В самой Горкхе в пещеру Горакхнатха иностранцев не пускают, причем часто и самих индусов, разве что по определенным праздничным дням. Меня пропустили в саму пещеру и моих учеников тоже. Собственно говоря, пещерка сама небольшая и раньше не была огорожена, сейчас она закрыта небольшим строением, обычные прихожане ее могут посмотреть, не заходя внутрь.
Посетили еще несколько храмов: три храма Матсьендранатха и один Минанатха. Храмы по стилю больше напоминают синтез буддизма с индуизмом, так как встречается одновременно много буддийских и индуиских Божеств. Три храма открываются только по определенным праздникам, и только в одном проходят регулярные пуджи, что самое интересное: в храме Сето Матсьендранатха (Белого Матcьендранатха) пуджари - женщины.
Храм Ракта (Красного) Матсьендранатха
Храм Минанатха
Храм Матсьендранатха
Сето (Белого) Матсьендранатха
Зашли в один из буддийских храмов линии Нингмапа, возле него - пещера, в которой совершал садхану Падмасамбхава. Возле буддийского монастыря находится индуистский храм Шеша-нараяна, на стенах которого много фигурок божеств, занимающихся сексом. Индус, который там был, объяснил: «Нация должна была размножаться, поэтому на храмах делали подобные изображения»
, но после того, как я с трудом сдержал смех, он сказал, что в этом все-таки есть какой-то еще эзотерический смысл
. Вообще в Непале на многих храмах изображены фигуры эротического характера, в основном разных Божеств. На скале под пещерой Падмасамбхавы естественным образом появились каменные образования, по форме напоминающие змея Нага, которого по легенде победил Падмасамбхава. В том буддийском храме-монастыре живет смотритель, довольно светлый монах, имя не помню, с ним удалось немного пообщаться. Я спросил про Дзогчен, Кьерим и Дзогрим, на что он ответил: «Да, эти практики некоторые монахи выполняют, но не многие, нужно предварительно пройти другого рода садханы». По манере его рассказа было видно, что к такого рода передачам они относятся весьма трепетно и так просто ничего никому не передают. Сразу вспомнился Намкай Норбу, похоже, что в Непале буддисты к передачам подходят весьма строго и через ступени не перепрыгивают. Хотя, конечно, подход НМ мне больше нравится.
В Покхаре совершенно случайно посетили одного садху из Джуна-акхары, он оказался редкостным, т.к. увлечен только садханой и не думает о деньгах вообще. Интересно то, что у них садханы весьма схожи с натховскими, например, практически та же шамбхави-пуджа, она выполняется сидя на корточках, а руки складываются в те же мудры. Называется она "Алакх-пуджа". Садху линии Нага используют те же категории мантр, только тексты их иные: для бхабхута (священного пепла), бхагава-дхарана (ритуальная одежда), лангот (для брахмачари) и т.п. Один мой ученик задал вопрос на тему курения чараса: «Для чего это делают садху?» Хотя мы и так многое знаем, но обычно разные садху дают разные объяснения. Этот сказал, что при курении чараса легче переносить сознание в другой мир, и поэтому садху получает удовольствие от ананды духовного мира, а не от секса. Короче, на сексуально привлекательные объекты он никак не реагирует.
Такая вот забавная вещь. Чуть позже, возможно, еще напишу в этой теме и выложу фотографии.