Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Правый и левый канал  (Прочитано 7764 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Amon

  • Гость
Правый и левый канал
« : Август 31, 2008, 17:14:57 »

 :05: вот такой интересный вопрос. Всем нам известно что каждый левый и правый канал указан в абревиатуре как холодный и жаркий. Пингала Нади это проекция солнца , Ида Нади проекция луны , луна холодная , солнце горячее. С правой стороны находится сознательный ум, который создает наше будущее.  Левый канал отвечает за эмоциональную жизнь человека и его прошлое.

Вопрос - почему когда человек работает умственно , работает логика и его умтсвенная составляющая , то человеку становится холодно , в этот период температура тела падает , идет активность правого канала , это заметка есть в психиатрии что температура падает из-за концетрации умственной. Но правый канал же солнечный ?!

В других текстах пишется что активируя разные каналы можно регулировать температуру тела. Левый канал отвечает за холод , но на примере все не совсем так. Значит здесь не хватает дополнительной информации по этому вопросу ... Спасибо
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Правый и левый канал
« Ответ #1 : Август 31, 2008, 19:12:05 »

Адеш!
Многие тексты увязывают работу ума с идой. А физ. активность-с пингалой.
Возможно, Ваша физиология больше подходит под это описание.
Но как мне кажется, есть варианты, когда некоторые люди мыслят и тут же приводят мысль в действие, тогда часто ида не успевает "поработать". У таких людей создается впечатление обратного эффекта, часто мысль и приведение ее в действие "спаяны" между собой, тогда  более активной (при таком "мышлении") оказывается пингала. Про таких людей часто говорят, что они не могут усидеть на месте. Думаю, есть более академические объяснения  :05:
Записан

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 254
    • Традиция натхов
Re: Правый и левый канал
« Ответ #2 : Август 31, 2008, 19:42:54 »

Амон, я не поняла, а в чем собственно противоречие? Смысл практик, где используются чандра-бхеда, когда вдох левой ноздрей, выдох - правой, и наоборот в сурья-бхеде, заключается в том, что прана извне пронзает и проникает (бхеда) в тот или иной канал в большей пропорции, чем она была ранее. Таким образом активируется та или иная свара, как я помню по семинарам Гуру. Луна, Солнце и Огонь - это разные градации одного света. Просто солнечный правый канал отвечает за жизненную активность и работу кармендрий (органов действия), таких как рот (речевой орган), руки, ноги, анус, гениталии; лунный канал - ида - отвечает за джнянендрии (органы знания): нос, язык, уши, глаза и кожа. Ум связан с "луной". Пустой и созерцательный ум идеален, когда он такой, то вы совершаете обдуманные, правильные, трезвые действия, и "солнце" не поглощает "луну". При импульсивном характере, отсутствие контролирования чувств и праны, укорачивается жизнь, неконтролирование ума - это, по сути, когда ум взбудоражен грубыми феноменальными явлениями (солнцем).
  Но тут тоже не все просто, прана может питать ум, а ум - оживлять прану. Чистый ум ведет к сильной пране, утонченная прана (Айама) ведет к пробуждению высших способностей сознания.
  Что касается холода в теле, он может быть вызван сужением сосудов и замедлением циркуляции крови, тогда наступает в теле холод. Тепло появляется при расслаблении тела, а также, когда кровь циркулирует сильнее. Если тело напряжено, это не означает, что не будет холодно, раскрепощенные действия вызывают тепло. При раскрепощении жизненная энергия распределяется равномерно в каналах, поэтому в теле возникает тепло. Вообще, это очень необычная тема, потому что никто не учит тому, как работают каналы, и не способен объяснить действия праны в теле. Тут много своих тонкостей. Например, если в каналах блоки, то, естественно, циркуляция праны будет неровной, и может быть холод, несмотря на то, что вы совершаете действия.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Правый и левый канал
« Ответ #3 : Август 31, 2008, 20:26:27 »

Адеш!

Смысл практик, где используются чандра-бхеда, когда вдох левой ноздрей, выдох - правой, и наоборот в сурья-бхеде, заключается в том, что прана из вне пронзает и проникает (бхеда) в тот или иной канал в большей пропорции, чем она была ранее.

