Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Асаны  (Прочитано 93628 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Dmitry

  • *
  • Сообщений: 73
Re:Асаны
« Ответ #195 : Апрель 01, 2012, 19:00:01 »

Честно говоря, эти 25 асан я составлял лично для себя, есть и другие разработки, просто не все могут сделать легко некоторые упражнения, например, лотос лежа, и на этих этапах можно заменять имеющиеся асаны на другие. Всем моим ученикам этот комплекс почему-то очень понравился, все говорят, что он хорошо энергизирует тело (для чего я его и составил), поэтому они его и выложили в открытый доступ. У нас еще есть свои вьяямы, но мы их не выкладывали пока.
Гуруджи, знаете мне тоже этот комплекс из 25-ти асан понравился. Заметил такую вещь, что последовательность составленная на основе  асан из этого комплекса, идёт очень хорошо утром либо поздним вечером (ближе к 22-м). И как-то очень гармонизируется с теми семью составленными Вами готовыми комплексами. Если чередовать их по дням.

Я бы поделил практику асан на несколько этапов: первый – это асаны, имеющие фрагментарный эффект, раскрепощающие тело, например, вьяямы. Второй этап – асаны статические, но не долгие по времени, например, от полминуты до 10 минут, так вы можете лучше чувствовать энергию в теле. И, наконец, асаны, предназначенные конкретно для длительной дхьяны, такие как сиддхасана, падмасана, свастикасана и т.д. Последние являются самыми актуальными, так как в них можно долго практиковать главные методы.

Цель асан – сделать тело легким, "пустотным", устойчивым и т.д., далее, уже внутри тела можно формировать каналы, чакры, визуализировать в нем биджи, Деват и т.д., контролировать праны.

В текстах йоги говорится о том, что все в хатха-йоге создано для раджа-йоги. Тексты никогда ничего не говорят просто так, это действительно верно, и об этом надо помнить.
Спасибо Гуруджи!
Записан

Dmitry

  • *
  • Сообщений: 73
Re:Асаны
« Ответ #196 : Апрель 01, 2012, 19:02:48 »

Адеш, Сантошнатха джи!
Это знак, кундалини поднимается :05:
:016:

А вообще если серьезно, на своей шкуре испытал разницу. Когда пытаешься  по тексту освоить упаю, и в разъяснении этой же этого же текста Гуру Матсьендранатх джи, и его ученика Адьянатха  джи.
Снова, полностью согласен с Вами. Две большие разницы.
Когда есть наставник и ты способен воспринять, то что до тебя хотят донести; это великое благо.
Записан

Сантошнатх

  • *
  • Сообщений: 71
Re:Асаны
« Ответ #197 : Апрель 02, 2012, 12:59:22 »

Когда есть наставник и ты способен воспринять, то что до тебя хотят донести; это великое благо.
Гуруджи ко Адеш!
Так и есть. 
Гуру – Брахма, Гуру – Вишну, Гуру – Махешвара.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #198 : Апрель 02, 2012, 14:54:19 »

Гуруджи ко Адеш!

Гуруджи, знаете мне тоже этот комплекс из 25-ти асан понравился. Заметил такую вещь, что последовательность составленная на основе  асан из этого комплекса, идёт очень хорошо утром либо поздним вечером (ближе к 22-м). И как-то очень гармонизируется с теми семью составленными Вами готовыми комплексами. Если чередовать их по дням.

Мы с одним из моих учеников эти комплексы (12+7) составляли по следующим принципам:

1) Тело – это не самое главное, но оно должно иметь элементарную подготовку для того, чтобы практиковать долго в одной позе дхьяну. И для этого нужны самые простые упражнения в небольшом количестве, доступные практически всем.
2) Так как люди разные, они могут выполнять разные асаны, приемлемые для их нынешнего состояния тела. Соответственно, можно брать тот комплекс из семи, который легко выполним.
3) Если ваша гибкость позволяет выполнить их все с легкостью, то вы можете больше времени посвящать пранаяме и дхьяне; если есть потребность делать более сложные асаны, можно заменять те асаны, которые есть, более сложными.
4) Цель комплексов асан, в конечном счете, отойти от каких-то фиксированных алгоритмов и научиться делать то, что вам необходимо на данный момент, с учетом своей теоретической и практической базы, полученной в процессе обучения у наставника или Гуру. В древних текстах комплексов упражнений фактически нет. Тем более, нет большого количества асан, что говорит об отсутствии необходимости застревания на асане как таковой с целью сделать тело внешне привлекательным, для участия в соревнованиях по "йоге" и т.д.

