Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Чакры разные нужны, чакры разные важны  (Прочитано 23732 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re:Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #15 : Май 12, 2015, 23:45:47 »

Намасте, Ocean!

Намасте, Гуру джи! Подскажите, пожалуйста, насколько актуально начинающему медитировать на чакры и что бы Вы посоветовали в этой связи. Заранее спасибо  suns

Нужно, чтобы сознание не отвлекалось на стандартные ощущения в теле, для этого надо чистить как сознание, так и тело, энергетические каналы. Полезно как можно больше раскрепостить тело от зажимов, например, через практику асан, далее, очищать каналы через пранаяму, а сознание – через регулярное служение Гуру, слушание его сатсангов (шравану). При чистых нади, бандхи очень легко сосредотачивают прану и сознание в чакрах и сушумне. Когда пратьяхара станет нормой, тогда дхьяна на чакры станет результативна.

Относительно "начинающих" и "продолжающих". Люди очень разные, каждый по-своему: кто-то открывается для глубокого опыта чуть ли не мгновенно, а кому-то сложно, требуется менять мировоззрение – как правило, от сознания все зависит. Если человек быстро открывает для себя дхьяну и легко, то ему незачем много времени дальше заострять внимание только на подготовке, надо глубже идти в суть (таттву). Но если кому-то говорить об очень тонких и сложных процессах, а он прикован к бытовому уровню, это не будет уместным, такому человеку лучше заняться "технарством" на данном этапе. Тем не менее, фактически все люди привязаны к телесности и все способны чувствовать тонкое, просто у каждого акценты на что-то больше смещены. Тот, в ком "телесность" превалирует, может больше с ней разбираться и делать немного созерцание, а тот, кто легко и естественно способен погружаться в созерцание, может наращивать его глубину, но и не забывать о теле.
« Последнее редактирование: Май 12, 2015, 23:50:36 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 105
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #16 : Январь 28, 2019, 13:34:26 »

Адеш, Гуруджи!

Не могли бы вы пояснить, почему манипура-чакра имеет такое название? Относительно остальных много информации, и на русском, и на английском, а про манипуру все пишут так, как будто никто этого просто не знает. Пишут, что "мани" - означает "драгоценный камень", но никто не пишет почему, видимо никто и не знает. Даже в такой, казалось бы, полной, в плане описания чакр книге, "Лайя-йога" Шьямасундара Госвами, написано, что "город драгоценностей", но почему, непонятно.

Заранее спасибо!

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #17 : Январь 28, 2019, 15:31:24 »

Аширвадам!

На английском, если честно, мне тоже не встречалось, на русском тем более. Наверное, тем, кто знает санскрит, это просто не интересно, чтобы поискать в текстах.

Самое первое упоминание этой чакры мне встретилось в одной из сутр Патанджали, и, что самое интересное, там впервые этот центр назван термином "чакра", вопреки расхожему мнению, что система чакр появилась намного позднее Патанджали. Однако как "чакра", в отношении центров, там упоминание всего лишь об одной пупочной чакре. И, конечно же, это не такое детальное описание чакр, как в тантрических текстах и отображающих их йогических (таких, как натховские и др.):

नाभिचक्रे कायव्यूहज्ञानम्॥२९॥
nābhicakre kāyavyūhajñānam||29||

[Посредством самьямы] на пупочной чакре (नाभिचक्रे nābhicakre) обретается знание о структуре тела.

Как я понимаю, это связано с тем, что в этом центре соединяются все энергетические каналы, которые распространяются во все части тела. И Патанджали также упоминает о нади в другой сутре. Очевидно, тогда уже знание о каналах существовало, просто в сутрах нет их детального описания.

