Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Патанджали йога-сутры.  (Прочитано 40068 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 533
    • Nathi.ru
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #15 : Февраль 23, 2010, 15:37:21 »

Ну так, поскольку ум и прана тесно связаны, то в кумбхаке ум останавливается. И далее практика уже выполняется без его активностей.
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #16 : Февраль 23, 2010, 15:42:26 »

 Ну   вобщем  да!
 Й.С.1.2. "Yogaschitta vritti nirodhah"
Хатха  и  Раджа  связаны.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6373
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #17 : Февраль 25, 2010, 20:01:21 »

Адеш!
Немного отвечу по Патанджали. Безусловно, его труд очень ценный и описывает в общих чертах принципы йоги. Но у него по йоге всего один текст, многие современные Учителя йоги утверждают, что это раджа-йога, но, правда, в самих ЙС не встречается информация о том, что это раджа-йога. Вероятно, такой вывод был сделан потому, что у Патанджали в основном описаны техники самьямы, самое общее о Яме и Нияме.
И основная цель у Патанджали - достижение асампраджнята-самадхи, остановки колебаний читты, которая есть также порождение пракрити, и, таким образом, отстранение себя, вечной души (пуруша) от пракрити. В тексте также упоминается пуруша-вишеша (особая душа), т.е. Ишвара, но он рассматривается скорее как средство, а не то, с чем нужно соединиться, как это существует в недвойственных Тантрах. В целом, о его сутрах говорить очень непросто, потому что его труд трактуют представители разных традиций, а самой парампары от Патанджали, сколько я не искал в Индии, так и не нашел. Поэтому мы можем ориентироваться только на сами eго сутры, а уже более прикладные аспекты йоги, более детально рассматривающие природу души, Бога, - это можно найти в Тантрах и текстах натхов.
« Последнее редактирование: Февраль 26, 2010, 08:29:55 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Virabhadra

  • *
  • Сообщений: 134
  • أيها الرب يسوع المسيح ابن الله, إرحمني أنا الخاطئ
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #18 : Февраль 27, 2010, 02:01:30 »

"Йога-Сутры" в общем-то,советское,бытовое название 4х глав несохранившегося труда Патанджали,посвященному Йога Даршане.То есть,философского обоснования Йоги.раздел йоги на "презренную хатху" и возвышенную раджа тоже,присущий воззрениям тренеров  "made in USSR",он является несуществующим. Почему я считаю,что сочинение целиком утрачено?Да очень просто. С чего начинаются "Йога-сутры"?
Цитировать
1. Вот объяснение сосредоточения.

2. Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти).(вариант Вивекананды)

Сиддха Сидханта Паддхатти начинается со слов
Цитировать
Склонившись в почтении перед Адинатхой,соединённым с Шакти,Учителем Мира,я,Горакшанатха,поведаю эту паддхатти
.Такая "Шапка" характерна для всех,без исключения йогических текстов. Автор испрашивает благословения у Того,от чьего лица он пишет. В "Йога-Сутрах " такого нет. В обычаях средневековых писцов было выкидывать всё,по их мнению,незначительное. Заказчик ведь,как правило,не читал заранее книгу,которую ему переписывали? Вполне допускаю,что даже в этих 4 ,сохранившихся главах,присутствует своего рода дайджест из пресловутого несохранившегося труда Патанджали.
Опять же,"Йога -Сутры" описывают(думаю,спорить никто не будет) Йога Даршану.философский базис йоги. Гуру и "гуру" конца 19 в в Индии,подстраивавшие под свои бизнес-задачи практикуемые ими методы и школы,ссылались "на Патанджали",как комсорги на Полное Собрание сочинений Ленина. Практиковать,опираясь на философию равносильно лечению по справочнику лечащего врача--рискуешь умереть от опечатки. :41:
Записан
कैलासिगिरवासी

Иван

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #19 : Февраль 27, 2010, 13:55:08 »

