Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Асаны  (Прочитано 93620 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Choying Nyima

  • *
  • Сообщений: 6
  • Sarva Mangalam
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #240 : Декабрь 03, 2015, 15:40:43 »

Мое почтение всем гуру и практикующим! _/\_

Я только знакомлюсь с учением Натхов. Начал осваивать асаны из 7 комплексов. Стараюсь не упускать деталей в комментариях Гуру Матсьендранатха, а также почерпнуть что-то из занятий с его учениками.  Но большая часть практики все же приходится на самостоятельные занятия и в связи с этим возникают вопросы, на которые необходимы ответы. На данный момент вопросы касаются комплексов. Я отрабатывал первый в течение месяцев двух, перешел к следующему и заметил, что два комплекса уже сами по себе занимают немало времени. И это каждый день, а в дальнейшем еще будет пранаяма, медитация, пуджи. Вобщем, вопросы такие:

1.   Как правильно осваивать комплексы? Означает ли, что когда мы переходим к следующему комплексу, то предыдущий оставляем? Или их практиковать по нескольку в день?
2.   Я заметил, что каждый комплекс представляет собой, так сказать, логическое целое и заканчивается расслабляющими асанами. Отсюда вопрос – пока я осваиваю все семь, стоит ли перемешивать асаны из разных комплексов, которые я прорабатываю, или же пока следовать той последовательности, в которой они представлены?

К тому, что уже написал Йоги Алламанатх джи, добавлю еще. Асаны можно со временем комбинировать самостоятельно, но, действительно, как освоите их – или все или же большую часть. Комплексы рассчитаны на то, чтобы тело подвести к способности долго и свободно сидеть в одной позе, что важно для практики дхьяны, время дхьяны каждый раз может постепенно увеличиваться, а также и ее глубина. Но все должно происходить естественно, без перенапряжения.

Комплексы асан построены так, что вы сами можете определить, что у вас получается свободно, а что нет, с тех сетов можно и начать. Есть люди, у которых гибкости более чем достаточно, но в йоге гибкость никогда не являлась целью – то, что она есть, это хорошо, но главное, надо посмотреть, можете ли вы достаточное время свободно и спокойно сидеть в одной позе. Если вы очень гибки, то вам незачем много заботиться о теле, стоит больше уделить внимание сосредоточению и внутренним методам. Если какие-то из асан в сетах не получаются, то возьмите те, что в сете до них, и осваивайте их, и так, пока все не будут свободно выполняться. Спешить специально сильно растянуться не стоит, можно каждый день просто регулярно и по чуть-чуть делать.  Параллельно асанам, совершенствованию дыхания и практике самьямы, изучайте йогические тексты и те ориентиры традиции, что мы даем, ибо сами по себе асаны не есть цель, они, как верно Йоги Лакшминатх заметила, просто одна из частей всей садханы, ее нельзя совсем игнорировать, но и думать только о ней в ущерб остальному тоже неверно.

Далее, что еще хотел бы сказать. Эти асаны - наши подборки с Йоги Алламанатхом, они составлены на тех ориентирах, чтобы они были нетравмоопасны и чтобы они всем могли быть полезны, так или иначе. В древней Индии не было никаких комплексов упражнений, и это надо очень четко понимать, тогда вообще много чего не было, потому мы сделали такую подборку с учетом нынешних реалий, как на Западе, так и в целом мире. Мы должны это честно сказать, чтобы потом к нам не было претензий, и если надо пояснить эту тему, то мы всегда с радостью готовы это сделать. В древней Индии не существовало вообще никакой массовой йоги, ей учили Гуру лично учеников, было строгое подчинение ученика Гуру и т.д. Сейчас такое даже и в самой Индии вряд ли открыто увидишь, это возможно только или если вы навсегда или лет на двенадцать уедете в Индию и будете непрерывно жить возле Гуру и служить ему, выполняя все его наставления, или же если предельно доверительные отношения у вас сложатся с Гуру на Западе (что тоже очень редкое явление). Это не потому, что все "плохие", а просто духовный путь - это не "рябчики в шампанском", как это всем кругом преподносят, он сложен и требует времени, человек должен реально поменяться, во всех смыслах.

