Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаямы из Рудра-ямалы и Аманаска-йоги.  (Прочитано 4636 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556

Адеш, Гуруджи!
Адеш, всем ученикам Гуру и поклон читателям форума.
Хотелось бы спросить у тех кто знает. Недавно Гуруджи мне прислал свой перевод, из Рудра-ямалы, где говорится о пранаяме. Возможно он так же кому-то из вас его пересылал. Я там ничего не понял, если честно, вернее понял что речь идет о времени, о титхах, связанных с лунными сутками. Но там сказано, что на каждые сутки нужно дышать определенной ноздрей. По три дня одной, потом сменять. А еще мне непонятно  по поводу текста Горакшанатха - "Аманаска-йога", там говорится насколько должна быть задержка и какие сиддхи в результате, но все же там что-то дико немыслимое, например, задержка на 12 лет.  :07: :011: Это что-же, прямо так на 12 лет и задерживают? Или у этого есть какой-то особый смысл? Буду рад хотябы минимальной подсказке, разъясняющей эту ситуацию. Еще не ясно, к какой традиции относится Рудра-ямала, я спрашиваю потому, что там описание очистительных шат-карм, которые встречаются в хатха-йогических текстах натхов, может натхи его и составили? Но там много всяких практик,- которые можно отнести и к каулизму или к какой-нибудь шактийской традиции.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаямы из Рудра-ямалы и Аманаска-йоги.
« Ответ #1 : Август 17, 2008, 16:37:41 »

Адеш!
Думаю, текст скорее смесь традиций. Но сама пранаяма, судя по всему, относится к КШ, если не ошибаюсь, нечто подобное есть в Тантра-саре в пятой главе, поищите, она, кажется, в сети есть. Там тоже соотношение вдохов и выдохов с титхами и т.д. Еще поясняется и то, что вдох и выход - это процесс погружения и освобождения сознания. Не удивительно, ведь в КШ пять вайю соотносятся с состояниями сознания. Я думаю, что речь идет о внутреннем восприятии времени и работе с энергиями микрокосма, в йогических текстах всегда вдохи и выдохи отмеряются «матрами», что имеет очень широкое понятие. Это не всегда означает привычные для нас секунды. Поэтому не удивляйтесь, если тексты посоветуют сделать прана-ниродху (остановку праны) на целую кальпу. Так как ты сам Абсолют, то и понятие времени у тебя лично свое. И еще, если внимательно прочесть, там говорится о том, что кришна (2 темных недели) - солнце, а швета (2 светлых недели) - луна, связаны с идой и пингалой, это просто описание неких внутренних процессов. Луна и солнце, и их соотношение с вдохами-выдохами, праной-апаной, скорее нечто субъективно-образное.
С Аманаской тоже самое. Хотя, с другой стороны, я видел и тех, кто действительно в Индии некоторые формы тапасьи делает по 12 лет, 20 и больше, поэтому возможно кто-то может такие практики понимать на более грубом уровне, и так прямо и выполнять их. Но я не сторонник такого подхода, хотя, не могу отрицать и его, может кому-то такое по душе.
   Вообще, практики КШ сложно понять без реального Гуру этой традиции, а таких сейчас почти нет. Я нашел одного, время от времени с ним общаюсь, но имя называть не буду, ибо становится «проповедником КШ» не планирую, это для себя. Но, в принципе, мне и так примерно понятен смысл подобных техник, подобных этой пранаяме из Рудра-ямалы. Это работа с внутренним временем, при условии, что понятие прана не отдельно от определенных состояний сознания. В КШ вообще весь мир - ваше сознание, так что все объяснимо.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Пранаямы из Рудра-ямалы и Аманаска-йоги.
« Ответ #2 : Август 17, 2008, 16:44:29 »

Адеш,  Гуруджи!
Во как!!! Спасибо. Уже проясняется что-то. А почему же кришна(черная сторона луны)-это солнце, солнце же вроде как не черное, а наоборот светит?
« Последнее редактирование: Август 18, 2008, 14:20:30 от Виранатха »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаямы из Рудра-ямалы и Аманаска-йоги.
« Ответ #3 : Август 17, 2008, 20:07:10 »

Адеш!
Смысл в том, что когда ты видишь Луну, то она "есть", когда не видишь, то вместо Луны - Солнце. Такой контекст. Там же, например, есть на вид нелепые строки: "нужно медитировать на Шиву в ноздрях". Если ноздри - это Солнце и Луна, тогда все становится понятно. Еще там сказано, что если практику выполнять с момента рождения, то это ведет к мокше. Опять же, как еще понимать значение "момент рождения", если начало вдоха, то это одно, или же можно понимать как дата рождения, но если как само рождение тела, которое произошло много лет назад, то это будет просто нелепость. Подобные тексты часто используют язык символов, который свойственен каулам, натхам и сиддхам, поэтому еще не каждый сможет перевести такие тексты, даже если и знает санскрит на некотором уровне, достаточном для буквального перевода.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Пранаямы из Рудра-ямалы и Аманаска-йоги.
« Ответ #4 : Август 18, 2008, 14:19:31 »

Адеш, Гуруджи!
Спасибо за ответ. Еще вопрос. Почему в ряде паддхати по карма-канде, в описании пранаямы, как части ритуала, есть забавное соотношение трех грантх с речакой, кумбхакой и пуракой, это опять какието онтологическо-метафизические дела, или же что-то конкретно техническо-прикладное?
« Последнее редактирование: Август 18, 2008, 14:21:25 от Виранатха »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Пранаямы из Рудра-ямалы и Аманаска-йоги.
« Ответ #5 : Август 18, 2008, 16:45:39 »

Адеш!
   Грантхи связаны с идой, пингалой и сушумной, а те, с речакой, пуракой и кумбхакой. Вообще тексты по йоге часто каждый элемент в отдельности рассматривают как практику пранаямы. На самом деле многие неправильно делают даже пураку или речаку, часто процесс задержки у них форсированный, в том смысле, что сначала задержке выполняется легко, потом появляется сильное желание выдохнуть. Тоже самое  с речакой и пуракой. Но цель пранаямы в аяме (удлинении) и не просто удлинении, а в том, чтобы прана всегда протекала ровно. Вот этому как раз и нужно учить. Поэтому ровный, непрерывный вдох, задержка и выдох, будут считаться правильно выполненной пранаямой. Такая пранаяма и ведет к тому, что ум соединяется с праной и «Кундалини  распрямляется», очищаются каналы, а циркуляция праны в каналах распределяется равномерно. Вот это и есть истинная пранаяма, которая приводит ум к спокойному и чистому состоянию. Так что не удивляйтесь, если тексты порой под пранаямой рассматривают только речаку или пураку, через них тоже можно регулировать прану. Если вы качественно делаете один элемент пранаямы - это тоже пранаяма.
   Вообще, пранаяма начинается уже в асане. Речь даже не о медитативных асанах, а о тех, которые направлены на работу с телом. По крайней мере у меня такой подход, выполнение асан, ориентировано на состояние дыхания, которое не должно сбиваться и это критерий того, какой сложности асана для вас нужна на данный момент. Я не советую, например, делать на счет, потому что у всех свои возможности и нужно просто слушать себя. Так вот, каждый элемент дыхания - очень важная вещь на самом деле в практике.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Пранаямы из Рудра-ямалы и Аманаска-йоги.
« Ответ #6 : Август 18, 2008, 19:28:27 »

Адеш Гуруджи! Спасибо, ценные советы.
Записан