Относительно термина मणि maṇi и पूर pūra в текстах определение все же есть. Насчет पूर pūra все более-менее очевидно, это область или обитель, а вот относительно मणि maṇi развернутых объяснений в англоязычной литературе мне не встречалось. Но есть в санскритских источниках, в śrīmadbhāgavata purāṇa (37), также этот текст скопирован в других источниках, например в «Гаутамья-тантре» (глава12, шлока 47), она же цитируется Брахадтантрасарой (глава 5):

मेघाभं विद्युदाभञ्च बहुतेजोमयन्ततः ।
तत्पद्मं मणिवद्भिन्नं मणिपूरं तथोच्यते ॥

meghābhaṃ vidyudābhañca bahutejomayantataḥ ।
tatpadmaṃ maṇivadbhinnaṃ maṇipūraṃ tathocyate ॥

"Этот лотос (чакра) цвета облака и полон обильного сияния.
Тот лотос подобен сиянию драгоценного камня, потому и зовется манипурой".

Т.е. тут явное указание на способность драгоценного камня к свечению तेजस् tejas. Также во многих Тантрах драгоценные камни, помимо своей ценности, имеют много другой символики, такой как крепость и нерушимость, в метафорическом смысле - это определенные состояния сознания высокого уровня. В некоторых Тантрах это психофизические флюиды и субстанции, которые тоже связаны с очень высокими и глубокими состояниями сознания, как сути всех форм. Если же на этот центр посмотреть с физиологической точки зрения, то это область пищеварительного огня, но в метафизике индуизма джатхарагни и вайшванара имеют все-таки универсальное значение. Вайшванара собой пронизывает вселенную, потому он - огонь и жизнь внутри всего сущего, соответственно, через этот центр в состоянии самопожертвования мы постигаем сущность, которая сияет в каждом человеке. Эта сущность - мы сами и сеть, однако она существует внутри каждого. Как человеческие существа мы все имеем одинаковые руки, ноги, голову и прочие структуры, потому что мы так откуда-то свыше запрограммированы, закодированы. Медитируя на этот центр и постигая эту особую сущность, мы сами для себя открываем этот универсальный код, получая знания о человеческом теле, о чем и говорит Патанджали.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 105
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #18 : Январь 28, 2019, 20:44:55 »

Адеш, Гуруджи!

Огромное спасибо, есть над чем поразмышлять. Если у вас будет время, хотелось бы еще разобраться с термином "аджна". Чаще всего встречается перевод, как "воля" или "приказ", если "воля" у нас ассоциируется с Шивой, то "приказ" - больше с армией и кстати, "Адеш" тоже часто как "приказ" переводят. Вроде бы йога избегает войны и больше за ахимсу, а тут такое вот значение. Может я проецирую свое мирское видение, у меня на тему "приказа" возникают противоречивые мысли.   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #19 : Февраль 01, 2019, 00:56:27 »

Огромное спасибо, есть над чем поразмышлять. Если у вас будет время, хотелось бы еще разобраться с термином "аджна". Чаще всего встречается перевод, как "воля" или "приказ", если "воля" у нас ассоциируется с Шивой, то "приказ" - больше с армией и кстати, "Адеш" тоже часто как "приказ" переводят. Вроде бы йога избегает войны и больше за ахимсу, а тут такое вот значение. Может я проецирую свое мирское видение, у меня на тему "приказа" возникают противоречивые мысли.