Одним словом, в Традиции понимание комплексности и системности носит иной характер, чем в йоге, рассчитанной для людей, видящих йогу не как путь. У нас комплексность заключается в том, что асана предназначена для дхьяны, практики визуализации чакр, достижения самьямы, разных форм внутренней упасаны и т.п. И только из этого мы считаем необходимым отстройку комплексности в таких разделах йоги, как асана, пранаяма, мудра, но никак не наоборот.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Dmitry

  • *
  • Сообщений: 73
Re:Асаны
« Ответ #199 : Апрель 02, 2012, 18:47:33 »

Спасибо Гуруджи за данные разъяснения!

Каждый раз узнаю нечто новое, переосмысливается старый опыт. Несмотря на то, что на подобные темы Вы в том или ином виде давали пояснения неоднократно.
Записан

Anoli

  • *
  • Сообщений: 3
Re:Асаны
« Ответ #200 : Апрель 11, 2012, 17:23:23 »

Адеш!
В связи с тем, что 84 - число больше символическое. Если не ошибаюсь, оно фигурирует в джайнизме, конечно же, еще в буддизме и у натхов. Также, согласно традиции адживиков, душа должна пройти 8400.000 воплощений, 84 лакха, прежде чем в теле человека реализуется как сиддха. У буддистов есть некие 84000 дхармакханд (текстовые разделы учения), в Сканда-пуране упоминается 84 шива-линги. Одним словом, это число для многих общее, поэтому его выбрали за основу в количестве асан. Еще есть символизм в виде 12 месяцев в году и 7 дней, помноженных вместе, в результате чего получаем 84 как символ времени и трансформации или Шакти Махакали. Шакти творит тела, а локализованная в них душа является Шивой. Собственно, сиддхасана и являет собой тело сиддха, достигшего гармонии между духом и материей. Поэтому считается основной асаной. Названия других асан, предназначенных для внутренних практик, тоже не случайные: сукхасана, ваджрасана, камаласана - по сути, это основные асаны, остальные предназначены для приведения потоков праны в равновесие, которые циркулируют в каналах тела.
Здравствуйте.Очень хотелось понять так все таки сколько существует асан?-8400 , 84 или одна,бесконечное число?
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:Асаны
« Ответ #201 : Апрель 11, 2012, 21:38:30 »

Адеш!
В связи с тем, что 84 - число больше символическое. Если не ошибаюсь, оно фигурирует в джайнизме, конечно же, еще в буддизме и у натхов. Также, согласно традиции адживиков, душа должна пройти 8400.000 воплощений, 84 лакха, прежде чем в теле человека реализуется как сиддха. У буддистов есть некие 84000 дхармакханд (текстовые разделы учения), в Сканда-пуране упоминается 84 шива-линги. Одним словом, это число для многих общее, поэтому его выбрали за основу в количестве асан. Еще есть символизм в виде 12 месяцев в году и 7 дней, помноженных вместе, в результате чего получаем 84 как символ времени и трансформации или Шакти Махакали. Шакти творит тела, а локализованная в них душа является Шивой. Собственно, сиддхасана и являет собой тело сиддха, достигшего гармонии между духом и материей. Поэтому считается основной асаной. Названия других асан, предназначенных для внутренних практик, тоже не случайные: сукхасана, ваджрасана, камаласана - по сути, это основные асаны, остальные предназначены для приведения потоков праны в равновесие, которые циркулируют в каналах тела.
Здравствуйте.Очень хотелось понять так все таки сколько существует асан?-8400 , 84 или одна,бесконечное число?

Немножко в тему: http://www.youtube.com/watch?v=WT822q9jC5k&feature=related

Тексты говорят, что асан существует столько, сколько и разновидностей живых существ в этом мире.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #202 : Апрель 12, 2012, 16:00:19 »

Цитировать
Здравствуйте.Очень хотелось понять так все таки сколько существует асан?-8400 , 84 или одна,бесконечное число?

