Пранам!
Принципиальные различия традиций в видении природы Атмана и Бога. Я не достаточно хорошо знаю буддизм, думаю, в этой области Сурадж или Чарья Самудра знают намного больше. То, что известно мне - буддизм основной задачей ставит достижение освобождения от многочисленных страданий «дукха», порожденных невежеством. Для буддизма свойственен нигилистический подход, Будда старался избегать трактовок такого понятия как Бог, но отрицал ли он его существование или нет - вопрос спорный. Для буддизма основная цель - стать совершенным существом, соответственно, в буддизме очень много методов для достижения этого просветленного состояния. В буддизме есть огромнейшее преимущество, благодаря чему он и стал мировым учением. О буддизме переведено и написано много литературы. Что касается традиции натхов, она очень развита на данный момент, но, в основном, в Индии и прилегающим к ней странам. По сравнению с буддизмом, натхизм получил меньшее распространение на западе. Аутентичных представителей на западе мало. В Индии натхи процветают, на данный момент времени это очень крупная и авторитетная сампрадая. Я надеюсь, что она распространится за пределы Индии, и я все для этого делаю.
Сходство натхов и буддизма в том, что натхи так же ставят своей задачей личное совершенство. У натхов нет отрицания Бога, нет отрицания каких-либо сект или религий, но натхи их признают в том случае, если те способствуют достижению уровня сиддха. Поэтому среди натхов можно встретить садху, почитающих разных Божеств. Они все воспринимаются как различные энергии Абсолюта, который натхи называют по-разному: кто-то как Алакх Ниранджан (Незримый, Чистейший), предпочитая не давать особых определений, кто-то называет Шивой, Вишну, Бхайравой и др. Так как в Индии философия получила очень большое развитие, можно встретить много описаний природы Высшей реальности, то натхи все их признают, но не делают акцента на какой-либо определенной, потому что все эти доктрины противоречат друг другу. Став на одну их сторон, ты попадаешь во внешние и внутренние конфликты. Все эти многочисленные формы религии натхи воспринимают как экспансии Шакти, проявленной в виде различных вселенских форм. Так как Шакти двояка, т.е. она проявлена в виде иллюзорной силы и в виде освобождающего знания, то и отношение у натхов ко всему неоднозначное. Они не особо стремятся к концепцестроению. Я предполагаю, что в свое время буддизм внес свою лепту в это. Просто он отрицал веды, касты, учение об Атмане, Брахмане, естественно, в связи с этим, многие в Индии его восприняли не совсем доброжелательно. У натхов подобных проблем было меньше, поэтому они смогли получить распространение в Индии, Непале, Пакистане, возможно, меньше в Тибете, а так же не смогли попасть в Юго-Восточную Азию по той причине, что все-таки, натхи, в большем своем количестве, немного срослись с рядом индуистских культов: почитание коров и т.п. Я так предполагаю, если бы эта традиция, в том виде в котором она в Индии существует, попала бы на запад, то без поддержки индийских махантов не смогла бы выжить. Иначе получается дилемма, посвященный натх с запада, допустим, адаптирует что-то под западную культуру, в таком случае, его не поддержат в Индии, если он будет нести Индию в чистом виде на запад - его не поддержит эта среда. Люди страдают ограниченностью, в этом вся их проблема. Слава Богу, есть широко мыслящие люди и в традиции и за ее пределами, способные глубоко видеть и понимать. Тут очень много своих тонкостей. Но оставим политику традиций. Все великие учителя, такие как Будда и Горакшанатх, учили пути, ведущему к освобождению. Среди буддийских сиддхов ваджраяны было много учителей, которые были также натхами, более того, существует версия, что сами Горакшанатх и Матсьендранатх были буддистами. Матсьендранатх практиковал сахаджаяну. Но, возможно, такие Гуру как Джаландхарнатх, Канипа, Матсьендранатх, Горакшанатх были настолько великими сиддхами, что в разных традициях их люди понимали очень ограниченно. Поэтому каждый описал свои версии о том, кем были эти Учителя. Мне встречался и другой подход, который в нашей традиции очень популярен: в связи с тем, что Горакшанатх почитается как Брахманда (вся вселенная) и как Шива, сын пустоты - Шуньяпутра, то многих Гуру порой воспринимают как проявление Горакшанатха, например, Наганатха (Нагарджуна), Махешварананда (традиции Крама). Матсьендранатха отождествляют с бодхисаттвой Авалокитешварой. Такое тождество для каких-то учений или привычного научного подхода может казаться крайне неправильным. Различий подобного рода очень много.
Лично я не вижу проблем в совмещении практик, просто это не все могут делать. Я бы сказал, что в практиках дзогчена, пратьябхиджни или сахаджи много общего, например, ряд текстов, таких как Акулавира-тантра, Джняна-карика очень близки к тем понятиям, которые соответствуют в ваджраяне высшим уровням, вроде Ануттара-тантры. В Хатха-йога прадипике мы встречаем описание связи грантх и уровней практики пранаямы, таких как: арамбха, гхата, паричая, нишпати, с разными уровнями Шуньяты, такими как: Маха-шунья, Ати-шунья и др.
Еще надо сказать, что в буддизме тоже много разных направлений и передач в них, как, собственно, и у натхов. Мне кажется, если больше будет известно информации о натхах и буддизме, практиках и доктрине, преподаваемой без замыкания на секты, тогда будет больше ясности. Больше будет прослеживаться общих моментов, связанных с этими традициями. Но, к сожалению, многие замкнуты на свои организации, но хорошо, что существуют нормальные люди, с которыми можно обсудить практики, используемые в ваджраяне в целом.
По натхам мы только недавно начали развивать правачану в СНГ, многие ездили в Индию к авторитетным Гуру. Мне лично хотелось бы избежать распрей на почве религий, хотя, по сути, они неизбежны. Причем неизбежны и в среде представителей одного учения. