Мое почтение всем гуру и практикующим! _/\_
Я только знакомлюсь с учением Натхов. Начал осваивать асаны из 7 комплексов. Стараюсь не упускать деталей в комментариях Гуру Матсьендранатха, а также почерпнуть что-то из занятий с его учениками. Но большая часть практики все же приходится на самостоятельные занятия и в связи с этим возникают вопросы, на которые необходимы ответы. На данный момент вопросы касаются комплексов. Я отрабатывал первый в течение месяцев двух, перешел к следующему и заметил, что два комплекса уже сами по себе занимают немало времени. И это каждый день, а в дальнейшем еще будет пранаяма, медитация, пуджи. Вобщем, вопросы такие:
1. Как правильно осваивать комплексы? Означает ли, что когда мы переходим к следующему комплексу, то предыдущий оставляем? Или их практиковать по нескольку в день?
2. Я заметил, что каждый комплекс представляет собой, так сказать, логическое целое и заканчивается расслабляющими асанами. Отсюда вопрос – пока я осваиваю все семь, стоит ли перемешивать асаны из разных комплексов, которые я прорабатываю, или же пока следовать той последовательности, в которой они представлены?
К тому, что уже написал Йоги Алламанатх джи, добавлю еще. Асаны можно со временем комбинировать самостоятельно, но, действительно, как освоите их – или все или же большую часть. Комплексы рассчитаны на то, чтобы тело подвести к способности долго и свободно сидеть в одной позе, что важно для практики дхьяны, время дхьяны каждый раз может постепенно увеличиваться, а также и ее глубина. Но все должно происходить естественно, без перенапряжения.
Комплексы асан построены так, что вы сами можете определить, что у вас получается свободно, а что нет, с тех сетов можно и начать. Есть люди, у которых гибкости более чем достаточно, но в йоге гибкость никогда не являлась целью – то, что она есть, это хорошо, но главное, надо посмотреть, можете ли вы достаточное время свободно и спокойно сидеть в одной позе. Если вы очень гибки, то вам незачем много заботиться о теле, стоит больше уделить внимание сосредоточению и внутренним методам. Если какие-то из асан в сетах не получаются, то возьмите те, что в сете до них, и осваивайте их, и так, пока все не будут свободно выполняться. Спешить специально сильно растянуться не стоит, можно каждый день просто регулярно и по чуть-чуть делать. Параллельно асанам, совершенствованию дыхания и практике самьямы, изучайте йогические тексты и те ориентиры традиции, что мы даем, ибо сами по себе асаны не есть цель, они, как верно Йоги Лакшминатх заметила, просто одна из частей всей садханы, ее нельзя совсем игнорировать, но и думать только о ней в ущерб остальному тоже неверно.
Далее, что еще хотел бы сказать. Эти асаны - наши подборки с Йоги Алламанатхом, они составлены на тех ориентирах, чтобы они были нетравмоопасны и чтобы они всем могли быть полезны, так или иначе. В древней Индии не было никаких комплексов упражнений, и это надо очень четко понимать, тогда вообще много чего не было, потому мы сделали такую подборку с учетом нынешних реалий, как на Западе, так и в целом мире. Мы должны это честно сказать, чтобы потом к нам не было претензий, и если надо пояснить эту тему, то мы всегда с радостью готовы это сделать. В древней Индии не существовало вообще никакой массовой йоги, ей учили Гуру лично учеников, было строгое подчинение ученика Гуру и т.д. Сейчас такое даже и в самой Индии вряд ли открыто увидишь, это возможно только или если вы навсегда или лет на двенадцать уедете в Индию и будете непрерывно жить возле Гуру и служить ему, выполняя все его наставления, или же если предельно доверительные отношения у вас сложатся с Гуру на Западе (что тоже очень редкое явление). Это не потому, что все "плохие", а просто духовный путь - это не "рябчики в шампанском", как это всем кругом преподносят, он сложен и требует времени, человек должен реально поменяться, во всех смыслах.