Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Асаны  (Прочитано 93660 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #45 : Август 21, 2009, 15:37:33 »

Адеш!
Дело в том, что длительное сидение в падмасане само по себе ведет к пратьяхаре (т.е. равновесию праны и сознания). Внутренние техники лучше получаются, когда ноги в падмасане не плотно сведены, а плотно сведенные в основном используются в пранаямах, предназначенных для очищения нади. Практика Самвардханатмака в виде «сложных» асан - несколько иная практика, к ней относятся и такие асаны как баддха-падмасана, они предназначены для того, чтобы проработать разные части тела и распределить прану по всему телу. После того как праны во всем теле становится достаточно, можно использовать созерцательные асаны, пранаяму и мудры, бандхи в ней. Если вы практикуете не джапу в асане, а какие-то техники, связанные со смолканием колебаний в сознании, то тело и праны в нем должны быть приведены в порядок. При джапе есть дополнительная поддержка мантры, которая так очищает, а при просто созерцательной практике опоры совсем иные, поэтому нужна психофизическая подготовка, и различные асаны в этом плане неплохо помогают. Асаны приводят к равновесию токов праны во всем теле, и только в статической асане можно добиться такого результата. В йоге, вообще, очень много символизма, понимание которого дает ответы на вопросы, как и что правильно практиковать. Так, например, в текстах часто упоминаются 84 асаны, есть 84 сиддха, и все тело человека в длину состоит из 84 ангулей (пальцев). Пальцем в упанишадах называют Атман, то есть разные асаны - это ни что иное как способность чувствовать разные состояния своего психофизического существа. Одним словом, все части тела должны быть так развиты, чтобы все ощущения в теле при этом сгармонизировались и наступило чувство, что тела как бы и нет, по крайней мере, так, как его воспринимает обычный человек. А это становится возможным лишь тогда, когда в теле достаточно энергии. Если ее мало, то она не сможет трансформироваться в такое качество, которое сделает созерцательные техники достаточно результативными. Соответственно, для йогических методов пробуждения Кундалини-шакти и Раджа-йоги полезны обе категории асан - как самвардханатмака (развивающие), так и дхьянатмака (созерцательные).
« Последнее редактирование: Август 21, 2009, 17:09:09 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #46 : Август 21, 2009, 17:34:05 »

Адеш!

Джай Гуру Йоги Матсиендранатх Махарадж!

Большое спасибо за Ваш пост Гуруджи, мне очень полезно это было прочесть. Как всегда Вы превосходите своим ответом мои ожидания.

Мне кажется в этом, коротком по своей сути посте изложена суть того, зачем и почему нужны разные асаны. Благодарю Вас, примите мои поклоны.
Записан

Сатьяпрем

  • *
  • Сообщений: 10
Re:Асаны
« Ответ #47 : Сентябрь 02, 2009, 21:00:31 »

Приветствую всех участников.
Я раньше слышал про "русских натхов", но как-то само слово не трогало, а тут стал читать Хатха Йога Прадипику с комментариями Сатьянанды Сарасвати и удивился. Книга начинается с дифирамбов в адрес разных натхов (Матсиендранатх, Горакшанатх, Адинатх ...). Так что думаю уместнее всего задавать вопросы по этой книге именно на этом форуме.
Собственно вопросы пока только по асанам. Если модераторы сочтут, что тему стоит перенести в другой раздел или переименовать,  буду рад поправкам.
Записан

Сатьяпрем

  • *
  • Сообщений: 10
Re:Асаны
« Ответ #48 : Сентябрь 02, 2009, 21:01:10 »

Шлока 26. Помести правую ступню у основания левого бедра, левую ступню – рядом с правом коленом. Возьмись правой рукой за левую ступню, а левую руку проведи вдоль талии назад. Поверни все тело влево. Эта асана описана Шри Матсиендранатхом.
Это матсиендрасана.

В результате получается, что корпус повернут в левую сторону. В шлоках 19-21 описаны свастикасана, гомукасана, вирасана. Они также как и матсиендрасана несимметричные, тоесть одна нога находится сверху, другая внизу. Но эти три асаныописываются словами «одну ногу» другую ногу», что подразумевает симметричность выполнения. В описании матсиендрасаны говорится  «правую ступню», «левую ступню». То есть асана описывается только в одну сторону, со скруткой влево.
Это нюанс перевода, или же в этом есть какой-то смысл?
Записан

Сатьяпрем

  • *
  • Сообщений: 10
Re:Асаны
« Ответ #49 : Сентябрь 02, 2009, 21:06:29 »

Удивление вызывает шлока 23.
(комментарии ССС безусловно интересны, но хочется попридираться к переводу, может там скрут еще какой-то смысл?)
Приняв падмасану, вставь руки между бедрами и коленями, прочно размести ладони на земле и подними тело в воздух. Это куккутасана.