Хах, знаете, в текстах сказано: "Сколько форм жизни – столько и асан, и их все знает только Шива". :05: Может, Шива их все и способен пересчитать :05:, но нам, думаю, нет необходимости. Под Шивой подразумевается всепроникающее сознание Парасамвит, почему же ему тогда все не знать?

Многие тексты говорят также и о 72 000 энергетических каналов в теле человека, 14 из которых – основные, из них три – главные, но важнее всех – сушумна (центральный канал). То же самое и с асанами: есть 84 лакха асан, из них 84 даны йогам, 32 наиболее популярны (достаточные для проработки и поддержания тела), из них наиболее актуальные – падмасана, свастикасана, гуптасана и сиддхасана, но самая важная – это сиддхасана. В сиддхасане все праны направляются в сушумну (центральный канал), в сушумне и брахма-нади мы слышим звуки нады, они – квинтэссенция всех мантр. Из всех мудр наиболее актуальна кхечари, так как она делается при минимуме физических внешних действий, и иногда ее отождествляют с шамбхави, часто даже рассматривают как саму Кундалини в теле, один из аспектов вселенской Махашакти. Цель асан – сделать тело настолько чистым, легким, устойчивым, чтобы вы могли много часов свободно находиться в одной позе, в которой смогли бы объединить тело, прану и ум. В нормальном состоянии они и так едины, но некоторые люди могут пребывать в дисгармонии, в неестественности, и хатха-йога позволяет им вернуться к своему изначальному состоянию.

Все асаны, пранаямы и прочие техники должны помогать в достижении этих целей. Впрочем, многие не знают, что понятия "цель", "достижение" и т.д. звучат фактически парадоксально, ведь мы не получаем того, чего у нас нет, а, скорее, возвращаемся к тому, что есть и чем мы являемся. На самом деле для этого нужно не так много, но не у всех это правильно получается, этому много причин. Одна из них состоит в том, что сейчас с йогой многие связывают самые разные изобретенные стили и задачи второстепенной важности; люди, которые никогда не слышали об основной направленности йоги, запутываются изначально, когда им йогу объясняют. Так что второстепенное раздуто, а главное или плохо освещено, или не освещено совсем. Проходит время, люди прочно закрепляют привычку, и все: когда ты им говоришь о том, что важно получить асана-сиддхи, привести праны в равновесие, растворить их в сушумне, ум в наде и т.д., – они думают, раз они гибкие и стройные, то это уже асана-сиддхи, раз они на несколько секунд кумбхаку делают дольше, чем другие, значит, они реализовали пранаяму и т.д. На самом же деле при правильной асане, пранаяме, мудре и дхьяне сидхи сами автоматически напрашиваются. Все просто. :05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Anoli

  • *
  • Сообщений: 3
Re:Асаны
« Ответ #203 : Апрель 19, 2012, 13:05:21 »

Добрый день.Спасибо за ответы.Я также думаю что их все  нам нет необходимости знать ,но когда по философии мне задали этот вопрос-сколько существует Асан? и я ответила -84,взяла это число за основное,и это оказалось не правильно. После прочитанного  я так полагаю  что Асан- бесконечное число. :130:
Yogi Matsyendranatha -Вы думаете этот ответ правильный?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #204 : Апрель 19, 2012, 15:57:00 »

Добрый день.Спасибо за ответы.Я также думаю что их все  нам нет необходимости знать ,но когда по философии мне задали этот вопрос-сколько существует Асан? и я ответила -84,взяла это число за основное,и это оказалось не правильно. После прочитанного  я так полагаю  что Асан- бесконечное число. :130:
Yogi Matsyendranatha -Вы думаете этот ответ правильный?

