Основная дискуссия > Йога в различных традициях
Чакры разные нужны, чакры разные важны
shivananda:
Адеш!
Встречая в разных текстах и книгах местоположение чакр, находил разногласия. В частности в положении
а) муладхары. некоторые пишут что она распологается в копчике, другие между анусом и половым органом, в цигуне, насколько я помню это место называлось "вратами жизни и смерти".
2) свадхистхана, опять же некоторые говорят о ее местонахождении в копчике и ее кшетрам находиться сразу у основания члена, другие говорят что она немного повыше
3) манипура - тут мнений я встречал еще больше, начиная от пупка, 2см над пупком и солнечным сплетением.
Хотелось бы узнать точное их расположение. И как проще всего ее(чакру) почувствовать, и что для нее хакарактерно при концентрации на ней, т.е. чтобы определить что это именно она.
Насколько я помню помимо этих центров есть ряд других, возможно здесь происходит некоторая подмена понятий и значений.
Народ, не знаю как у вас, но для меня почувствовать муладхару труднее всего. Видимо это связано с тем что это очень грубые вибрации или м.б. местоположение выбрано не то... :43: . Напишите, как обстоит с определением этих 3х чакр у вас.
Виранатха:
Адеш!
Шивананда, а Вам не приходила мысль, что это же тонкий план, следовательно, чакры могут находиться где угодно. Каждые народности придумывают свои трактовки того, что и как должно располагаться в тонком теле. Ну это моя мысль, может у Вас есть какие-то лучшие соображения. Для медиков так вообще все чакры, каналы, коши - не более, чем шарлатанство, так как они не могут доказать их существование с помошью приборов. Если они что-то и подтвердят, то может быть какие-то биополя, но ни один прибор не изобразит, к примеру, в муладхаре четыре лепестка, скульптурку Ганеши или Брахмы, желтый квадрат, т.е. символ элемента земли. Видимо, поэтому современные парапсихологи на место чакр спроецировали просто цветовые шарики, с соответствиями по радуге, и говорят, что у кого-то это даже работает. Но я все таки думаю, понятие чакр, кош и т.п. не стоит игнорировать, как бы это все не опускали "адекватные" йога-терапевты, определяя подобные понятия как "шизотерику". То, что физический план зависим от психического и наоборот, так это, думаю, вполне очевидно, даже для материалиста. Ведь существует же даже профессии психологов, котрые решают духовные, психоневролгические проблемы и т.п. А Вы-то что сами думаете?
लोटा बाबा:
Адеш!
В ранних классических текстах манипуру называют так же набхи-чакра (пупковая), и такое встречается часто. Как я считаю, муладхара находится где-то между гениталиями и анусом. А вообще, думаю, прочувствовать, где что, можно только практикуя пранаяму и мудры, потому что мудры запечатывают энергию в те области, что находятся в чакрах. А для этого йоги рекомендуют направлять внимание на адхары (такие точки, которые используются в практике мудр), и они часто соответствуют чакрам. Одна из адхар, муладхара, расположена между гудадхарой (анусом) и медхрадхарой (половыми органами). Уддиянадхара, похоже, и есть свадхиштхана, соответствующая пространству выше муладхары и ниже набхи (пупка) или манипуры. С чакрами и правда много всего непонятного. Я думаю, что это понятие взято из тантры и шактизма, а так как тантра многолика, то и трактовки чакр плавают. Причем практики, подобные йоге, есть, например, в тхераваде, как те, что с дыханием анапанасати, но у них о чакрах вообще речи не идет. Верно говорил товарищ Гурджиев, советуя разобраться с простыми вещами, которые мы думаем что знаем, а на самом деле знаем плохо. Честно говоря, я так и не встретил книг, исчерпывающе объясняющих, что же такое чакры. Как правило, все - сплошные повторы каких-то одних и тех же идей, как заезженная пластинка. Хотелось бы чего-то глубокого, с подробным объяснением энергоструктуры и т.д. Мне, пока что, понравились объяснения чакр и грантх, которые как-то давал Гуруджи на семинаре. Например, о разрушении (растворении) грантх при пробуждении Кундалини, вот такого в книгах я не встречал. Я считаю, что надо разобраться в том, что такое энергоструктуа, энергообмен внутренний и внешний, возможно, тогда и станет ясно, что такое чакры, где они и какие должны быть.
Виранатха:
Ну мне кажется, что с расположением грантх дело обстоит еще сложнее, чем с чакрами. Вот, например, место брахма-грантхи, по одним текстам, в муладхаре, а по другим - в анахате, а в некоторых системах вообще может последовательность меняться. В крийя-йоге рудра-грантхи - в муладхаре, а брахма-грантхи - в вишуддхе. Наверное, это связано с переплетениями каналов иды, пингалы и сушумны, которые есть везде, ну и поэтому локализация грантх может быть везде. В зависимости от того, где какая из гун преобладает. Кстати, вот интересно было бы узнать, есть ли понятие грантх в ваджраяне? То, что есть чакры - это ясно. Может, грантхи - это понятие, связанное чисто с индусской тантрой и йогой? Чакра - это скопление многих каналов или пересечение каналов, точка максимального напряжения и аккумуляции праны. И действительно, в чакрах есть что-то необычное, интересное это явление.
लोटा बाबा:
Адеш!
Вот уж не скажите, Виранатха, если почитать каулические тексты, то там порой чакры описаны в таком духе: "созерцай лотос из 10.000 лепестков, над ним 100.000 лепестков" в голове или с 32 и 64 лепестками, ну еще такие описания чакр совсем не вяжется с привычной схемой из 6-9 чакр и описанием их янтр. Лично мне кажется, что и грантхи, и чакры - это понятие настолько нестабильное, что даже сложно сказать, с чем из них дело обстоит сложней. Про схему с рудра-грантхой в муладхаре слышал, ну тройственности, двойственности иллюзий мешают пробуждению, нужна ровная и стабильная среда, в принципе, суть ясна.
Навигация
Перейти к полной версии