Я думаю, что ответ на этот вопрос достаточно прост. Традиционно в Индии, чтобы родиться вайшью, в предыдущей жизни надо реализоваться как шудра, чтобы родиться кшатрием, надо до этого родиться вайшью. Чтобы стать брахманом, нужно дорасти до этого, побыв и кшатрием, и всеми, кто шел до этого эволюционно. Другое дело, что, может, некоторые в прошлой жизни могли быть животными и в этой родились людьми с недалеким умом. Если в прошлой был дятлом, например, и не далеко от него эволюционировал, то, наверное, это может сказаться и на этом воплощении.)) Но шутки шутками, а если серьезно, то кто такие йоги и с какой группой людей они больше ассоциируются? С санньясинами или садху. Понятное дело, что йогины бывают и семейные, но это уже вопрос тонкостей, кого и кем надо считать садху. Термин «садху» может иметь массу значений, но в целом это указывает на человека совершенного, эволюционно зрелого, это точно не дятел и не баран, точно не холоп, не лоботряс, точно не раздолбай и т.д. Хотя, конечно, жизнь полна парадоксов, и среди тех, кто вступает в ордена садху, могут быть и такие, кто духовно не далеко ушел от уровня "ослов". Но речь не идет о том, как это бывает в кали-югу, речь о том, как должно быть на самом деле. В основном ведическая традиция, которая ориентировалась на грихастх, не сразу в себе интегрировала шраманскую (монашескую), аскетическую. Мы вот тут в одной из тем обсуждали концепцию Ишвары, которая встречается уже в Упанишадах, отчасти в Араньяках и Брахманах, чего еще не видно в ведических самхитах. А для кого были созданы Упанишады, например, или даже Араньяки? Для тех, кто уходил в лес, т.е. для "яти", "тапасви", всех тех, кто и ассоциируется с санньясой. И именно источники, потом вошедшие в канон шрути, Упанишады больше всего ассоциируются с йогой. Потому что Упанишады - это не что иное, как выявление внутренней сути Вед, это в большей степени эзотерическое знание, они и легли в основу Веданты (завершения, или сути, Вед). Это некая "овнутренная" практика того знания, что было в Ведах, и Упанишады в основном для санньяси и предназначались. Я уже сказал: кого считать санньяси - это вопрос непростой, особенно сейчас, но если посмотреть на суть этого явления, то мы можем сказать точно, что это – эволюционно зрелая душа. Это – душа, которая прошла большой путь и приблизилась к освобождению. Традиционно именно брахманы и санньяси являются теми, кто к освобождению ближе всех. Но кто эти люди, кого они в последнюю очередь оставили позади? Они оставили кшатриев. Отсюда напрашивается следующий вывод: разве может человек, который не прошел войну и дисциплину, связанную с предельной концентрацией и ответственностью, стать выше кшатрия?  Конкретно брахманом и тем более садху или йогином? Давайте честно посмотрим, в каком мы с вами мире живем в эту югу. Честно посмотрите, давайте без лжеморали и ханжества. В мире войны, крайней жесткости и асуризма. Может, кто-то чего-то не увидел и не понял, но это его проблемы, значит, и видеть и понимать этот мир его заставит, лишив его "детской радости". Ну а тем, кто уже повзрослел, я думаю, что надо объяснять, каков этот мир. Если ты не хочешь быть жертвой в этом мире, нужна предельная дисциплина, ответственность и предельная безжалостность к своим слабостям, слабостям своих близких. Что касается врагов и недоброжелателей, насчет них все проще, они вам сами не дадут расслабиться.

Поэтому если вам йогины кажутся выше и беззаботнее кшатриев, не обольщайтесь внешней видимостью их беззаботности. Этим нельзя обольщаться, так же как, например, не обольщаются некоторыми словами дипломатов или политиков. Если они пожимают руки и называют вас "партнерами", это не говорит о том, что они не готовы вас сожрать с потрохами при первом удобном случае, как только они увидят, что вы повелись и дали слабинку. Так и йогины, они отказываются от каких-то "выгод" не потому, что это просто "дань традиции санньясы", а в первую очередь потому, что у них нет иллюзий на тему того, кто такие люди. Даже если у йогина поведение не выглядит подобным дисциплине и беспрекословному подчинению солдата, это не значит, что в них этого нет. Просто в них это на куда более высоком уровне, а "невидимость жесточайшей дисциплины" только говорит о том, что она намного выше. Не надо думать, что йогины глупее кшатриев, что-то про "розовые сопли", "любовь, добро" и прочие этикетки, которые люди понимают (вернее, не понимают вообще) примитивно.

Да, аджна - это приказ, именно, и адеш – тоже приказ, а как вы хотели? То, что солдат умирает физически, совершая подвиг, это очень высокое самопожертвование. Но при каких обстоятельствах и как это происходит, это другой вопрос. Йогин же умирает не просто физически, он умирает сущностно, для него внешняя форма меньше имеет значение, нежели то, что происходит на уровне его сознания или подсознания. Безусловно, есть разница между кшатрием и йогином, но эволюционно у него есть уже наработки и кшатрия, и для йогина такие формы дисциплины точно не проблема.