Ну, нельзя сказать, что вы совсем ответили неправильно. В текстах йоги все же указывается число 84, говорится, что это наиболее известные, хотя для кого-то это не столь очевидно. А сколько их всего может быть, если их там миллионы, то тогда какая разница? Там говорится, что все их знает только Бог, а его мы если и познаем, то в самадхи. Сразу получается парадокс: если асана – это ступень, которая идет до ступени самадхи, то значит знать все асаны мы не можем никак. Можно, конечно, воспринимать асану и пранаяму как части, аспекты единой практики, но и в этом случае я не уверен, что нужно изучать все существующие асаны и, тем более, их делать. Это и невозможно, даже по времени: если вы будете миллионы асан выполнять, у вас не хватит жизни все их выполнить :05:. Потому освоения медитативных асан для целей йоги вполне хватит, а в качестве подготовки тела, развития гибкости, очищения каналов можно использовать какое-то небольшое количество асан. Дхарма Митра вообще составил плакат из 1000 асан. В конце девяностых я тоже зарисовывал все асаны, которые находил где-либо, дошло где-то до нескольких сотен, а потом я потерял эту тетрадь :05: и уехал в Индию, с тех пор понял что зарисовывать незачем. Вообще, лет 15 назад я был помешан на собирательстве в йоге: кто бывал у меня дома, могли видеть громадный плакат в несколько метров, склеенный из нескольких ватманов (без единого гвоздя :05:), он занимал всю стену до потолка, туда я записывал вручную все, что хотел систематизировать. Сейчас он уже не нужен, просто остался как память о тех временах фанатичного энтузиазма, когда не было ни ноутбуков, ни Учителей, ничего. Так вот, уверяю вас, все асаны не соберет ни Дхарма Митра, ни кто-либо еще. Известными стать можно конечно, если собрать, допустим, не тысячу, а три или шесть и более тысяч асан, но настоящим йогом-садхакой этот факт коллекционера асан не сделает. Как раз наоборот, йога уводит от экзотики праздной жизни к ее простоте, чистоте, пустотности ума.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Anoli

  • *
  • Сообщений: 3
Re:Асаны
« Ответ #205 : Апрель 23, 2012, 16:00:06 »

Spasibo bolishoe za razjasnenija!Test ja sdala- 10 bal.  :17: 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #206 : Апрель 30, 2012, 15:34:22 »

Надеюсь, 10 не из 100, а из 10-ти. :05: Вообще, дело не в количестве асан, пранаям и мудр, а в том, что они дают. Я бы это озвучил просто: если у человека тело зажато, скованно, то ему надо вначале делать больше вьяям и асан параллельно и разных пранаям для баланса дош; как сознание становится менее скованным телесностью, очищается вайю в теле и свободно циркулирует в каналах по всему телу, то количество асан и пранаям сводится к нескольким основным. Но дело в том, что эзотерические аспекты йоги всегда в клановых школах в Индии держались в секрете, а как она стала массовой, то в ней появилась каша, сами индусы стали смешивать тантрическую йогу, ориентированную на сахаджу, с их даршаной Патанджали, часто не понимая ни одну, ни другую. Потому у них бренды в практике гуляют сами по себе, а практика сама по себе. Постепенно вырождение йоги привело к тому, что под системностью все стали понимать комплексы из асан, а не интеграцию и алхимию телесного с духовным, поэтому редко встречаются люди, с которыми можно было бы хорошо поговорить на тему йоги. Очень много разного бывает под названием "йога".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #207 : Май 04, 2012, 14:11:58 »

