Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Кхечари и поднятие бинду  (Прочитано 22213 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Кхечари и поднятие бинду
« : Сентябрь 05, 2008, 21:42:30 »

Адеш!
В текстах говорится, что посредством кхечари, бинду не падает даже в объятьях страстной женщины, вот бы как следует разобраться в смысле этой аксиомы, которая часто встречается в натховских текстах. Хотелось бы получить объяснения от Гуруджи.
« Последнее редактирование: Сентябрь 05, 2008, 21:47:35 от Виранатха »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #1 : Сентябрь 05, 2008, 22:36:01 »

Адеш!

   «Страстная женщина» - это мир форм, который мы воспринимаем через органы чувств, посредством ума. Мир чувств - это «солнце», а ум - это бинду и «луна». Приведя ум в состояние спокойствия и не ввязывания во внешний нестабильный мир, мы, тем самым, поднимаем сознание и бинду вверх. Можно сказать, что такое поднятие происходит посредством смолкания колебаний сознания, а так же прана-самьямы или прана-ниродхи (остановка и удержание праны). Не только посредством метода кхечари-мудры, но и посредством любой правильно практикуемой мудры, или качественно выполняемой пранаямы, бинду может быть поднято вверх и йогин станет урдхварета.
   Поднятие бинду происходит с поднятием Кундалини, посредством процесса пратьяхары, что означает: «прати» - возвращение, «ахара» - забирание, получение, (забирание обратно). Во время пратьяхары, которая достигается практикой мудр и пранаям, или через сосредоточение на адхарах, вдоль сушумны, Вы забираете свой ум обратно к источнику, из которого он опустился в сурья- мандалу (сферу солнца), к сверхсознанию «унмани» в верхнем пространстве «чандра-мандала». 
   Многие тексты объясняют йогические процессы, как я уже говорил, «языком образов», например, они говорят о том, что при помощи «ваджроли-мудры», даже после того как бинду "упало" в йони женщины, йогин должен поднять бинду обратно вверх, втянув его вместе с «секрециями» женщины. Тут смысл в том, что подъем Кула-кундалини, это не конкретный подьем куда-либо вверх, это так же может означать «подьем», как возвышенность духовного состояния. Женщина - это Маха-кундалини, поэтому при таком «подъеме» интегрируется внутренняя и внешняя среда праны. Йогин достигает предельно расширенного восприятия ума, в состоянии полной умиротворенности. Бинду - это тончайший элемент, бинду - вездесущая пустота, шунья. Сохранение и удержание этого состояния и есть бинду-дхара (удержание бинду). О бинду можно говорить много,  оно так же как и нада может означать Шива и Шакти-таттву. Поэтому тексты говорят о достижении соединения нада и бинду. В общем-то, того, что уже существовало с самого начала, но было утрачено. Поэтому «поднятие бинду» может быть достигнуто и методами распознавания, вспоминания своего изначального недифференцированного состояния. Что может происходить и посредством практик работы с сознанием, без использования внешних мудр, бандх или грубого выполнения практик пранаямы. Реализовать это состояние вполне реально техниками раджа-йоги и кашмирского шиваизма. 
« Последнее редактирование: Сентябрь 06, 2008, 00:06:02 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #2 : Сентябрь 05, 2008, 23:00:44 »

Адеш!
Спасибо, Гуруджи! Хотелось бы еще понять в таком случае вот что, в текстах натхов так же говорится о наполнении тела нектаром луны, но ведь нисхождение нектара вниз опасно, в связи с тем, о чем вы писали выше, его поглощает "солнце Махамайи", как я понял, иллюзорной, разрушительной силы хаоса. 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #3 : Сентябрь 06, 2008, 18:24:38 »

Адеш!

   Все очень просто, сначала, посредством пробуждения и поднятия Кундалини в измененном состоянии сознания, вы ее доводите до сахасрары, потом уже медленно ведете вниз. Это, конечно, непросто, для этого нужна подготовка. В нашей школе три уровня посвящения: первый - общий, второй - аухгарский и третий - даршани или кундали. На последнем достигается полный контроль бинду. Эти уровни можно сравнить с разными йогами, первый - мантра и хатха, второй - лайя или кундалини, третий - раджа-йога. В Кашмирском шиваизме они соответствуют упаям. Эти уровни - скорее принципы, нежели какие-то определенные практики, хотя все виды йог и разнообразные практики я освещаю с самого начала. Дальше вы практикуете те же методы, только с разными состояниями. Если первый уровень более внешний и импульсивный, то второй более тонкий и высший, с предельной осознанностью. Поэтому нисхождение света происходит постепенно, не стоит путать это с провалом в сферу солнца. Баланс солнца и луны - не одно и тоже, что поглощение ума/луны раджасом.
   Что касается определений солнца как хаоса, это так, потому что хаос противоположен порядку, порядок - это структурированность и равновесие, что в нашей традиции определяется как "пинда". Кто-то переводит этот термин как "тело", синоним "деха" или "шарира", "кайя", но, на самом деле, речь идет о некоторой выверенной свыше структуре. В общем-то, это происходит на уровне сахаджа-самадхи или отчасти приближенном к нему состоянию. Разумеется, просто формальная гимнастика к такого рода кайя-сиддхам мало относится. Иначе все было бы очень просто.
   Йоги Джаландхарнатх объяснял значение "кундал" как объединение "луны и солнца", в результате которого появляется "бинду", как источник творения тела, это символ равновесия "Ха" и "Тха", посредством которого контролируется тело.
   В общем-то, главное понять саму суть, я, конечно, могу передавать атрибуты садху кому-то, но не делаю этого, если человек реально не готов и не соответствует этим уровням. Однако я объясняю значения этих вещей и то, как они связаны с йога-садханой, тем, кто только начинает практиковать традиционную йогу натхов.
« Последнее редактирование: Сентябрь 06, 2008, 19:40:45 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #4 : Сентябрь 06, 2008, 23:39:52 »

