес. Мне патриарх Аведьянатх сказал, что Иисус Христос был сиддхом, и поэтому его тоже можно почитать также как Гуру Горакшанатха.
Как эта вера совместима с понятиями чакр, Кундалини и т.п.? Тема непростая, но я считаю, что она разрешима, для меня сейчас, по крайней мере, это так. Все зависит от того, как вы видите эти метафизические понятия. В основном сложились весьма фиксированные представаления о них, но в ранних тантрах объяснение чакр и Шакти весьма и весьма разнообразное. Ко всему прочему, в ведизме у того же Патанджали о чакрах почти ничего нет. Можно, конечно, углубиться в эту тему, но нужно рассматривать многие йогические понятия, методы и сам индуизм. Поверьте мне на слово, совмещать вполне можно, а где-то даже и нужно. В древности у людей не было таких информационных технологий как сейчас, и не было средств для перемещения, поэтому многие культуры были очень локальные. Сейчас время информации, многие духовные лидеры пользуются интернетом, в котором ее большое количество. У людей ум полон всякой всячины, поэтому на него не действует все негибкое, жестко архаичное. Для многих религия - это какой-то поверхностный формальный атрибут, а поход в храм - что-то вроде психотерапии. Поэтому, как мне кажется, многие садханы, с одной стороны, должны иметь прочную принадлежность к парампаре и корню своего происхождения, с другой - максимально просты и, в тоже время, разнообразны. В Индии все это есть, просто находиться в несколько заархивированном виде, там есть, что постигать, но если постигаемым будет суть - она будет полезна миру.
В общем-то, тема была про БИ. Я считаю, что БИ учат не победе над кем-то извне, это победа над личными слабостями. Победить - означает поменять противника, можно, даже убив человека, не победить его. В Махабхарате есть история про сына Арджуны, который с самого детства осваивал военные науки. На Курукшетре его убили, он был один и его окружили противники, он мог сдаться. Сначала ему отрубили одну руку, он продолжил сражаться, взяв меч в другую руку, когда потерял ее, продолжил бой ногами, а когда ему отрубили ноги, он стал повторять мантру. Ему отрубили голову, но его война не закончилась. Это пример ситуации, когда можно погибнуть, но не остаться побежденным. Любая садхана - это тоже война, война с врагами более могущественными чем те, которых вы видите на татами. Человека ведь можно победить, наказав его более сильно, отправив надолго, например, в миры Паталы.
Есть другая история, когда на пути в Трию Горакшанатх встретился с Махавирой Хануманом (он известен как великий воин, слуга Бога Рамы). Хануман охранял Матсьендранатха с его царством. Они стали сначала сражаться как все воины, тогда Хануман понял, что это не простой воин, а очень опытный и могущественный, и Хануман стал использовать разные орудия: астру, моханастру, наведение иллюзий и выведение сознания из равновесия, Горакшанах отразил джнянастрой (орудием джняны), Хануман использовал ваджрастру, Горакшанатх отразил ее индрастрой, и, в конечном счете, Хануман потерял силы и упал на землю. Горакшанатх его победил. Тогда Хануман пошел к Раме и рассказал ему как все было, спросив, почему его, великого воина, слугу самого Бога, того, кто превосходит силой многих Богов, победил некто по имени Горакшанатх. Рама ему ответил: "Сильнее Богов может быть только Натх Йоги. Поэтому ты должен обязательно стать его учеником, тогда ты поймешь окончательно суть воинских искусств". Так Хануман отправился к Горакшанатху, и Горакшанатх ему передал знание, которое включает в себя все, и БИ в том числе. Став его учеником, Хануман основал один их натха-пантхов, Дхаджа-пантх, он получил свое распространение на Юге Индии и на Шри Ланке. Воин - это не тот, кто научился только драться, ведение боя - это большой путь, в котором мы побеждаем заблуждения и слабости, порожденные Махамаей. Живя в Трие, Матсьендранатх был одной ногой в Патале, ведь он утратил много йогических сил, туда явился Горакшанатх и показал свою силу Богу Яме, тот в страхе вычеркнул из списков имя Матсьендранатха.
Но этому предшествует история о том, как к Горакшанатху пришел один йогин и стал оскорблять его Гуру. Горакшанатх предложил ему магический поединок и проиграл его. Тогда он взмолился своему Гуру, но увидел духовным видением, что его Гуру в Трии живет со множеством женщин. Горакшанатх подумал, что он проиграл бой потому, что его Гуру утратил силу в связи со своим образом жизни. Ведь сам Горакшанатх совершал тапас и практиковал методы йоги, он был великим аскетом, многие боялись его силы, поскольку он мог превратить врагов в лягушек или наслать засуху. Но тут он был побежден. Горакшанатх отправился к своему Гуру, чтобы спасти его. Он, после всех препятствии на своем пути, проник в царство, где находился его Гуру. Между ними завязался философский диспут на тему садханы, что в ней правильно, а что нет. Горакшанатх «победил». Он даже победил Яму, как я уже ранее написал. Тогда Горакшанатх сказал своему Гуру: «Ты забыл, что ты мой Гуру. То, где ты сейчас - не твое истинное место, твое место среди учеников, аскетов, а не среди этих женщин». Матсьендранатх согласился, они отправились к ученикам, и когда пришли, Горакшанатх увидел двух Матсьендранатхов: одного, сидящего с учениками, и другого, идущего с ним, которого он «освободил из ловушки Майи». Матсьендранатх, который был с Горакшанатхом, подошел к тому, который сидел с учениками и растворился в нем. Горакшанатх был в шоке. После этого Матсьендранатх ему сказал: «Тебя победил тот йог, потому что у тебя, с обретением сиддх, не было побеждено йогическое высокомерие. Эта ситуация для тебя большой урок, ты сражался с Майей, не зная о том, что ее природа двояка. Тот, кого ты считал своим врагом - твой лучший друг, Махамайя - она же и Махавидья, Матсьендранатх - это Майя-сварупа, он символ Пурноты, Учитель каулов, а Горакшанатх - внутренняя суть каула-дхармы, ее завершенная стадия". В нашей традиции почитают Богиню Йога Майю, потому что она устраняет заблуждения на пути йогина. На пути йоги существует множество препятствий, и каждый может впасть в самые разные иллюзии, кто-то в технарство, кто-то в магизм, кто-то в желание делать деньги на йоге, у людей так много слабостей, поэтому мы почитаем Йога Майю, чтобы устранить эти заблуждения. В первую очередь мы стараемся быть привержены нашему Гуру, потому что Бог - это Махамайя для ученика, а Гуру - это Махавидья, без Гуру не может быть знания, не может быть глубокого понимания учения и практики. Поэтому Гуру - это основное.
Кстати, сегодня Новый Год, также очень скоро будет и Гуру-джаянти - день явления нашего Гуруджи Митхлешнатха Махараджа. Всех Вас поздравляю с этим Новым Годом, пусть все Ваши проблемы и заблуждения останутся в прошлом году, а в Новом к вам придет новый опыт, новое отношение ко всему. Как говорит мой Гуру: «Правда в новом». Пусть Новый Год вам принесет новые уровни правды.
Джайя Гурудев!
Адеш!