В свое время меня также интересовала тема единоборств, но я уже давно этим не занимаюсь, хотя помню некоторые ката из шотакана, 24 форму тайцзи стиля Ям наизусть. Просто, занимаясь этими вещами, пришел к выводу, что есть слабости, по которым тебя бьют в спарринге. Если даже станешь бойцом и профессионалом, то это не значит, что тебя не побьет какая-то сфера этой большой жизни. Победив одни слабости в одной сфере, ты не замечаешь, как кто-то в тебе выследил слабости в другой, на которую ты вообще не обращал внимания. Примерно так я и пришел к йоге, а потом я увидел, что в йоге тоже много всего: стили, школы, подходы, войны конкурентов, когда в этику и социальную адекватность, в беленькое на вид заворачивается полная чернуха. Попав к натхам, меня также ждали свои "сюрпризы", но похоже, что я первый из русских, кто постарался за курением чараса, отсутствием "практик", внешней демонстрацией невежества усмотреть нечто большее. Хотя, безусловно, у них много всего такого, что может быть западному преподавателю йоги и не нужно. Но на самом деле, у натхов есть чему учиться, даже не столько практикам, сколько принципам и самим подходам. И как сейчас я вижу эту ситуацию, это знание стоит всех тех техник, которым обучают в обычных йога-шалах. В том-то и вся мудрость и эффективность, что методов нет, есть гибкие подходы, с которыми можно выживать там, где другие "загибаются" и незаметно "сыпятся". Я встречал много недалеких людей, погруженных в социальную бытовуху, которые мне задавали совершенно невежественные вопросы: "А почему тебя типа натхи не научили кхечари-мудре? А вот наш гуруджи ну такую великую тайну знает." Как может техника сделать глупца-технаря мудрее, на техниках могут только коммерческие учителя стричь купоны с тех, у кого система ценностей к этому располагает. В традиционных школах йоги, как это на самом деле существует в Индии, Гуру расшатывает шаблоны в мышлении своего ученика, а после, убедившись, что он подготовлен, отпускает его в жизнь учиться дальше самому. Да и не может быть истины в техниках, которые можно продать за пять сребреников, или которые может открыть тот или иной гуру, если решит подзаработать, всякое ведь случается. По идее, если согласно многим йогическим шастрам, практикуя махамудру, человек может покорить разные силы природы, то это должно было бы означать, что в этой махамудре суть всего мироздания. Однако раз ее продают на множестве курсах по йоге, не абсурдно ли полагать, что все дело в какой-то определенной технической формации? Даже если кто-то и говорит, что вот есть там ну очень тайные техники втягивания в пенис посредством катетера жидкости или растягивания языка, и вот этому типа учат не всех. В чем они хотят убедить? В том, что не найдется хоть кто-то, кто когда-нибудь эти практики не расскажет тем, кто растрезвонит их массово? Или если были бы какие-то практики в виде секретных каулических пудж, предназначенных только для чакры великих тантрических йогинов, и именно в техниках все секреты, то неужели хоть кто-то не найдется, кто когда-нибудь их покажет простым людям? Значит, если тайна и есть, то она, конечно же, не в этом, а в самом том, что практикующий обретает на уровне измененных состояниях сознания. Чтобы их воспринять, нужно понимать сам подход, а это явно не всем дано, ведь, несомненно, этому предшествует рушенье своих фиксированных представлений. Многим ли такое понравится? Об этом легко сказать, но, как правило, те, кто начинают такое реально проходить, забывают то, о чем они говорили раньше, а кричат: "Мама", и бегут к учителям, которые их научат поклоняться "Маме", преподнесут все понятно и адекватно, создадут иллюзию духовных практик. Это не школы, а кружки, которые куда более щадящие, чем сама жизнь, и все их разговоры о духовности - это просто детский садик. Поэтому мне подход натха-йогов понятен, там взрослые люди, которые приходят не ради игр в философов, построения социальных организаций, где будет как панацея преподноситься какой-то стиль асан, и не ради организаций мероприятий, цель которых - получить "хлеба и зрелищ". Туда приходят за мокшей, в ее практическом широком смысле, отсюда и такая ситуация, что натхизм никто не распространил на Западе и по сей день. Какие-то очень небольшие группы людей. С другой стороны, я не хочу сказать, что учение ограниченное. Оно может быть неплохой духовной основой для тех техник, которые многие делают, но если кто-то желает свою практику и мировоззренческий уровень повысить. Я не знаю, как в этом плане обстоит дело в китайских системах, так как ни у кого в Китае долго не учился. Зато в Корее скоро стану мастером куксандо (традиционная корейская психофизическая система), она мне также интересна. К сожалению, в Индии такого плана грамотно отстроенных школ не так много. Куксандо - это нечто среднее между китайскими системами и йогой. Я посетил почти все восточные страны, везде есть какие-то свои направления, некоторые из них широко не известны, но, тем не менее, вполне достойные внимания и уважения. Так вот, в куксандо тоже есть общая практическая часть из 360 асан, которая полезна для всех, и есть уровень для тех, кто хочет уже более прогрессивно развиваться в духовном плане. Кстати, в куксандо на одной из ступеней используют и элементы БИ, правда, в целом этому придают иные задачи. Корейскому мастеру Ким Кей Йонгу отдельное спасибо, благодаря ему я смог много ценного почерпнуть и посмотреть на практики хатха-йоги с другой позиции, хотя натхизм и не уступает в этом отношении, просто в нем до многого нужно доходить самому посредством медитаций, но и, несомненно, опираясь на авторитет Гуру (без этого никак). Но реально для этого надо все-таки пожить среди натхов и серьезно погрузиться в Традицию, а это, будем говорить прямо, не всем дано. Тем более, непопсовые Гуру к отбору учеников, а не тех, с кем можно поиграться, - подходят разборчиво.