Интересно, а сохранилась ли Санкхья на сегодняшний день в живом виде?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6373
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #20 : Август 01, 2010, 00:23:26 »

Шри Гуруджи ко Адеш!
В одном из номеров "Адеш" была статья о Санкхье, вернее, история моего ученика, посетившего одно из мест, где сохранилась передача в Санкхье как парампарической линии. Это место находится на острове недалеко от Калькутты, называется Ганга-сагар, там есть ашрам, и там же - самадхи (место захоронения) Капилы. Другой их ашрам находится в Аодхье. Мне о существовании этой линии рассказал Гуруджи Ракеш Пандей. Так вот, как оказалось, традиция вполне даже теистическая, они поклоняются Капиле как инкарнации Нараяны. Разные есть мнения насчет Санкхьи, одно заключается в том, что Санкхья изначально была теистической, а на каком-то отрезке времени стала атеистической (где верят только в многочисленных пуруш, не затрагивая тему Бога, о котором Патанджали говорит как о "Пуруша-вивеше"  - особом Махапуруше, не затрагиваемом страданиями).
Многие считают, что Санкхья дуалистична, как и Даршана (мировоззрение Патанджали), в отличие от адвайта-веданты Шанкары и других недвойственных культов. Дуалистичность выражается в том, что вы - не одно целое с Богом (в адвайте вы и Бог - едины). Дело в том, что мировоззрение традиции часто отражается и на методах духовной практики, уже поэтому полезно знать систему веры разных духовных линий. Патанджали и Санкхья относятся к тем учениям, которые признают авторитет Вед, и они признаны ортодоксальными направлениями, а буддизм, натхи, разного рода шакты, шайвы, тантристы - нет. Хотя, например, вот натхи сами признают Веды (в отличие, скажем, от буддистов), но только натхи объясняют Веды так, что далеко не все ведийские ортодоксы это примут. Доктрина натхов, базирующаяся на ССП, выведена из тех же принципов микро- и макрокосмов, о которых в Ведах говорится как о "Ади-пуруше", четверть которого - это "Вират-пуруша" (то, что натхи называют "Махасакара-пинда", или "Брахманда"), и части этого тела проявленной Вселенной - это "адхи-пуруша", или то, что натхи называют "вьяшти-", или "пракрити-пинда" (индивидуальные тела и сознания живых существ).
Аналогии с натховской теорией "пинда-брахманда вады" (взаимосвязи микро- и макрокосмов) мы также встречаем и в другой традиции, о которой упоминается в Атхарва-веде - Махавратья, представители которой следовали определенным правилам (врата), и тем самым они почитали Рудру как форму Экавраты. Правда, сейчас эта традиция исчезла, как, например, и другие, типа капаликов, каламукхов, ганапатьев и т.п. Натхи просто имеют свои версии относительно Вед, они не считают, что записанные ведические самхиты есть изначальные, а считают, что изначальные Веды находятся в самом Брахмане, который постигается не через писания, а через состояние самадхи. Натхи верят в Сукшма-веду, которая за пределами слов и языков, и она постигается только в йогическом опыте, хотя санскрит, разные писания просто могут быть в той или иной степени вспомогательными элементами для практики, но сами по себе тексты мертвы. Да и если даже сравнивать Патанджали и натхов в плане текстов, то разница велика: одному Горакшанатху принадлежит около 50 текстов, не говоря уже о многих других учителях Традиции. А у Патанджали всего один текст по йоге, и еще два - по грамматике санскрита и аюрведе. Текст Патанджали - обзорный, а натховские освещают детально разные практики йоги. У Патанджали нет ориентации на природу Шакти и, соответственно, Кундалини, чакры, нади и т. д. и соответствующие им садханы. У Патанджали не осталось парампары (хотя его сутры сейчас трактуют все, кому их интересно трактовать). По сути, у Патанджали нет системы дикши, а она подразумевает передачу пути, не зависящего от большого отрезка времени, и что эта система может освободить от силы времени, просто потому, что сама выжила на протяжении веков. Хотя сами сутры содержат много ценного, но без системы передачи практик от парампарического Учителя можно только гадать о том, что там подразумевал Патанджали и как одна его сутра связана с остальными. Т. е. сутры могут трактовать и последователи веданты, и джайны, и сикхи, и кто угодно, но они-то их рассмотрят с позиций своих доктрин, они могут йогу вообще опустить, по сравнению с основными подходами их линий. В этом вся проблема современных трактовок Йога-сутр.
Впрочем, мы говорим о серьезных темах, о которых многие фитнес-йоги вообще не парятся особо, они мало думают об истинных задачах аутентичной йоги. У большинства йога соответствует не тому, какой она должна быть согласно аутентичной традиции, а тому, чего хочет большинство простых людей. Многие "тренеры" вообще могут ссылаться на тексты типа Патанджали просто для того, чтобы придать себе в глазах обывателей большей значимости, а на самом деле им тот же Патанджали крайне безразличен. Они и про натхов-то, про их культ не знают ничего толком, т.е. про тех, которые, собственно, являются основателями хатха-йоги, так что уже говорить о странным образом заюзанных афоризмах Патанджали.
  Что касается дат появления Традиции Натхов, мне понравилось высказывание одного американского садху Рампури: "Все, что на Западе пишут про историю Индии - это все в основном было придумано европейскими колонизаторами в Индии". Версии про то, что и когда появилось, иногда соответствуют действительности, а иногда это просто утверждение, основанное на ряде свидетельств, некоторые из которых отбрасываются по причине того, что они не состыковываются с другими. Йога, имеющая натховские архетипы, могла существовать и в Махенжо-даро, просто она могла внешне преобразовываться, как, например, та же Санкхья.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6373
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #21 : Март 15, 2014, 13:05:17 »