Благодарю вас, Матсьендранатх! У нас в Киеве занятия проводят ученики Натхи, за что мы собственно и благодарны. Насчет того, что необходимо жить рядом с Учителем - это понимаю, но пока есть лишь возможность время от времени посещать учителей, когда они приезжат, либо самому приезжать. Поэтому как как ни крутись, основная практика все же приходится на самостоятельные занятия. Отсюда и возникает желание что-ли впитать как можно больше наставлений во время этих непродолжительных встреч с учителями, либо общаясь вот таким вот образом, по интернету, помимо чтения авторитетных йогических трактатов и журнала Адеш. Кстати, по поводу сочетания практики асан с Пранаямой - стоит ли приступать к Пранаяме самостоятельно или все же необходимо предварительно получить наставления непосредственно у учителя?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #241 : Декабрь 09, 2015, 14:26:22 »

Пранаяма, на самом деле, начинает происходить уже в самих асанах. Потому что пранаяма означает расширение, растягивание, растворение или выравнивание энергии. Происходит ли это в асане? Очевидно, если их правильно выполнять, то да, ну потом уже можно добавлять регуляцию праны через меньшее количество внешних движений, что часто и соотносят с разделом, называемым пранаяма. На более высоком уровне, когда вы уже не регулируете и сами вдохи-выдохи, когда дыхание само останавливается в дхьяне, это тоже пранаяма, но только она сама происходит как прикладывающаяся к глубокой дхьяне, но естественным путем. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #242 : Декабрь 12, 2015, 23:23:09 »


В жизни и в дхьяне все гораздо проще (а для кого-то сложнее), чем подсчет пранаям, уверяю вас. Подсчет это и есть неестественность. В дхьяну не придти с помощью только лишь техники, и нельзя быть уверенным что 64 пранаямы дадут вам одну пратьяхару. Некоторым и 128 пранаям ничего не дадут кроме беспокойного ума. Не все так линейно. Вы почитайте для полной картины разные тексты, в том числе кашмирского шиваизма, чтобы лучше представлять, что такое дхьяна и пранаяма. Или же пообщайтесь с учителями. Дхьяна не противоречит дыханию, хотя может случаться и в его отсутствие; дыхание утончается и может становиться практически незаметным. Это зависит от глубины дхьяны. Не знаю, почему вы отвлекаетесь на колебания хридая-чакры, возможно, у вас какие-то индивидуальные особенности. Дхьяна, как и самадхи, - состояние, естественное для человека, но просто надо понимать, что такое естественность. Это явно не то, в чем пребывает большинство из людей. Понимание и пребывание в естественности - это раскрытие своей истинной природы, или естества.
Адеш, гуруджи Дэва Лакшминатх! Да будет ваш путь к сияющей вершине Знания усыпан сверкающими бриллиантами милостивой тайны змеиной Богини!

Вы правильно пишете, что одно только количество циклических повторений при несоответсвующем внутреннем настрое не способны дать блуждающему в заблуждениях разуму ничего, кроме дополнительных заблуждений. Общедоступный (в том числе и для неправедных взоров) форум это не то место, где можно открыто говорить не только о скрытых аспектах кашмирского шиваизма, но и хотя бы про то, как достопочтенный Аэнгар в своей лондонской книге значительно исказил одну из переведенных глав авторитетного манускрипта. Возможно это было сделано во благо, потому что в то время (1970-е гг.) даже узнать название манускрипта считалось за высочайшую милость. Поверьте, я прочитал немало текстов, как древних так и современных, а также жизнеописания великих йогов XX столетия, таких как Свами Рама и Теос Бернард. Почему я и заострил внимание на остановке Хрида-чакры, как необходимому условию для восприятия высших вибраций во время Дхианы, которая есть ключ к Самадхи, в которой огненная стрела Кхечари пронзает врата Брахмы.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #243 : Декабрь 13, 2015, 07:12:18 »

а также жизнеописания великих йогов XX столетия, таких как Свами Рама и Теос Бернард

Думаю, это очень разные люди, по крайней мере, Свами Рама имел парампару Шривидьи – не знаю, насколько он хорошо этому учил, но все же там была Традиция. Что касается Теоса Бернара, я не знаю, почему его историю называют "все-традиционной". В его книге нет вообще никакой линии древней передачи, даже никакого упоминания его Гуру, одна гимнастика, коей сейчас учат все. Такое хорошо для тех, кто продает йога-фитнес, но это не может быть садханой.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Choying Nyima

  • *
  • Сообщений: 6
  • Sarva Mangalam
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #244 : Декабрь 14, 2015, 23:12:03 »

Пранаяма, на самом деле, начинает происходить уже в самих асанах. Потому что пранаяма означает расширение, растягивание, растворение или выравнивание энергии. Происходит ли это в асане? Очевидно, если их правильно выполнять, то да, ну потом уже можно добавлять регуляцию праны через меньшее количество внешних движений, что часто и соотносят с разделом, называемым пранаяма. На более высоком уровне, когда вы уже не регулируете и сами вдохи-выдохи, когда дыхание само останавливается в дхьяне, это тоже пранаяма, но только она сама происходит как прикладывающаяся к глубокой дхьяне, но естественным путем.

Намасте! _/\_  Позвольте еще прояснить пару вопросов. Может тривиальные, но я без волшебного пинка никак не могу решить их. В ответах надеюсь увидеть подсказку.