Адеш!
Интересная тема, можно ли по подробней, ведь о "бинду" упоминается не только в связи с Лайя-йогой или Раджа, но так же и Хатха.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #5 : Сентябрь 06, 2008, 23:51:11 »

Адеш!
Лета Баба, в мантра-йоге - тоже. Мантра "сОхам" форма единства "нада" и "бинду". Во многих текстах эта мантра часто встречается.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #6 : Сентябрь 07, 2008, 01:26:13 »

Адеш!
На любой стадии ученичества может практиковаться любая из йог, просто уровень опыта в них разный. Внутренняя сущность каждой из йог  - это "нада" и "бинду", по крайней мере, так в нашей традиции, как мне объяснял мой Гурудев Митхилешнатх. Я исхожу из наиболее традиционной трактовки, в соответствии с "сиддха-сиддханта-паддхати" и главных систем передачи в традиции.
Существует больше четырех систем йоги, просто работа с "надой", к примеру, чаще используется в Лайя-йоге, но это не единственный вариант. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #7 : Сентябрь 07, 2008, 14:13:08 »

Адеш!
Гуруджи, а насколько актуально ношение нади-джанеу, прорезание ушей? Этим же уровням соответствует какая-то внутренняя реализация в йоге, а если она есть, то нужна ли такая ритуальная атрибутика? Без нее можно?
« Последнее редактирование: Сентябрь 07, 2008, 14:16:05 от Виранатха »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #8 : Сентябрь 07, 2008, 22:11:59 »

Адеш!

Смысл в том, что, согласно натхам, кундалы - символ нескольких вещей, основное - Луны и Солнца, Шивы и Шакти. Когда соединяются Шива и Шакти, то происходит творение тела, через точку соединения "бинду". В бинду находятся Шива и Шакти таттвы, бинду не является ни проявленным аспектом, ни непроявленным, а всем сразу. Когда натха посвящают в даршани, то он становится подобным этой единой реальности, кундалы запечатываются прямо в тело, они - аспекты этого тела. Натх должен медитировать на себя как на единого с Иштадеватой.

Нада-джанеу состоит из специальных материалов: свистка "нади", мунги, рудракши, спхатика, павитри. Они - символы пяти элементов, начиная с эфира и заканчивая землей, которая символизируется кольцом павитри. Павитри желтого цвета, как солнце, потому что как эфир включает все элементы в потенциале, так и земля содержит в себе все их. Шерстяная нить связана с дошами, вата, капха, пита, в джанео три нити, свернутые особым образом. Символ нада-джанео так же связан с понятием тела, элементов сознания и абсолютно всего.
Конечно, для невежд все это ничего не значит, для них это - "внешние эквиваленты йоги", но не просто внешние, а широко внешние, так эти атрибуты применяются в пудже, а пуджа не простая, она связана с правильной практикой йоги.
В Индии никто из натхов не станет всего этого рассказывать, да, и я далеко не все рассказал, там много еще важных деталей, но это актуально для тех, кто получает такую дикшу. А бывает ведь так, тебе в Индии, действительно, при дикше дают такие штукенции, при этом говорят, конечно, как их применять, но какие-то тонкие вещи объясняют не так и скоро. Может быть потому, что дикшита может отойти от сампрадаи, едва начав путь, а особые секреты дикши лучше умалчивать от таких, ну, и может быть потому, что какие-то тонкости должны прийти на собственном опыте, тогда и ценность знания будет иной. Да и просто, мало ли людей, интересующихся йогой, или "профессионалов" по продаже йоги, вот, в Индии они по этому и не спешат всем подряд все рассказывать, причем, как я это успел понять, не только для иностранцев, а для всех.

Конечно, атрибутика актуальна больше для Индии, но для практики адепта, живущего на западе, тоже может быть полезна, если она у того, кто хорошо ориентируется в традиции и посвятил годы ее изучению. Я не передаю ее своим ученикам сразу просто потому, что они не смогут все равно ей качественно воспользоваться. Это я передаю тем, кто на пути йоги действительно  достиг больших успехов, понимает практику йоги как духовную традицию.