Гуруджи ко Адеш!

  Кстати, были натхи, которые писали комментарии к Патанджали, но с точки зрения натхизма, используя цитаты из текстов Горакшанатха. Есть комментарии на санскрите на «Йога-сутры» Патанджали, написанные Йоги Шри Шанкарнатхом. Выходили и просто книги, которые освещали сходства и различия Патанджали и Горакшанатха. Одна такая книга была издана в Горакхпуре.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sakshinath

  • *
  • Сообщений: 169
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #22 : Март 15, 2014, 15:53:59 »

У натхов самадхи реализуется в этом мире.

Гуруджи ко Адеш!

Гуруджи, есть у натхов такое понятие, как не возврата, на каком этапе реализации самадхи, можно вернутся обратно?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6373
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #23 : Март 16, 2014, 02:33:08 »

У натхов самадхи реализуется в этом мире.
Гуруджи, есть у натхов такое понятие, как не возврата, на каком этапе реализации самадхи, можно вернутся обратно?

  У них есть и концепция видеха-мукти (отказ от телесного перерождения), и садеха-мукти, или дживанмукти (реализация просветленности при жизни). Хотя о дживанмукти в текстах натхов больше говорится.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sakshinath

  • *
  • Сообщений: 169
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #24 : Март 16, 2014, 13:26:17 »

Гуру джи, а чем они (видеха-мукти и садеха-мукти) отличаются кроме пребывания в теле?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6373
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #25 : Март 17, 2014, 12:40:52 »

  Са-деха – означает буквально "самадхи с телом", и ви-деха – "самадхи без тела". Я это вижу так: есть просто одна реальность, она может быть внутри тела и вне его, но она одна и та же, она едина.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 59
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #26 : Ноябрь 26, 2016, 19:28:50 »