Тут вообще много всяких штук, которые понять сложно. Например, есть связь вдоха с праной, а выдоха - с апаной, или ok, наоборот, может найдутся умные люди, которые вспомнят КШ. А еще есть соотношение левого канала с апаной, а правого - с праной, так что же получается, если я делаю вдох и выдох в одну левую ноздрю, я туда прану и апану загоняю? :05:
Еще хотелось бы разобраться в механизме очищения нади через попеременное дыхание, там задействована парасимпатическая и симпатическая системы или что-то большее, чем физиология. И, интересно, есть ли аналоги очищения нади в тантре не как дыхательных упражнений? Ведь явно же все не только на уровне физики происходит?
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Правый и левый канал
« Ответ #4 : Август 31, 2008, 20:32:41 »

Адеш!

А еще есть соотношение левого канала с апаной, а правого - с праной, так что же получается, если я делаю вдох и выдох в одну левую ноздрю, я туда прану и апану загоняю? :05:

Я тоже в свое время над этим задумывался - действительно, интересно.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Правый и левый канал
« Ответ #5 : Август 31, 2008, 20:56:37 »

Моя версия такая: более высокие таттвы и принципы, соотносятся с праной, а практики йоги таким образом, ориентированы уже с самого своего начального уровня, на высокие цели. Поэтому возможно и столько абстракций в названиях техник. Т.е пранаяма для йога не ограничивается лечением насморка, а прана чаще в текстах как средство достижения самадхи. Иначе откуда в текстах столько речей о том, что даже шесть очистительных карм даруют сиддхи или выполнение каких-то асан. Мирские блага и духовные, все сразу, видать махасиддхи не любили мелочится, отрываться так по крупняку.
Записан

Amon

  • Гость
Re: Правый и левый канал
« Ответ #6 : Сентябрь 01, 2008, 01:08:23 »

 :wwink: можно читать мой первый пост и речь о нем идет , а не о том что ,кто , сказал. Коментируя бесконечно коментарии друг друга, это немножко не то о чем я хотел говорить. Речь идет об умственном напряжении , концентрации на каком либо процессе без физ напряжения , а не каком либо другом. Думаю чтобы это понять это надо чувствовать , во время такой деятельности температура опускается неимоверно низко. Вопрос стоит в посте первом. Чтобы вдуматься в смысл , можно прочитать  его еще раз  :05: Если же неизвестно , что бывает , то это как говорили о слоне , слепой и глухой   :05:
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Правый и левый канал
« Ответ #7 : Сентябрь 01, 2008, 08:02:41 »

Амон, Вы имели ввиду то, что холод может наступить и в тот момент, когда дышит правая ноздря? Я знаю человека у которого наступали моменты, когда дышала только одна ноздря и достаточно долго, например, полдня, при этом он чувствовал себя вполне хорошо, как обычно. Ко всему прочему, некоторые тексты вообще говорят ,что всю ночь надо дышать солнечной ноздрей, а весь день - лунной. Я полагаю, что речь о теплом и холодном, в текстах это что-то не совсем связано с физической температурой тела.
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Правый и левый канал
« Ответ #8 : Сентябрь 01, 2008, 11:07:26 »

Адеш!

У меня работа, целиком связанная с умственной активностью, и вот что я заметила. В моменты хорошей концентрации ума на поставленной задаче у меня возникают медитативные состояния, подобные йогическим. Иногда весьма неслабые. И температура тела действительно падает, впрочем как и при медитации у меня тело становится холодным. Думаю, это все связано не столько с активностью каналов (иды или пингалы) , сколько с тем, что в такие моменты прана меняет свои свойства (в процессе пратьяхары, дхараны и дхьяны), обращается внутрь.
Может быть, если в обычном состоянии активация пингалы и будет давать тепло телу (как в сурья-бхедане) - т.е. выражение на физическом плане, то в более продвинутых состояниях задействуются уже другие, более тонкие аспекты. Вобщем, это только лишь предположение.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Правый и левый канал
« Ответ #9 : Сентябрь 01, 2008, 11:40:52 »

Адеш!
Если йоги по климату ориентируются когда дышать "холодным", а когда "теплым" дыханием, значит тут не только эзотерическая связь, но думаю и она тоже.