Заинтересовала фраза "поднимим тело в воздух". Это опять же дефект перевода?
Записан

Сатьяпрем

  • *
  • Сообщений: 10
Re:Асаны
« Ответ #50 : Сентябрь 02, 2009, 21:24:01 »

Шлока 35
Сиддхасана
Прижми пятку одной ноги к промежности, а ступню другой ноги помести выше гениталий. Сделав это, опусти подбородок к груди. Оставаясь спокойным и уравновешенным и, контролируя органы чувств, пристально и неотрывно всматривайся в точку между бровями. Это взламывает дверь к освобождению. Это называется сиддхасаной.
Раньше слышал описание этой асаны, но мне говорили, что нужно непременно левую пятку прижимать к промежности. Где тут истина?
Еще интересный оборот про взлом двери. Странная аналогия, неужели нельзя просто постучаться и войти?
Записан

Сатьяпрем

  • *
  • Сообщений: 10
Re:Асаны
« Ответ #51 : Сентябрь 02, 2009, 21:25:46 »

Ой, уже хочется спросить кое-что и про яму и нияму, может уважаемые модераторы переименуют тему из Асан в ХЙП или что-то подобное?
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Асаны
« Ответ #52 : Сентябрь 02, 2009, 22:38:54 »

Гуруджи ко Адеш!

Ad Сатьяпрем

Уважаемый Сатьяпрем!

Асаны на скрутку, разумеется, делаются в разные стороны, поочередно, со сменой ног, (впрочем, как и любые другие несимметричные асаны).

Что же касается куккутасаны, "приняв падмасану, вставь руки между бедрами и коленями, прочно размести ладони на земле и подними тело в воздух; это куккутасана", то это ни в коем случае не деффект перевода: если Вы обнаружите где-нибудь, (например, в Сети), изображение этой асаны, то для Вас все станет очевидным.

Про "всматривание в точку между бровями". Здесь имеется в виду не столько физическое "всматривание" в какие-либо точки, (между бровями, на кончике носа, в переносице), сколько концентрация внимания в указанных зонах (областях).

С уважением, Виктор.

P.S. Про Яму и Нияму:
http://forum.dharmanathi.ru/index.php?PHPSESSID=7e5d4d8af612005fe3c86efde9370a56&topic=273.0
« Последнее редактирование: Сентябрь 02, 2009, 22:57:07 от Виктор »
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re:Асаны
« Ответ #53 : Сентябрь 02, 2009, 22:49:20 »

shloka #561

http://www.surajamrita.com/hinduism/Tirumandiram/Asana.html
Записан

Сатьяпрем

  • *
  • Сообщений: 10
Re:Асаны
« Ответ #54 : Сентябрь 02, 2009, 23:50:08 »

Асаны на скрутку, разумеется, делаются в разные стороны, поочередно, со сменой ног, (впрочем, как и любые другие несимметричные асаны).

Что же касается куккутасаны, "приняв падмасану, вставь руки между бедрами и коленями, прочно размести ладони на земле и подними тело в воздух; это куккутасана", то это ни в коем случае не деффект перевода: если Вы обнаружите где-нибудь, (например, в Сети), изображение этой асаны, то для Вас все станет очевидным.

Про "всматривание в точку между бровями". Здесь имеется в виду не столько физическое "всматривание" в какие-либо точки, (между бровями, на кончике носа, в переносице), сколько концентрация внимания в указанных зонах (областях).

Спасибо за участие.
Незнаю доводилось ли Вам видеть Хатха Йогу Прадипику в переводе Свами Сатьянанды Сарасвати, но там подробно объясняется как делать эти асаны, причем если асана сложная, то показаны асаны подготовительные. И картиками книга тоже не обделена.