Намасте всем!
У Патанджали говорится, что йога есть остановка колебаний сознания. Здесь имеются ввиду флуктуации только тупых мыслей или всех мыслей без разделения? Некоторые считают, что полная остановка мысленного потока сродни сумасшествию. Но я так не думаю. Этот процесс похож на повторную перегонку спирита в колонне, в которой наиболее легкокипящие фракции выстраиваится по ранжиру по всей высоте колонны (кстати не замечаете аналогии Spirit = дух, душа и выстраивание чакр по высоте Сушумны). С каждым новым кругом, результат становится тоньше, качественней и безпроблемней для организма.
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 467
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #27 : Ноябрь 26, 2016, 23:24:54 »

Цитировать
Здесь имеются ввиду флуктуации только тупых мыслей или всех мыслей без разделения?

Речь идет скорее о мышлении как таковом, о неиспользовании его в качестве посредника. Йога – состояние интимное, и третий (с его флуктуациями) тут лишний.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6373
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #28 : Ноябрь 28, 2016, 07:05:04 »

Мне кажется, использовать Патанджали для рассмотрения тех или иных процессов психофизики стоит только со ссылками на его конкретные сутры, комментарии древних мастеров, написанные на них, и с четким пониманием контекста той философии, на которую это все завязано. А так как это все мало кому известно, то проще приводить примеры, когда тишина ума лично вам хотя бы улучшала качество жизни. Я не беру совсем высокие достижения, типа, осознанное и умиротворенное оставление тела или сансары вообще. Успокоение "взвинченности ума", его рассеянности (викшепа), например, помогает быть более точным в принятии решения. Замирание - это не отупение, а как раз наоборот, присутствие во внимательности, подобно тому, как охотник при виде дикого зверя замирает и спокойно наводит ружье на цель. Многочисленные выстрелы могут или спугнуть цель, или цель может уничтожить самого охотника, так как, замешкавшись, он потеряет время, потому он просто и спокойно должен бить по мишени. Я не думаю, что снайпер - это отупевший человек, только от факта того, что он замер в процессе спокойного наведения оружия.   

В йоге же целью называют нечто, что вы считаете для себя высшим на данный момент времени и что позволяет вам реинвестировать свое внимание, энергию, так же как вы в бизнесе реинвестируете свои вложения в более доходные объекты прибыли. Точно так же и в йоге вы отводите свое внимание и энергию от того, что на данном этапе вашей эволюции для вас утратило какую-либо ценность. Отводите (пратьяхара) предыдущее "вложение" праны и внимания от того, в чем себя исчерпали, и сосредотачиваете (дхарана) на том, что стало иметь ценность на данный момент времени. Многочисленные практики хатха-йоги, которые часто натхи называют "ульта" (обратная), как раз именно по такой схеме и работают. Гашение каких-то рефлексов, инстинктов, на которые идет расход энергии, ведет к ее экономии, а при ее увеличении возникает "ресурс", который может быть инвестирован в нужное русло. Вот именно поэтому если люди ходят, йоги - становятся на голову, если люди кушают, йоги делают вамана дхаути, если люди испражняются или "теряют" семенную жидкость, то йоги делают басти, ваджроли и т.д. "Гита" говорит: "Когда люди спят - йогины бодрствуют..." и наоборот. Все эти "действия наоборот" - это есть не что иное, как "экономическая программа для праны" с целью ее дальнейшего эффективного инвестирования. Но чтобы она получилась, нужны ресурсы энергии, осознавания. Вот для чего и производится "остановка". А то, как долго вам ее делать и какую, зависит то того, какая цель на данный момент именно для вас важна и какие методы для сохранения определенного объема энергии для вас актуальны.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 607
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #29 : Апрель 03, 2017, 15:12:57 »

Адеш, Гуру джи!
У нас в группе вк https://vk.com/nathas прозвучал вопрос:
"Как традиция натхов комментирует слова Патанджали о магически сотворенных умах (nirmana citta, 4:4-6)?"

Как бы Вы прокомментировали эту тему, Гуру джи?
Записан