Символизм солнца и луны, очень велик однако, просто наверное прана, "обогревающая" и "охлаждающая", имеет свои "представительства" и повыше, чем уровень физиологических процессов.
Записан

Amon

  • Гость
Re: Правый и левый канал
« Ответ #10 : Сентябрь 01, 2008, 13:59:31 »

Адеш!

У меня работа, целиком связанная с умственной активностью, и вот что я заметила. В моменты хорошей концентрации ума на поставленной задаче у меня возникают медитативные состояния, подобные йогическим. Иногда весьма неслабые. И температура тела действительно падает, впрочем как и при медитации у меня тело становится холодным. Думаю, это все связано не столько с активностью каналов (иды или пингалы) , сколько с тем, что в такие моменты прана меняет свои свойства (в процессе пратьяхары, дхараны и дхьяны), обращается внутрь.
Может быть, если в обычном состоянии активация пингалы и будет давать тепло телу (как в сурья-бхедане) - т.е. выражение на физическом плане, то в более продвинутых состояниях задействуются уже другие, более тонкие аспекты. Вобщем, это только лишь предположение.

вот , про это я и говорю. Независимо от состояния сознания , всеравно температура падает , и это как то связано с деятельностью правого канала. Но утверждать что то не могу и даже как обьяснить не знаю. Медицинское мнение не интерсует  :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Правый и левый канал
« Ответ #11 : Сентябрь 03, 2008, 21:54:03 »

Адеш!

Думаю, что прана изначально одна, но она трансформируется в разные свои проявления, при этом есть некая изначальная праническая среда, в которой находятся все состояния праны. Отдельные праны или токи можно сравнить с телом. Вы же не можете сказать, что сердце или почки - это не тело? Они части тела, но они тоже тело, как часть общей структуры. Одну прану можно дробить на разные ее уровни-структуры. В традиции натхов структура - это пинда, матрица, в которой все живет в согласии со всем. Чем больше структура ограниченной реальности адаптирована под общую среду обитания и макро-сферу, частью которой она является, тем больше способности микроструктуры. Холодная и горячая прана - это часть одной общей для них обоих праны.

Теперь, если логически поразмыслить, то можно прийти к выводу, что все сиддхи и аномалии есть не что иное, как определенный резонанс микроструктуры под макроструктуру, от чего ограниченная структура может менять, казалось бы, привычные свойства. Например, человек не способен совершать высокие прыжки, но мастер БИ вживается в образ определенного животного и осуществляет сиддхи, свойственные этому животному, подобного много в шаманизме. В различных савикальпа-самадхи происходят изменения, когда свойства ограниченной среды ей не соответствуют.

С ноздрями то же самое. По текстам, при работе интеллекта должна дышать левая, а не правая ноздря. Но почему бы солнечной силе не питать интеллект? Тем более, что ряд текстов по-разному описывают соотношение луны и солнца в ноздрях. Соответственно, все тексты натхов говорят о том, что цель всех практик йоги не в том, чтобы задышала правая или левая ноздря, чтобы активировался только интеллект или способность к действиям, а в том, чтобы достичь эффективности действия и силы интеллекта. Вряд ли тексты вообще описывали бы подробные фрагментарные состояния мира, если бы они не были направлены и связаны с чем-то одним и большим. Поэтому, все эти значения - Луна, Солнце, Огонь, пять элементов, объясняются в них примерно так: Луна - Бог, Солнце - Бог и Огонь - тоже Бог и т.д.

Еще есть одна забавная вещь. В Индии понятие самадхи двояко, в одном - ты вне мира (видеха-мукти), в другом - ты погружен в мир (садеха-мукти). Кто-то считает, что видеха - это самое сложное из состояний, кто-то, что самадхи в теле - самое сложное. Но смотря на все эти споры философов, задумываешься о том, неужели истина такая страшная и садомазохистская, что все тебе советуют делать то, что тебе не свойственно, и стремиться к чему-то такому, что для тебя не естественно, как по-настоящему счастливого существа. По идее, йога - это путь, ведущий к избавлению от страданий. Следовательно, истина уже здесь, и все виды мокши здесь, а может быть, было бы проще мокшу облекать в одно название, мы же не можем сказать, есть она или ее нет. Мокша имеет абсолютную природу, независимо от того, верит в нее кто-то или нет. Также и реальность Абсолютной праны, она не зависит от стандартов ее изложения в какой-то категории текстов.  Вы спросите: "Неужели? Тогда человек, который дышит правой ноздрей, и у которого активно работает интеллект, пребывает именно в самадхи?" Я вам отвечу: "Да. Та реальность, которую мы открываем в самадхи, присутствует всегда и везде".