Конечно, вы можете встретить, например, тексты, где есть предписание практик йоги и для кшатриев, и для вайшью и даже для шудр или вообще для тех, кто вне варн. Например, в «Джога-прадипике» есть рекомендации для пранаямы и т.п. Однако в целом йога - это йога, это дисциплина, и нужна она для того, чтобы "выдернуть" человека из того уровня, в котором он завис. Йога - это общая тенденция к эволюционированию, и в каждом случае настолько, насколько это возможно конкретно для данного случая. Но, я повторюсь, это дисциплина, предназначенная явно не для таких явлений, как "йога для дам с собачками", "йога с пиццей", "йога в сауне", "йога на велосипеде" и т.д. Просто сейчас, когда появилось много всякого бреда, выдаваемого за йогу, произошло и немало подмешиваний в практику и мировоззрение, где требуется осознанность и ответственность, элементов, противоположных этому. Много всякого рода "лакшерис", физических, психологических, намешанных на расслабляющих восприятие сентиментах, то, что замутняет трезвость человека.

Аджна связана с очень серьезным самоконтролем, самопожертвованием, мудростью, включением всей своей психофизики. Тот, кто не является полноценным дисциплинированным, ответственным учеником, его Кундалини не сможет пройти уровень выше аджны. Выше аджны находится Гуру-чакра, она описана в «Гхеранда-самхите», в стхула-дхьяне. Т.е. это уровень полной отдачи себя Гуру, и тогда, когда нет эго, вы выходите в сахасрару, за пределы формы.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 105
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #20 : Февраль 09, 2019, 15:48:01 »

Адеш Гуруджи!

Огромное спасибо, очень интересно. В вашей книге по двадашанте, я нашел упоминание "сукшма-чакр", которые также известны, как двадашанта, и упомянут даже текст натхов "Горакх-бодх". Но это только один текст, который на хинди, и явно поздний. Есть ли еще какие-то тексты Горакшанатха такого плана?

Дханьявад!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #21 : Февраль 13, 2019, 05:07:19 »

Краткое упоминание двадашанты встречается в «Горакх-сабади»:

अरघंत कवल उरघंत मध्ये, प्रांण पुरिस का बासा|
 द्वादस हंसा उलटि चलैगा तब हीं जोति प्रकासा ||

araghaṃt kaval uraghaṃt madhye, prāṃṇ puris kā bāsā|
dvādas haṃsā ulṭi calaigā tab hīṃ joti prakāsā || ( 81)

«Из нижнего (अरघंत) лотоса (कवल) с жизненной силой (प्रांण) высшая душа (पुरिस का बासा), находящаяся внутри центрального канала (मध्ये), восходит вверх (उरघंत).
Двигаясь напротив (उलटि चलैगा) расстояния, измеряемого двенадцатью пальцами [жизненными энергиями](द्वादस हंसा), именно тогда (तब हीं) сияние раскрывается (जोति प्रकासा)».

Тут, конечно, надо пояснить, что термин «хамса», который в «перевернутом виде» является мантрой सो ऽहम्  ‘so ham" (Я есть он), очень символичен. Буквально его переводят как «лебедь». На мой взгляд его неплохо разъяснил Ади Шанкарачарья, проведя параллели между лебедем и солнцем. Лебедь может путешествовать по небу, а также способен погружаться в воду. Похожим образом солнце, что является источником жизни и света, способно подниматься в небо на восходе и заходить на закате. В целом, солнце и источник праны, также символизирует собой Атман, в ведизме поклонение солнцу связывают с мантрой Гаятри, которая очищает душу и побуждает интеллект. По той же причине некоторые йогические тексты мантру सो ऽहम् ‘so ham’ также называют «Гаятри», несмотря на то что она по своему метрическому размеру (чандас) Гаятри может не соответствовать. Мне также встречались интерпретации мантры सो ऽहम् ‘so ham’ как то, что является सहज sahaja – как (स-ह) и ज - врожденным и естественным. Это метафорический способ трактовки букв санскрита, наподобие того как, например, объясняют термин «ха-тха» как символ солнца и луны. Хотя सहज sahaja буквально переводится как सह «с» или «вместе» ज «врожденным», т.е. «действие, сопровождающее ваше естество». Мантру सो ऽहम् называют аджапа-джапой, так как повторение происходит без специальных усилий, можно сказать, это «практика без практики» निरुपाय nirupāya.