Однако все эти уровни имеют свои проявления в более простом виде, в котором отражаются те же принципы. Все они есть в практиках йоги и с них можно начать. Более того, на самом деле, простой уровень - наиболее сложный, просто об этом почти никто не знает. Конечно, сами техники йоги содержат изначально все. Даже если у вас нет кундал и джанеу, вы тоже можете достичь высшей реализации, но к пониманию всех эзотерических вещей, связанных с натховской символикой, при такой реализации все равно придете.  Это 100%.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #9 : Сентябрь 07, 2008, 23:06:12 »

Адеш!
Спасибо Гуруджи. Я так думаю что контроль бинду и оджаса-это результат не только йога-мудр, но и поведения в социуме, образа мысли, уровня бхакти, всего сразу, атрибутика в своем использовании именно это и подразумевает. Я верно понял?
« Последнее редактирование: Сентябрь 07, 2008, 23:08:24 от Виранатха »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #10 : Сентябрь 08, 2008, 18:19:23 »

Адеш!
Да именно так. Наши тела состоят из пяти элементов, по сути, являясь частью структуры, макрокосмической системы, которая состоит из пяти махабхут. Нади-пуджа способствует формированию видения единства индивидуального тела и вселенского. Разумеется, это все связано с Гуру-йогой, процессом обучения, обретением джняны и бхакти, самой садханой йоги. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #11 : Сентябрь 09, 2008, 21:17:08 »

Адеш!
У меня вопрос по кхечари. В текстах сказано, что йогин пьет некий нектар посредством кхечари. Мне интересно, это связанно с заведением языка за нёбо после растягивания или же что-то еще? Я имею ввиду возможность восприятия кхечари как одной из восьми мудр, типа мулани, джал шри и др., описанных в текстах Горакши, может ли это быть какая-нибудь практика медитации на самарасью, а не как вариант хатха-йоги с растягиванием или подрезанием?
« Последнее редактирование: Сентябрь 09, 2008, 21:36:26 от Leta Baba »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #12 : Сентябрь 10, 2008, 01:59:24 »

Адеш!
   Кхечари связана с несколькими понятиями и практиками, во-первых это мудра, упомянутая как растягивание языка, во-вторых, Кхечари и есть сама Кундалини, в виде матрик (акшар санскрита), язык - это орган речи, а Кундалини связана со звуковой вибрацией, в-третьих, Кундалини и Кхечари - это сознание. Кхечари - осознание движения различных трансформаций, изменений, превращений в пустоте вашего сознания. Если говорить откровенно, я не на том уровне, чтобы делить тантрические  и йогические практики кхечари. Тело - это кула, мир - тоже кула, все в мире состоит из структуры - пинда, тело также подобная структура. Говоря иначе, в каулической садхане вы учитесь отслеживать различные взаимосвязи одного объекта с другим, посредством умиротворенного сознания. Эти взаимодействия и есть различные йоги, вместе они образуют самые разные структуры, которое формируются посредством шакти, они подвержены непрерывному изменению.  В связи с такими изменениями, некоторые мистические школы предпочитают мир явлений называть подобным пустоте, по сути, форму и видят как пустоту. Поэтому пустота - форма и наоборот, их союз является мудрой. Когда вы практикуете кхечари как телесную практику, вы осознаете структуры в теле и приводите их к равновесию, через равновесие солнечного и лунного токов. 
  В общем, полноценный уровень кхечари - это телесный уровень и психический, я их не делю. Если вы практикуете только физическую кхечари, а в остальное время теряете осознанность, то на долго это не поможет, практиковать же кхечари, как психическую технику постоянно, непрерывно осознавая все изменения - тоже не просто, хотя, поначалу, многие так не считают. Причин в дисбалансе второй практики много, но основная - недостаточная чистота тела и скрытые санскары, которые начинают всплывать и уводят в бесконтрольные состояния. Поэтому практики такого уровня без стойкой шраддхи и Гуру-вишваса, бывают очень шаткими.
« Последнее редактирование: Сентябрь 10, 2008, 02:14:54 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #13 : Сентябрь 10, 2008, 03:20:08 »

Адеш, Гуруджи!

во-вторых, Кхечари и есть сама Кундалини, в виде матрик (акшар санскрита), язык - это орган речи, а Кундалини связана со звуковой вибрацией,

Хотелось бы побольше узнать, о связи кхечари-мудры со звуком, ведь произношение мантр, в таком положении, по моему не реально. Какова связь?
« Последнее редактирование: Сентябрь 10, 2008, 03:24:39 от Виранатха »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кхечари и поднятие бинду
« Ответ #14 : Сентябрь 10, 2008, 17:10:52 »

Адеш!
Все эти мудры сводятся к двум основным практикам, нада-йоги и тараке, соответственно йоге звука и света, как звуковая вибрация имеет свои уровни тонкости, так и световая имеет уровни в виде вьомы. Опыт звука раранкары или анахата-нады и света джьоти, вы получаете при практиках любых упомянутых мудр. Есть неплохие описания раранкары в "Горакх-гите". Это звук в виде тонких вибраций, которые поглощают ум, он не совсем относится к рецитации мантр, а больше связан со слушанием анахата-нады.
« Последнее редактирование: Сентябрь 10, 2008, 17:13:11 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.