Конечно, тут можно говорить о том, что нужно этот уровень реализовать на практике. Но я предлагаю не вешать на себя ярлыков личностей, знающих, что такое практика, кто мы сами, каковы наши способности, по какому графику какие явления должны существовать, а по какому - нет. В свое время были исследователи, которые открывали какие-то новые для всех законы, при этом некоторые из них были казнены инквизицией, а потом выяснялось, спустя много лет, что они открыли вполне объективную истину. Йог тоже живет постоянными открытиями, только не для нобелевских премий и даже не для того, чтобы его кто-то называл йогом, он делает открытия просто ради открытий. Более того, порой самадхи может быстрее пережить человек, который вообще йогой не занимается и, наоборот, кто-то из занимающихся йогой может к самадхи не приблизиться даже близко, хотя бы по причине того, что у него уже голова забита тем, как это должно быть, вместо того, чтобы быть пустой. Почему, например, среди учеников великих сиддхов реализацию получали очень простые люди, среди учеников Горакшанатха было много людей, которые были из низших каст. Среди учеников Иисуса Христа было много самых простых людей, даже не умеющих читать и писать. Или, пожалуйста, ортодоксальные индусы считают, что женщины не могут быть духовными и прийти к мокше в этой жизни, но, тем не менее, есть много женщин, которые достигли просветления.

К чему я это все говорю? Поверьте, не с целью проповеди. Просто я хочу сказать о том, что все эти двойственные законы мира не такие уж и реальные, как кажется в отношении более высокой реальности, и что она не такая уж и нереальная, как это может показаться. Собственно, такой подход и есть тантрический. В этой реальности многие "истинные" законы для людей не писаны.

Пример, кстати, Амон привел хороший. Ведь кто знает, быть может человек, интересующийся йогой, сам себя программирует, зная, что у него дышат ноздри определенным образом, на то, что это должно проявится именно в работе интеллекта или в стремлении к физической активности. Разве не может он сам, зная свое дыхание и то, как его трактую тексты по йоге, себя запрограммировать на то, что сейчас у него должен работать интеллект, а вот сейчас он не должен действовать? А если, к примеру, человек лежит на больничной койке и не знает ни про йогу, ни о том, что от него вообще хотят, при этом реально протестировать, какое у него состояние формируется при активации ноздрей? Это уже был бы научный подход. Хотя такого никогда, я уверен, не будет, просто потому, что если такой эксперимент реально сделают, то все йоги скажут, что врачи все инсценировали против йоги, потому что методы йоги помогают лечить людей без медикаментов, а им это не выгодно. Или же религиозные деятели будут оспаривать открытие науки. Наука и врачи будут в свою очередь оспаривать недоказуемость йогических сиддх, списывая все на гипноз и т.п. Поэтому йоги предлагают верить только в свой опыт, по сути, все духовные системы Индии - это ни что иное, как поисковые системы некой абстракции. Поэтому в Индии изобрели так много систем поиска Абстрактной Истины, что в них можно запутаться. Сначала в ньяе вывели теорию из 9 таттв, потом в санкхье из 25, потом в шиваизме из 36, и каждая соревновалась в том, кто лучше опишет природу Бога, материи и т.д. Их последователи постоянно спорили о том, кто двинет все более и более изысканную теорию о Боге, о строении вселенной. Дальше они впишут новые учения в свой канон и сделают его традиционным по прошествии какого-то времени. Но Горакшанатх принимал все методы поиска как правильные, а так же признавал то, что они все ограничены по-своему. Он не советовал верить во что-то конкретно, раз и на всегда, но советовал прислушиваться в разумной степени ко всему. Так он предлагал искать ответы на все вопросы. Вы возьмете его "Сиддха-сиддханта-паддхати", прочитаете с первой ее строки: "В этом труде об истине нет ничего о теле, о его исследовании и т.п.", после он начинает описывать все таттвы, все тела, доходит до самых мелочей, он говорит о разных дхату тела, о каналах, о том, что есть канал Солнца и Луны. Но вы так увлекаетесь, что забываете о том, с чего этот текст начинался, он говорил вам с самого начала, что в тексте нет абсолютной Истины и неабсолютной, что излагаются принципы, а не фиксированные истины в последней инстанции. Быть может все, что он говорит и на самом деле правда, но для нас все эти каналы, чакры, пятеричное строение нашего тела или тела вселенной - просто фиксированная картинка в виде букв, которую уловил глаз, а через глаз и наш ум, а ум через танматры вытащил из подсознания соответствующий ассоциативный  опыт. Все это концепции, но это не переживание парапинды в состоянии самадхи.

