Адеш!
Думаю, что прана изначально одна, но она трансформируется в разные свои проявления, при этом есть некая изначальная праническая среда, в которой находятся все состояния праны. Отдельные праны или токи можно сравнить с телом. Вы же не можете сказать, что сердце или почки - это не тело? Они части тела, но они тоже тело, как часть общей структуры. Одну прану можно дробить на разные ее уровни-структуры. В традиции натхов структура - это пинда, матрица, в которой все живет в согласии со всем. Чем больше структура ограниченной реальности адаптирована под общую среду обитания и макро-сферу, частью которой она является, тем больше способности микроструктуры. Холодная и горячая прана - это часть одной общей для них обоих праны.
Теперь, если логически поразмыслить, то можно прийти к выводу, что все сиддхи и аномалии есть не что иное, как определенный резонанс микроструктуры под макроструктуру, от чего ограниченная структура может менять, казалось бы, привычные свойства. Например, человек не способен совершать высокие прыжки, но мастер БИ вживается в образ определенного животного и осуществляет сиддхи, свойственные этому животному, подобного много в шаманизме. В различных савикальпа-самадхи происходят изменения, когда свойства ограниченной среды ей не соответствуют.
С ноздрями то же самое. По текстам, при работе интеллекта должна дышать левая, а не правая ноздря. Но почему бы солнечной силе не питать интеллект? Тем более, что ряд текстов по-разному описывают соотношение луны и солнца в ноздрях. Соответственно, все тексты натхов говорят о том, что цель всех практик йоги не в том, чтобы задышала правая или левая ноздря, чтобы активировался только интеллект или способность к действиям, а в том, чтобы достичь эффективности действия и силы интеллекта. Вряд ли тексты вообще описывали бы подробные фрагментарные состояния мира, если бы они не были направлены и связаны с чем-то одним и большим. Поэтому, все эти значения - Луна, Солнце, Огонь, пять элементов, объясняются в них примерно так: Луна - Бог, Солнце - Бог и Огонь - тоже Бог и т.д.
Еще есть одна забавная вещь. В Индии понятие самадхи двояко, в одном - ты вне мира (видеха-мукти), в другом - ты погружен в мир (садеха-мукти). Кто-то считает, что видеха - это самое сложное из состояний, кто-то, что самадхи в теле - самое сложное. Но смотря на все эти споры философов, задумываешься о том, неужели истина такая страшная и садомазохистская, что все тебе советуют делать то, что тебе не свойственно, и стремиться к чему-то такому, что для тебя не естественно, как по-настоящему счастливого существа. По идее, йога - это путь, ведущий к избавлению от страданий. Следовательно, истина уже здесь, и все виды мокши здесь, а может быть, было бы проще мокшу облекать в одно название, мы же не можем сказать, есть она или ее нет. Мокша имеет абсолютную природу, независимо от того, верит в нее кто-то или нет. Также и реальность Абсолютной праны, она не зависит от стандартов ее изложения в какой-то категории текстов. Вы спросите: "Неужели? Тогда человек, который дышит правой ноздрей, и у которого активно работает интеллект, пребывает именно в самадхи?" Я вам отвечу: "Да. Та реальность, которую мы открываем в самадхи, присутствует всегда и везде".
Конечно, тут можно говорить о том, что нужно этот уровень реализовать на практике. Но я предлагаю не вешать на себя ярлыков личностей, знающих, что такое практика, кто мы сами, каковы наши способности, по какому графику какие явления должны существовать, а по какому - нет. В свое время были исследователи, которые открывали какие-то новые для всех законы, при этом некоторые из них были казнены инквизицией, а потом выяснялось, спустя много лет, что они открыли вполне объективную истину. Йог тоже живет постоянными открытиями, только не для нобелевских премий и даже не для того, чтобы его кто-то называл йогом, он делает открытия просто ради открытий. Более того, порой самадхи может быстрее пережить человек, который вообще йогой не занимается и, наоборот, кто-то из занимающихся йогой может к самадхи не приблизиться даже близко, хотя бы по причине того, что у него уже голова забита тем, как это должно быть, вместо того, чтобы быть пустой. Почему, например, среди учеников великих сиддхов реализацию получали очень простые люди, среди учеников Горакшанатха было много людей, которые были из низших каст. Среди учеников Иисуса Христа было много самых простых людей, даже не умеющих читать и писать. Или, пожалуйста, ортодоксальные индусы считают, что женщины не могут быть духовными и прийти к мокше в этой жизни, но, тем не менее, есть много женщин, которые достигли просветления.
К чему я это все говорю? Поверьте, не с целью проповеди. Просто я хочу сказать о том, что все эти двойственные законы мира не такие уж и реальные, как кажется в отношении более высокой реальности, и что она не такая уж и нереальная, как это может показаться. Собственно, такой подход и есть тантрический. В этой реальности многие "истинные" законы для людей не писаны.
