Адеш!
Вы знаете, да. В связи с этим мой Гуруджи приводил пример относительно "инструментов садханы": скажем, вы собираетесь в путь, берете разные вещи, которые вам в пути могут пригодиться, кладете их в чемодан. Как вы их там разложите, это зависит от личного подхода каждого, но главное, чтобы в путь вы взяли самое основное. Иногда вы из чемодана можете доставать паспорт, иногда деньги, фотоаппарат, это зависит от какой-то конкретной ситуации, когда и что нужно делать. С различными аспектами практик, такими как асаны, пранаямы, дхьяна, джапа, хома и т.д. и т.п. - то же самое. Одна только есть особенность в этом: не все, кто собираются в путь, могут знать, что их ожидает. Поэтому, когда ваш Гуру вам подробно объясняет: "Вот это - паспорт, он не простой, кое-куда с ним ты можешь легко попасть, а кое-куда нет, но это зависит от очень и очень разных факторов. То же самое насчет денег, где-то их надо будет обменять". Какой-нибудь Учитель может, например, просто сказать о том, что деньги надо будет поменять, не вдаваясь в подробности на тему курса и того, можно ли это в любом месте легко сделать или нет, и с какой валютой. Может быть, какой-то ученик подумает, что он и так уже все понял и готов "вперед и в бой", что ему Учитель в этом плане не нужен. Тоже сложно сказать, что с таким учеником может быть, когда он попадет в незнакомую среду. В садхане все примерно так же: есть книги, в которых говорится о каких-то общих вещах, об асанах, пудже и т.п. Но когда приступаешь к садхане без подробных объяснений и понимания предмета, тем более, без Гуру, который знает все досконально, не может быть гарантии того, что садхана принесет сиддхи.
Еще есть один особый момент в этом во всем: каждый вид практики содержит в себе элементы других видов садхан, например, в пудже может быть пранаяма, но конечно, это не те пранаямы, которые могут быть в хатха-йоге. И вообще, что такое пуджа? Кто-то ее себе представляет как очень навороченное действие с винийогой, дхьяной, аваханой, разными ньясами, мудрами, предложением Божеству разных предметов, которые именно ему предназначены, с джапой, кшама-прартханой, висарджаной - и это все может составлять далеко не весь перечень необходимого. Но кто-то может делать винийогу, дхьяну, ньсы и джапу, кто-то просто какую-то молитву и джапу читать, кто-то только арати. Чтобы знать, сколько и чего вам лично нужно делать и когда, нужно очень хорошо разбираться в этом предмете. А если вы хотите разобраться и стать самостоятельным садхаком, то все равно - любые шаблоны в процессе изучения нужно оставить. Это очень редкая категория людей, которым можно дать одну схему, один метод - и они станут гармонично развитыми в силу, быть может, каких-то врожденных талантов, но если честно, я таких случаев почти не встречал. Пуджу я привел просто для примера, поскольку пуджа переводится как поклонение, и каким оно может быть вообще - это уже очень развернутая тема может оказаться. С тем, что мы знаем как хатха-йогу или раджа-йогу, - то же самое. Например, для кого-то хатха-йога - это целый набор асан, пранаям, каких-то мудр, а для кого-то, как в крийя-йоге - только кхечари-мудра, маха-мудра, йони-мудра и то, весьма своеобразные для того, как их многие воспринимают. Конечно, если у вас есть Гуру, готовый вами серьезно заниматься, со всеми этими тонкостями - это самое идеальное, что вообще может быть. Но это, на самом деле, не такое частое явление, что, собственно, и понятно. На это надо тратить много сил, времени, а какому Гуру интересно, если у него и так все есть, может, кем-то и движет что-то нечеловеческое, но многие Гуру частично реализуются как сиддхи, поэтому вряд ли желание полноценно учить есть у кого-то в действительности. Таких Гуру единицы, слава Богу, мне повезло, но сколько всего это стоило. Что касается меня, я понял, что лучше излагать какую-то важную информацию открыто, например, на форумах, в книгах. Многие говорят, что я что-то «зажимаю» из информации, но дело не в этом: прежде чем у человека появится к ней нормальное отношение и он сможет вопрошать о большем искренне, жить в поиске и вопрошании, нужно настроиться на такую волну поиска. Враги считают, что форум сделан исключительно для пиара - что еще могут сказать эти люди, не вылезавшие из своих мелких врожденных ценностей. Нет, форум создан, чтобы задать волну полноценного поиска, он нужен и актуален по-своему. Поэтому, я иногда могу на какие-то письма не отвечать, например, когда они приходят на «мыло». Понятно, что многим может казаться, что они, разучив какие-то комплексы из сложных асан, уже великие йогины-мастера, или какой-нибудь человек может научиться делать пару-тройку пудж, решит, что он - великий тантрик-садхака. В таких случаях, я считаю, это приводит к окостенению развития.
Что касается практик бхаваны, что в Кашимирском шиваизме, у Натхов и др. линиях, - они поначалу бывают вполне конкретные: созерцание мурти Божества, например, Горакшанатха, затем, разные процессы отождествления с Божеством, что, конечно, качественно происходит не сразу. Созерцая Божество, можно видеть его лилы, какие-то особые качества Горакшанатха. Например, некоторые медитируют на форму Горакшанатха, которая излучает свет и пронизывает им все объекты, можно чувствовать, как все наши викальпы находятся в пространстве света. Можно видеть Горакшанатха как Вселенную, потом периодически отождествляться с ним и его состояниями. Это может быть на уровне какого-то физического изображения, а можно делать это и на уровне визуализации, просто кому-то сложно сразу удержать в сознании образ, поэтому используют внешний объект. Тем более, у натхов пужда более йогическая по своему внешнему виду. Опять же, опыт, полученный в тонком виде, может потом проецироваться на внешний объект или же быть осознан в собственном теле. Есть много вариаций таких практик.