Постичь, например, что такое солнце или луна может тот, кто сам стал ими. Соответственно, это просто лакшьи, объекты, на которые направлен наш ум, то, на что он направлен - тем мы и станем потом. В текстах говорится о разных лакшьях, в религиозных - это Шива, в каких-то технических, по хатха-йоге, лакшья - это канал сушумна или же места соединения каналов лунного, солнечного и огненного, в других - это элементы (махабхуты) или Шакти Божеств, или нада, как источник всех звуков и внутренних значений, или бинду - как тончайшая, мельчайшая точка творения, из которой все проявляется и растворяется. Все это различные лакшьи, которые надо постичь. На них надо концентрировать свой ум. По сути, ты направляешь туда свой ум, и что происходит в результате? Тантры говорят о том, что все является вашим сознанием, нет ничего в этом мире, что им бы не было. Происходит следующее. Вы вытаскиваете из сознания ту часть, которая предельно соответствует данному объекту или ситуации. Я бы даже сказал, на самом деле, этого процесса не происходит, так как вы уже изначально одно целое с этим объектом, можно сказать, что сознание в каком-то смысле познает само себя, ту часть себя, которая является луной или солнцем. При этом сознание (чайтанья) активно всегда, как при луне, так и при солнце.

Многие писания, даже хатха-йоговские, изначально были предназначены для людей, которые понимают адвайту, но так как не все на это способны и пребывают в дуализме, то все практики хатха-йоги были упрощены до самого простого материального уровня и для многих они утратили свой изначальный смысл. Так, например, шамбхави-мудра изначально была техникой интеграции солнца и луны, так как один глаз - солнечный, другой - лунный, а центральный - огненный глаз Шивы. Посредством этой мудры ты себя познаешь как Шиву, но простые люди технику максимально упростили, чуть ли не до примитивизма, как предназначенную для улучшения зрения. Так - со всеми мудрами: с кхечари, випарита-карани - они все объединяют солнце и луну. Причем тексты упростили не только материалисты, но даже люди, ограниченно знающие тантру. Они каналы Солнца и Луны ограничили  до физиологии, отрицая их более широкое метафизическое значение, преподнося всем хатха-йогу как практику для пашу. Так что над этим постарались как несовершенные тантрики, так и полные материалисты.

Каждый момент текстов по хатха-йоге или свара-тантре должен объяснять реализованный мастер, каждую технику очень подробно, а таких мастеров очень не много. Тем более, после того, как хатха-йогу массово переделали в примитивный вид те, кто не являлись реализованными сиддхами и мастерами, то многие практики нужно объяснять более развернуто и детально, конкретно указывая, где в той или иной технике было допущено упрощение, и какой она должна была бы быть в изначальном виде. Текст говорит о том, что Ха и Тха - это союз Шивы и Шакти, Солнца и Луны, а современный преподаватель йоги говорит, что это йога физического усилия или йога, в которой одно дыхание нагревает тело, а другое охлаждает. Обо всем остальном как-то позабыли, отсюда и вопросы появляются, как же в Шакти или Шиве может быть все не так, как мы привыкли?
« Последнее редактирование: Сентябрь 03, 2008, 22:23:47 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Amon

  • Гость
Re: Правый и левый канал
« Ответ #12 : Сентябрь 04, 2008, 01:09:08 »

Спасибо , общая суть ясна!
Записан

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388
Re: Правый и левый канал
« Ответ #13 : Сентябрь 04, 2008, 13:27:00 »

Адеш !
Гуру джи, спасибо!
Ответ потрясающий!
Записан