Огромное спасибо, есть над чем поразмышлять. Если у вас будет время, хотелось бы еще разобраться с термином "аджна". Чаще всего встречается перевод, как "воля" или "приказ", если "воля" у нас ассоциируется с Шивой, то "приказ" - больше с армией и кстати, "Адеш" тоже часто как "приказ" переводят. Вроде бы йога избегает войны и больше за ахимсу, а тут такое вот значение. Может я проецирую свое мирское видение, у меня на тему "приказа" возникают противоречивые мысли.
Я думаю, что ответ на этот вопрос достаточно прост. Традиционно в Индии, чтобы родиться вайшью, в предыдущей жизни надо реализоваться как шудра, чтобы родиться кшатрием, надо до этого родиться вайшью. Чтобы стать брахманом, нужно дорасти до этого, побыв и кшатрием, и всеми, кто шел до этого эволюционно. Другое дело, что, может, некоторые в прошлой жизни могли быть животными и в этой родились людьми с недалеким умом. Если в прошлой был дятлом, например, и не далеко от него эволюционировал, то, наверное, это может сказаться и на этом воплощении.)) Но шутки шутками, а если серьезно, то кто такие йоги и с какой группой людей они больше ассоциируются? С санньясинами или садху. Понятное дело, что йогины бывают и семейные, но это уже вопрос тонкостей, кого и кем надо считать садху. Термин «садху» может иметь массу значений, но в целом это указывает на человека совершенного, эволюционно зрелого, это точно не дятел и не баран, точно не холоп, не лоботряс, точно не раздолбай и т.д. Хотя, конечно, жизнь полна парадоксов, и среди тех, кто вступает в ордена садху, могут быть и такие, кто духовно не далеко ушел от уровня "ослов". Но речь не идет о том, как это бывает в кали-югу, речь о том, как должно быть на самом деле. В основном ведическая традиция, которая ориентировалась на грихастх, не сразу в себе интегрировала шраманскую (монашескую), аскетическую. Мы вот тут в одной из тем обсуждали концепцию Ишвары, которая встречается уже в Упанишадах, отчасти в Араньяках и Брахманах, чего еще не видно в ведических самхитах. А для кого были созданы Упанишады, например, или даже Араньяки? Для тех, кто уходил в лес, т.е. для "яти", "тапасви", всех тех, кто и ассоциируется с санньясой. И именно источники, потом вошедшие в канон шрути, Упанишады больше всего ассоциируются с йогой. Потому что Упанишады - это не что иное, как выявление внутренней сути Вед, это в большей степени эзотерическое знание, они и легли в основу Веданты (завершения, или сути, Вед). Это некая "овнутренная" практика того знания, что было в Ведах, и Упанишады в основном для санньяси и предназначались. Я уже сказал: кого считать санньяси - это вопрос непростой, особенно сейчас, но если посмотреть на суть этого явления, то мы можем сказать точно, что это – эволюционно зрелая душа. Это – душа, которая прошла большой путь и приблизилась к освобождению. Традиционно именно брахманы и санньяси являются теми, кто к освобождению ближе всех. Но кто эти люди, кого они в последнюю очередь оставили позади? Они оставили кшатриев. Отсюда напрашивается следующий вывод: разве может человек, который не прошел войну и дисциплину, связанную с предельной концентрацией и ответственностью, стать выше кшатрия? Конкретно брахманом и тем более садху или йогином? Давайте честно посмотрим, в каком мы с вами мире живем в эту югу. Честно посмотрите, давайте без лжеморали и ханжества. В мире войны, крайней жесткости и асуризма. Может, кто-то чего-то не увидел и не понял, но это его проблемы, значит, и видеть и понимать этот мир его заставит, лишив его "детской радости". Ну а тем, кто уже повзрослел, я думаю, что надо объяснять, каков этот мир. Если ты не хочешь быть жертвой в этом мире, нужна предельная дисциплина, ответственность и предельная безжалостность к своим слабостям, слабостям своих близких. Что касается врагов и недоброжелателей, насчет них все проще, они вам сами не дадут расслабиться.
Поэтому если вам йогины кажутся выше и беззаботнее кшатриев, не обольщайтесь внешней видимостью их беззаботности. Этим нельзя обольщаться, так же как, например, не обольщаются некоторыми словами дипломатов или политиков. Если они пожимают руки и называют вас "партнерами", это не говорит о том, что они не готовы вас сожрать с потрохами при первом удобном случае, как только они увидят, что вы повелись и дали слабинку. Так и йогины, они отказываются от каких-то "выгод" не потому, что это просто "дань традиции санньясы", а в первую очередь потому, что у них нет иллюзий на тему того, кто такие люди. Даже если у йогина поведение не выглядит подобным дисциплине и беспрекословному подчинению солдата, это не значит, что в них этого нет. Просто в них это на куда более высоком уровне, а "невидимость жесточайшей дисциплины" только говорит о том, что она намного выше. Не надо думать, что йогины глупее кшатриев, что-то про "розовые сопли", "любовь, добро" и прочие этикетки, которые люди понимают (вернее, не понимают вообще) примитивно.
Да, аджна - это приказ, именно, и адеш – тоже приказ, а как вы хотели? То, что солдат умирает физически, совершая подвиг, это очень высокое самопожертвование. Но при каких обстоятельствах и как это происходит, это другой вопрос. Йогин же умирает не просто физически, он умирает сущностно, для него внешняя форма меньше имеет значение, нежели то, что происходит на уровне его сознания или подсознания. Безусловно, есть разница между кшатрием и йогином, но эволюционно у него есть уже наработки и кшатрия, и для йогина такие формы дисциплины точно не проблема.
Конечно, вы можете встретить, например, тексты, где есть предписание практик йоги и для кшатриев, и для вайшью и даже для шудр или вообще для тех, кто вне варн. Например, в «Джога-прадипике» есть рекомендации для пранаямы и т.п. Однако в целом йога - это йога, это дисциплина, и нужна она для того, чтобы "выдернуть" человека из того уровня, в котором он завис. Йога - это общая тенденция к эволюционированию, и в каждом случае настолько, насколько это возможно конкретно для данного случая. Но, я повторюсь, это дисциплина, предназначенная явно не для таких явлений, как "йога для дам с собачками", "йога с пиццей", "йога в сауне", "йога на велосипеде" и т.д. Просто сейчас, когда появилось много всякого бреда, выдаваемого за йогу, произошло и немало подмешиваний в практику и мировоззрение, где требуется осознанность и ответственность, элементов, противоположных этому. Много всякого рода "лакшерис", физических, психологических, намешанных на расслабляющих восприятие сентиментах, то, что замутняет трезвость человека.
Аджна связана с очень серьезным самоконтролем, самопожертвованием, мудростью, включением всей своей психофизики. Тот, кто не является полноценным дисциплинированным, ответственным учеником, его Кундалини не сможет пройти уровень выше аджны. Выше аджны находится Гуру-чакра, она описана в «Гхеранда-самхите», в стхула-дхьяне. Т.е. это уровень полной отдачи себя Гуру, и тогда, когда нет эго, вы выходите в сахасрару, за пределы формы.