Кстати, там следующая шлока дает интересное определение асане, я и ее перевел бы и прокомментировал, как найдется время.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 105
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #22 : Февраль 13, 2019, 10:55:59 »

Адеш, Гуруджи!

Очень интересно. Огромное спасибо за перевод и за такой интересный комментарий. Если не сложно, Вы могли бы пояснить эту часть:

Цитировать
Двигаясь напротив (उलटि चलैगा)

Что подразумевается под "напротив"? Верно я понимаю, речь идет о двадашанте от кончика носа?

Цитировать
Кстати, там следующая шлока дает интересное определение асане, я и ее перевел бы, и откомментировал, как найдется время.

Это было бы великолепно, так как судя по всему текст непростой, с глубоким символизмом.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #23 : Февраль 13, 2019, 12:39:07 »

Цитировать
Двигаясь напротив (उलटि चलैगा)

Дело в том, что термин उल्टा (ульта), особенно в том виде, как в этой шлоке, может иметь массу значений. Буквальный перевод - «напротив» и «обратно». Тут может быть значение «напротив вас», вы верно заметили, от кончика носа на расстоянии 12 пальцев. Но двадашант несколько, это может быть и «антар-двадашанта» т.е. воздух, входящий внутрь. В этом случае «ульта» также можно перевести не как «напротив», а как «обратно». Оба варианта будут верными, также исходя из того что и внутренняя и внешняя двадашанты взаимозависимы. Можно также это соотнести и с верхней двадашантой, если пространство над брахмарандхой, где раскрываются энергии всей вселенной (брахманда), считать противоположной пинде (вам, как микрокосмосу).

Текст, конечно, очень глубокий, могу немного поделиться своим видением такого рода изложения. Подобные тексты несколько поздние, и, к сожалению, вследствие своего высокомерия многие их недооценивают. Они были составлены уже после того, как самые разные традиции сформировали очень богатый эзотерический материал. Видимо, на базе таких вот массовых трендов и возникла потребность коротко охватывать сразу несколько сутей. В любом случае, то, что многие нынешние переводчики упрощают суть таких текстов, а некоторые последователи традиций просто игнорят, говорит о том, что тексты эти составлялись теми, кто в теме шарили очень хорошо. А кому сейчас это нужно, те увидят то, что должны увидеть. Насчет асаны, может, еще что-нибудь интересное выберу и переведу, хотя, если честно, там что угодно можно брать и везде полно интересного.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 105
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #24 : Март 16, 2019, 15:20:27 »

Адеш Гуруджи!

Спасибо большое за ответ. А на каком языке или языках, диалектах написана Горакх-бани и многие мантры натхов? И какое там отличие от хинди? Про асаны было бы очень интересно.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #25 : Март 16, 2019, 17:11:07 »

Адеш!

В основном там браджбхаша и панджаби, различия можно увидеть на примере той шлоки, что я помещал, там браджбхаша. К примеру, у них вместо "ща" श используют स "са", потому вместо प्रकाशना / prakāśanā у них будет प्रकासा / prakāsā, или вместо द्वादश / dvādaś у них будет द्वादस / dvādas, а вместо शून्य / śūnya будет सुन्य / sunya. Еще часто вместо ख / kha бывает ष / ṣ, например, будет не गोरख / gorakh, а गोरष / goraṣ, как это в знаменитой шлоке:

मरौ वे जोगी मरौ मरण है मीठा |
जिस मरणीं मरौ जिस मरणीं गोरष मरि दीठा ||

marau ve jogī marau maraṇ hai mīṭhā |
jisa maraṇīṃ marau jis maraṇīṃ goraṣ mari dīṭhā ||

"О (वे /हे или रे/) йоги (जोगी / योगी), умри (मरौ / मरना), смерть (मरण) является (है) "сладостью" (मीठा), умри (मरौ) смертью (मरणीं), которой (जिस / от जो кто) умер Горакша (गोरष / गोरख), видь (दीठा / दृष्टि), воспринимай (मरणीं) через эту смерть."