1. По поводу пранаямы - правильно ли ее начинать практиковать отдельно от асан. Я имею ввиду промежуток в течение дня. Не всегда есть возможность уделить внимание сразу и асанам и пранаяме как единому "комплексу", говоря условно. Поэтому иногда делаю асаны утром, а вечером пранаяму. Но я читал где-то, что рекомендуется заниматься пранаямой сразу после асан, поскольу они прочищают внутренние каналы, развязывают блоки и т.д. Является ли это ошибкой - практиковать асаны и пранаяму раздельно?

2. Вопрос касается спорта. В принципе, я практически свел на нет всю свою спортивную активность, но еще остается банальное подтягивание на турнике. Конечно, это никак не способствует самому просветлению, и просто моя привязка. Иногда просто ощущается необходимость физически себя нагрузить в течение непродолжительного времени. Насколько сильным препятствием это может оказаться для моей практик в целом и для асан в частности?

Записан

isckatel Иван

  • *
  • Сообщений: 107
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #245 : Декабрь 15, 2015, 08:45:41 »

2. Вопрос касается спорта. В принципе, я практически свел на нет всю свою спортивную активность, но еще остается банальное подтягивание на турнике. Конечно, это никак не способствует самому просветлению, и просто моя привязка. Иногда просто ощущается необходимость физически себя нагрузить в течение непродолжительного времени. Насколько сильным препятствием это может оказаться для моей практик в целом и для асан в частности?
Адеш!
В одной в принципе хорошей книге по йоге по этому поводу написано, что активную физическую нагрузку и практику асан лучше разделять большим промежутком времени, к примеру асаны утром, бег/турник вечером.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #246 : Декабрь 15, 2015, 10:01:23 »

Адеш! Да, разделять желательно. Могу предположить, что большинству людей спорт нагрузки лучше не выполнять сильно поздно вечером, чтобы не перегружать нервную систему грубыми впечатлениями. Что может сказаться также на качестве и глубине сна и соответственно, на всех последующих активностях.
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #247 : Декабрь 15, 2015, 14:16:20 »

По поводу пранаямы - правильно ли ее начинать практиковать отдельно от асан.

Намасте, Choying Nyima!

Практиковать можно что угодно и когда угодно. Важно лишь понимать, что йога – интегральная система, в которой все ее элементы присутствуют одновременно, хотя и могут быть выражены в разной степени. Пранаяма (в ее истинном значении, о котором написал Гуруджи) невозможна вне асаны, так же как асана невозможна без ахимсы, ишварапранидханы или дхьяны. "Пранаяма", выполняемая вне асаны, – это просто дыхательная гимнастика, равно как и "асана" без пранаямы – не более чем гимнастика тела. Потому, практикуя йогу, стремитесь к объединению всех ее аспектов, при этом делая акцент на том из них, который для вас наиболее актуален в данный момент.

Что касается спорта, воспринимайте его как йогическую сукшма/стхула-вьяяму, предназначенную для придания телу способности быть легким и стабильным (что необходимо в истинной асане), и тогда со временем подтягивание на турнике тоже станет одной из ступенек на вашем пути к просветлению.  :05:
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2015, 19:15:07 от Viveknath »
Записан

Choying Nyima

  • *
  • Сообщений: 6
  • Sarva Mangalam
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #248 : Декабрь 15, 2015, 14:48:01 »

Спасибо всем за ответы!  :05:
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 142
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #249 : Декабрь 22, 2015, 17:22:52 »

Силовые упражнения, а также контрастный душ и баня, — хорошее подспорье в практике глубокой осознанности. ;)
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #250 : Декабрь 22, 2015, 19:31:16 »

Все может быть хорошим подспорьем при наличии осознанности.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 142
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #251 : Декабрь 22, 2015, 20:21:24 »

Да, это так. В ваджраяне даже всю проявленную реальность подспорьем называют — упаей.

Дело в том, что речь шла не подспорье в целом, а о хорошем подспорье. :) Всё выше перечисленное создаёт экстремальные состояния, которые, как показывает опыт, являются более полезным материалом для бхаваны, чем состояния повседневные.
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #252 : Декабрь 23, 2015, 03:20:01 »

Экстремальность того или иного фактора определяется порогом нашей чувствительности. Развивая восприимчивость, мы постепенно приходим к тому, что повседневная реальность оказывается достаточно эффективной упаей, в то время как дополнительные раздражители становятся излишними в плане повышения осознанности, хотя, возможно, и небесполезными для поддержания физической формы.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 142
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #253 : Декабрь 23, 2015, 11:12:38 »

Излишними они могут стать только в одном-единственном случае — адепт уже полностью реализовался как будда или дживанмукта.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 142
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #254 : Декабрь 23, 2015, 11:24:39 »

Мне кажется, что мы разный смысл вкладываем в слово "осознанность". Та осознанность, о которой я пишу — это сущностная, первичная осознанность, дхармакая, а не телесная чувствительность.
Записан