Пример, кстати, Амон привел хороший. Ведь кто знает, быть может человек, интересующийся йогой, сам себя программирует, зная, что у него дышат ноздри определенным образом, на то, что это должно проявится именно в работе интеллекта или в стремлении к физической активности. Разве не может он сам, зная свое дыхание и то, как его трактую тексты по йоге, себя запрограммировать на то, что сейчас у него должен работать интеллект, а вот сейчас он не должен действовать? А если, к примеру, человек лежит на больничной койке и не знает ни про йогу, ни о том, что от него вообще хотят, при этом реально протестировать, какое у него состояние формируется при активации ноздрей? Это уже был бы научный подход. Хотя такого никогда, я уверен, не будет, просто потому, что если такой эксперимент реально сделают, то все йоги скажут, что врачи все инсценировали против йоги, потому что методы йоги помогают лечить людей без медикаментов, а им это не выгодно. Или же религиозные деятели будут оспаривать открытие науки. Наука и врачи будут в свою очередь оспаривать недоказуемость йогических сиддх, списывая все на гипноз и т.п. Поэтому йоги предлагают верить только в свой опыт, по сути, все духовные системы Индии - это ни что иное, как поисковые системы некой абстракции. Поэтому в Индии изобрели так много систем поиска Абстрактной Истины, что в них можно запутаться. Сначала в ньяе вывели теорию из 9 таттв, потом в санкхье из 25, потом в шиваизме из 36, и каждая соревновалась в том, кто лучше опишет природу Бога, материи и т.д. Их последователи постоянно спорили о том, кто двинет все более и более изысканную теорию о Боге, о строении вселенной. Дальше они впишут новые учения в свой канон и сделают его традиционным по прошествии какого-то времени. Но Горакшанатх принимал все методы поиска как правильные, а так же признавал то, что они все ограничены по-своему. Он не советовал верить во что-то конкретно, раз и на всегда, но советовал прислушиваться в разумной степени ко всему. Так он предлагал искать ответы на все вопросы. Вы возьмете его "Сиддха-сиддханта-паддхати", прочитаете с первой ее строки: "В этом труде об истине нет ничего о теле, о его исследовании и т.п.", после он начинает описывать все таттвы, все тела, доходит до самых мелочей, он говорит о разных дхату тела, о каналах, о том, что есть канал Солнца и Луны. Но вы так увлекаетесь, что забываете о том, с чего этот текст начинался, он говорил вам с самого начала, что в тексте нет абсолютной Истины и неабсолютной, что излагаются принципы, а не фиксированные истины в последней инстанции. Быть может все, что он говорит и на самом деле правда, но для нас все эти каналы, чакры, пятеричное строение нашего тела или тела вселенной - просто фиксированная картинка в виде букв, которую уловил глаз, а через глаз и наш ум, а ум через танматры вытащил из подсознания соответствующий ассоциативный опыт. Все это концепции, но это не переживание парапинды в состоянии самадхи.
Постичь, например, что такое солнце или луна может тот, кто сам стал ими. Соответственно, это просто лакшьи, объекты, на которые направлен наш ум, то, на что он направлен - тем мы и станем потом. В текстах говорится о разных лакшьях, в религиозных - это Шива, в каких-то технических, по хатха-йоге, лакшья - это канал сушумна или же места соединения каналов лунного, солнечного и огненного, в других - это элементы (махабхуты) или Шакти Божеств, или нада, как источник всех звуков и внутренних значений, или бинду - как тончайшая, мельчайшая точка творения, из которой все проявляется и растворяется. Все это различные лакшьи, которые надо постичь. На них надо концентрировать свой ум. По сути, ты направляешь туда свой ум, и что происходит в результате? Тантры говорят о том, что все является вашим сознанием, нет ничего в этом мире, что им бы не было. Происходит следующее. Вы вытаскиваете из сознания ту часть, которая предельно соответствует данному объекту или ситуации. Я бы даже сказал, на самом деле, этого процесса не происходит, так как вы уже изначально одно целое с этим объектом, можно сказать, что сознание в каком-то смысле познает само себя, ту часть себя, которая является луной или солнцем. При этом сознание (чайтанья) активно всегда, как при луне, так и при солнце.
Многие писания, даже хатха-йоговские, изначально были предназначены для людей, которые понимают адвайту, но так как не все на это способны и пребывают в дуализме, то все практики хатха-йоги были упрощены до самого простого материального уровня и для многих они утратили свой изначальный смысл. Так, например, шамбхави-мудра изначально была техникой интеграции солнца и луны, так как один глаз - солнечный, другой - лунный, а центральный - огненный глаз Шивы. Посредством этой мудры ты себя познаешь как Шиву, но простые люди технику максимально упростили, чуть ли не до примитивизма, как предназначенную для улучшения зрения. Так - со всеми мудрами: с кхечари, випарита-карани - они все объединяют солнце и луну. Причем тексты упростили не только материалисты, но даже люди, ограниченно знающие тантру. Они каналы Солнца и Луны ограничили до физиологии, отрицая их более широкое метафизическое значение, преподнося всем хатха-йогу как практику для пашу. Так что над этим постарались как несовершенные тантрики, так и полные материалисты.
Каждый момент текстов по хатха-йоге или свара-тантре должен объяснять реализованный мастер, каждую технику очень подробно, а таких мастеров очень не много. Тем более, после того, как хатха-йогу массово переделали в примитивный вид те, кто не являлись реализованными сиддхами и мастерами, то многие практики нужно объяснять более развернуто и детально, конкретно указывая, где в той или иной технике было допущено упрощение, и какой она должна была бы быть в изначальном виде. Текст говорит о том, что Ха и Тха - это союз Шивы и Шакти, Солнца и Луны, а современный преподаватель йоги говорит, что это йога физического усилия или йога, в которой одно дыхание нагревает тело, а другое охлаждает. Обо всем остальном как-то позабыли, отсюда и вопросы появляются, как же в Шакти или Шиве может быть все не так, как мы привыкли?