Другие примеры: вместо अदेखि / adekhi (невидимый) будет अदेषि / adeṣi, или не अलख / alakh, а अलष / alaṣ. Вместо न / na у них используется ण / ṇa, например, после указанной выше шлоки идет следующая, где вместо आसन / āsan там आसण / āsaṇ, или в сабади там मांणिक / māṃṇik, в классическом хинди - это मानिक / mānik (рубин).

Там много и других замещений, например, क्ष / kṣа ख्य / khya или ज्ञ / jña на ग्य / gya.

В панджаби и браджбхаше много сходств с хинди, но есть и отличия. Например, в браджбхаше मैं / maiṃ (я) может быть также मैं / maiṃ, а может и हौं / hauṃ или हों / hoṃ. Допустим, в хинди को / ko там будет как कु / ku или कू / kū, часто как कौ / kau. मेरा / merā - в хинди, у них मेरौ / merau, मुझ को / mujh ko (मुझे / mujhe) - в хинди, а в браджбхаше будет मोहि / mohi , मुहि / muhi, मो / mo, मुज / muj, (कौ / kau). В хинди हम को / ham ko или हमें / hameṃ, а в браджбхаше हमैं / hameṃ, हम / ham, हमौं / hamauṃ, हमन / haman, (कौ / kau) и т.д. Там очень много деталей, все это непросто. Я думаю, что мы это будем разбирать на нашем курсе, чтобы понимать значения шабар-мантр, в одном посте с наскока это точно нереально разобрать. Многие-то и стандартный хинди не знают, а кто-то и деванагари, не говоря уже про грамматику, так что для большинства работы тут непочатый край.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #26 : Март 16, 2019, 19:06:37 »

В «Горакх-бани» встречается несколько раз упоминание "асаны".

आसण बैसिबा पवन निरोधिबा थांन मांन सब धंधा |
बदंत गोरषनाथ आतमां विचारंत ज्यूं जल दीसै चंदा || ८२ ||

āsaṇ baisibā pavan nirodhibā thāṃn māṃn sab dhaṃdhā |
badaṃt goraṣnāth ātamāṃ vicāraṃt jyūṃ jal dīsai caṃdā || 82 ||

"Сев (बैसिबा) в позу (आसण), подчини, успокой (निरोधिबा) жизненную силу (पवन), внешнюю среду нахождения (थांन), свой социальный образ (मांन), все мирские активности (सब धंधा) |
Горакшанатх говорит (बदंत गोरषनाथ): "Постигая себя или Атман (आतमां विचारंत), подобно тому как (ज्यूं) луна (चंदा) отражается (दीसै) в воде (जल) ||"

आसण दिढ अहार दिढ जे न्यंद्रा दिढ होई ||
गोरष कहै सुणौ रे पूता मरै न बूढा होई || ||

āsaṇ diḍh ahār diḍh je nyaṃdrā diḍh hoī ||
goraṣ kahai suṇau re pūtā marai na būḍhā hoī || 125 ||

Позиция, место нахождения (आसण), должна быть урегулирована, стабильна (दिढ), питание урегулировано (अहार दिढ), тот, кто (जे) спит (न्यंद्रा), должен быть (होई) отрегулирован (दिढ) в этом.
Горакша говорит (गोरष कहै): "Слушай (सुणौ), о (रे) мой духовный сын (पूता). Тогда, не (न) будет (होई) старости (बूढा) и смерти (मरै).

Благодаря Горакшанатху, многое становится понятным и в отношении описания асаны в «Йога-сутрах» Патанджали. Позволю себе дать пояснения.

स्थिरसुखमासनम् ॥४६॥

sthira-sukham-āsanam ||46||

"Положение (आसन) должно быть стабильное (स्थिर) и (с совершенным внутренним пространством) सुख."