Еще для тех, кто ездил в Индию и видел натхов (а таких немало, есть и те, кто успел поучиться), относительно асан я хочу сказать пару слов. Натхи не делают асаны так, как это поставлено у мирских индусов и тем более на Западе, где это огромный бизнес ("асана-йога"), который даже стал развитее, чем в самой Индии. Чтобы понять, почему этого нет, или объяснить это другим, я пошел на то, чтобы назвать публично все своими именами, а именно то, что вся эта западная коммерческая "асана-йога" для натха в Индии не считается йогой. Это, скорее, бхога для мирских людей, преследующих цели, далекие от йоги. В принципе, поначалу я и не хотел все это озвучивать, ведь сказать такое прямо – это все равно что высказать правду, которая идет в противоречие с тем, чем все занимаются, а отчасти и я сам. Но, соприкоснувшись уже по-полной с западной йогической средой, взвесив все внимательно, я понял, что недовольство, критика в отношении всех всегда неизбежна. Если ты делаешь какие-то обучающие структуры связанными с разными алгоритмами практик, то у всех будут свои особенности, и, раз это продукт, на котором делаются деньги, он будет мешать тем, кто сделал другой продукт с другими характеристиками и тоже делает на этом деньги. Между всеми этими стилями и школами, существующими в огромном количестве, будем говорить прямо, идет война, хотя в целях политкорректности эти многочисленные вояки факт этот публично отрицают, говорят, что это не так. Но это – так. И примеров я могу привести так много, что получатся тома "пуран" и "итихас" с многочисленными историями, как "йоги" громят друг друга, как они заключают союзы против тех, кого можно подмять под свои альянсы, как эти альянсы грызутся друг с другом и как каждый хочет стать номером один в идее монополярности бизнеса под названием "йога". Человек болеет и умирает, в конечном счете, не только от плохой погоды, неправильного питания и т.п., а еще от стрессов, от того, что неровно дышит (в прямом и переносном смысле) относительно чего-либо, он сокращает свою жизнь и утяжеляет себе карму. Знают натхи в Индии, что на Западе происходит с йогой, они не дураки, и от того, что они не создавали стили для агрессивных деятелей йоги, шоу-бизнеса от нее, кто по уши в это втянулся, кажется, что в Индии йога выродилась, раз уж "товарно" им (искателям качественного його-товара для сбыта) никто нечего не может дать. Но они путают ситуацию, когда "не могут" и просто "не хотят", "не видят смысла". И кто вообще сказал, что они там обязаны соответствовать критериям той товарности, которую у нас создали? И почему бы просто не допустить такой факт, что ложной может быть сама система, относительно которой мы оцениваем садху? Пусть эта система и большая, пусть она въелась в психологию миллионов, разве это может быть критерием того, что все эти бесчисленные школы застрахованы от заблуждений и что все они по большому счету не есть йога? Никаких стилей у натхов нет, и идеализировать стили не стоит, идеализировать надо основные задачи, которые ставят перед собой йогины. И стили как раз плодить несложно, я их могу делать сходу, мне несложно составлять комплексы упражнений, но лучше быть йогами без комплексов. :016:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #208 : Март 29, 2014, 10:37:06 »

Адеш!
Кстати, есть весьма интересный исследователь, вот его книга на французском:

Christian Buoy, Les Nātha yogin et les Upaniṣads: étude d'histoire de la littérature hindoue

В свое время я был удивлен, когда во многих Тантрах начал встречать много информации по хатха-йоге, часто целые главы в Тантрах. Некоторые тексты написаны авторами, в имени которых нет слова "натх", однако они описывают практики именно натховские. Так вот, этот товарищ, как мне рассказала одна моя знакомая-санскритолог, считает, что эти методы заимствовали у натхов представители других Сампрадай. Хотя намеки на эти идеи я встречал в работах пандита А.К. Банерджи. Тем не менее, этот автор приводит конкретные доказательства. Т.е. версию Маллисона я уже опроверг, относительно того, что, дескать, "натхи заимствовали у вайшнавов", она несостоятельная. Однако чтобы никто не думал, что я все под натхов пытаюсь грести, я выскажу и кое-какие сомнения упомянутого автора, есть проблемы с тем, что даты появления натхов неизвестны точно. Если, допустим, Сватмарама, Гхеранда могли заимствовать, то вот как быть с некоторыми ранними упанишадами – это еще остается вопросом. Видимо, его еще предстоит рассмотреть с профессионалами, коих, однако, немного.
   
Недавно я приобрел-таки "Джога-Прадипику", весьма интересный текст, написанный на смешанном языке, но в принципе читабельный. Так вот некоторые мудры там вообще называются асанами, например Махамудра, Йони-мудра и др., текст написан в виде Дох, которые использовали Сиддхи. Некоторые асаны – иные, например, Матсьендрасана вообще не выглядит, как скручивающаяся поза. Весьма интересно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Psamiad

  • *
  • Сообщений: 21
Re:Асаны
« Ответ #209 : Май 10, 2014, 22:40:39 »

Адеш.

Цитировать
Недавно я приобрел-таки "Джога-Прадипику", весьма интересный текст

тоже недавно купил. понравилось что там для важных асан приведены не только формальная техника но и время выдержки и даже диета. А еще запомнилась шат-крийя где надо было втянуть воду половым органом и выпустить через задний проход. Вот такие были анатомические представления у индусов 18-19 века. :27: После этого окончательно понял, что йога трактаты конечно вещь авторитетная но относиться к ним надо с большой долей скепсиса. Ну и вообще, такой поздний текст, сколько туда уже наверное понамешено из разных традиций.
Записан