По поводу матсиендрасаны я спросил, потому что на этом форуме часто говорят про левый и правый канал, про то что левый это сознание. Например Анулома-Вилома по этой же причине начинается с левой ноздри. Вот я и подумал, что это неспроста с матсиендрасаной.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #55 : Сентябрь 13, 2009, 00:43:08 »

Дело все в том, что как асаны, так и любые другие практики в текстах описываются, как правило, в весьма упрощенном виде, т.е. объяснено только все основное, а многое из того, что вообще в текстах, по идее, должно было бы быть, приходится понимать или на основе других текстов, или на основе того, что говорит Учитель данной традиции. На Западе редко есть такая возможность находиться рядом с Гуру 12 лет, да и в Индии сейчас такое не часто встретишь. Поэтому есть просто общая информация по практике асан, и, исходя из логики, нужно просто догадаться, что если сделал на одну сторону, то надо и на другую. Как захватывать стопу, можно ведь захватить так, что будет излишнее растяжение, микроразрывы и т.д. Все это просто логически нужно учесть, ну и чувствовать свое тело, что ему нужно в данный момент. 
   Вы можете встретить в текстах много недоговоренного: например, в "Сиддха-сиддханта паддхати" сказано, что от кончика носа надо концентрироваться всего на трех точках, соответствующих элементам огня, воды и земли, а куда исчезли остальные - неясно. Или там же есть описание темной акаши, в других текстах говорится, что в ней надо созерцать Тараку (звездочку) - тоже непонятно для простого человека: то ли это точка света, то ли Тарака как нечто, освобождающее от темноты майи. А в зависимости от игры с контекстами можно ведь и совсем практику сделать неверной. Или в каких-то текстах сиддхасана и ваджрасана описаны чуть ли ни как одна и та же асана. И зачем вообще в сиддхасане нужно делать джаландхара-бандху, направлять взгляд в межбровье, если это уже бандхи и мудры? Да и получится ли в ваджрасане давить пяткой на промежность, коли она - одно и то же с сиддхасаной?
  Одним словом, нужно понимать смысл многих техник. И что мне вообще не нравится в той йоге, которой везде сейчас учат, так это то, что до этого смысла никому нет дела. Хотя, конечно, народ нашел выход - они придумали свои незыблемые стандарты асан, которые приемлемы для большинства. Но если эти люди начнут залезать в классические тексты, то у них возникнет очень много непоняток в связи с тем, что они знают, и с тем, что они видят в текстах. Поэтому тут надо выбирать: или просто исходить из одной физиологии и современного объяснения асан, или если уж быть традиционным, то учиться по максимально полной ее схеме. Ведь полутрадиционность, выдаваемая за полную традицию, привнесла много неразберихи.   
     На самом деле, на большинство йогических текстов исчерпывающие комментарии практически невозможно написать, потому что это будет все равно, что написать новую книгу, и при этом по объему намного большую, чем сам классический текст. Например, Гхеранда-самхита описывает 25 мудр и столько много разных очистительных техник; разумеется, это не означает, что их все надо делать в один подход, там просто даны описания техник, но все детали, когда и что выполнять, в каком количестве - это может объяснить только ваш Гуру. Так, например, в Индии натхи из всего списка чисток тела могут оставить лишь капалабхати и тратаку, из мудр-бандх  - три бандхи в пранаяме и шамбхави-мудру, из дхьян тоже выбрать какую-то одну наиболее эффектную для того или иного практикующего.
« Последнее редактирование: Сентябрь 13, 2009, 07:01:32 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Сатьяпрем

  • *
  • Сообщений: 10
Re:Асаны
« Ответ #56 : Сентябрь 13, 2009, 23:37:52 »

Ну и бардак. Выходит надо либо прочитать все книжки и что-то из них ссинтезировать свое, либо найти того кто знает все эти детали, причем именно правильно, а не абы как.
В индии таких кто встречал?
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:Асаны
« Ответ #57 : Сентябрь 13, 2009, 23:52:34 »

Я бы назвал рабочим беспорядком.  :04:
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re:Асаны
« Ответ #58 : Сентябрь 14, 2009, 14:38:33 »

Выходит надо либо прочитать все книжки и что-то из них ссинтезировать свое, либо найти того кто знает все эти детали, причем именно правильно, а не абы как.
В индии таких кто встречал?

В Индии говорят что такие махатмы есть  :05:, но где-то далеко в джунглях  :016:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #59 : Сентябрь 30, 2009, 04:13:16 »

Адеш!
Насколько я знаю, асаны поначалу вообще соотносились с именами 84 сиддхов, но текстов, которые подробно их описывают, ранее 17 века не встречается, впрочем, важна сама идея. Я думаю, она позже для многих преподавателей хатха-йоги стала неактуальна, и асаны стали подбирать, исходя из простых человеческих нужд. Изначально асаны были формами отождествления с сиддхами, они, собственно говоря, играли роль примерно такую же, как и Боги для садхаков в тантризме, хотя, может несколько и иную, но по сути, близкую к той концепции.
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2009, 05:24:55 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.