Сам термин "асана" (आसन) происходит от корня आस्, который может иметь несколько значений. Основное - это 'сидеть' или 'сидение', однако также может означать 'место сидения', 'пространство'. Еще आस् можно перевести и как "находиться, пребывать или жить в чем-либо, где-либо", что может указывать и на само дело. Т.е. это может быть душа, находящаяся в теле как пуруша, 'пура' - тело и 'уша' - что пребывает в теле. Так, например, когда мы призываем Божество, мы предлагаем ему место для сидения. Таким образом, тексты натхов часто говорят, что тела всех живых существ были созданы Шивой и асаны все были созданы Шивой, сколько асан - столько и воплощенных существ. Главных асан и воплощенных душ 84 (Сиддха-пуруш или натхов, познавших в себе или себя как Шива-сварупу).

Далее, термин "сукха" सुख многие переводят очень поверхностно и даже на "спортивный лад", как "удобная" или "комфортная" поза. Но я думаю, что для лучшего понимания надо заглянуть в этимологию термина. Термин состоит из префикса सु, что означает нечто хорошее, совершенное и ख - "пространство". Т.е. если в психофизике есть блокировки, то вы свое тело осознаете как негативное пространство "духкха" दुःख, противоположное "сукха". При практике "асаны" вы освобождаетесь от блокировок и, таким образом, становитесь чистым пространством, самое чистое пространство - это пространство Атмана. И когда ваши мысли и тело его отображают, они становятся стабильными (स्थिर). Это все и есть то, о чем говорил Горакшанатх, что тело, когда размышляешь об Атмане (он ведь неизменен, вечен), становится подобным воде, отражающей лунный свет (Атман). Если тело и отображает Атман, свое естество, то оно становится ему подобным, отображая его стабильность. Можно и дальше разбирать шлоки из разных текстов и другие две сутры Патанджали, посвященные асане. Но я предлагаю каждому самостоятельно этим заняться. Так как пищи для ума и души хватает.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Amitanath

  • *
  • Сообщений: 46
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #27 : Июнь 20, 2019, 09:13:32 »

Адеш!
Интересно, иногда встречается в Шривидье упоминание о двух сахасрарах: одна - широко известная, расположенная в области макушки, а вторая - у стоп. Гуруджи, расскажите пожалуйста, почему именно две сахасрары, и как они связаны между собой и с другими чакрами? Да и само расположение чакры в области стоп тоже интересный аспект.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #28 : Июнь 20, 2019, 23:34:46 »

Адеш Амитанатх джи!

Это важный вопрос, потому что эти две сахасрары являются двумя крайними точками в нашей психофизике. С одной стороны, сахасрара, означающая "тысяча лепестков лотоса", независимо от того, нижняя она или верхняя, указывает на формы энергий. Однако сахасрара, например, на макушке - это еще и пустотность. Будь это верхняя сахасрара или же нижняя, между которыми происходит процесс разворачивания творения или поглощения, они обе - одна реальность. Между ними есть разные уровни творения и поглощения одновременно, мы должны осознавать в любой из чакр этот Абсолют. Однако эти две крайние точки наиболее важны, потому что по сути это врата в один и тот же Абсолют, они связаны и с "пустотой", и с "полнотой" одновременно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nastasya

  • *
  • Сообщений: 15
Re: Чакры разные нужны, чакры разные важны
« Ответ #29 : Июнь 26, 2019, 10:29:35 »

Намасте! Спасибо большое, Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу за такие глубокие ответы и участникам за вопросы  suns

Очень интересно про сахасрару, подскажите, пожалуйста, так как это две крайние точки психофизики, можно ли считать, что это точки где микрокосм «соприкасается» с макрокосмом, по смыслу это тоже самое что и врата в Абсолют? Можно ли сказать что это места "соединения" Атмана и Параматмана?

И такой еще вопрос, если одна сахасрара связана с пустотностью, означает ли это: что вторая связана с полнотой? Можно ли сказать что они связаны с Шивой и Шакти?
Записан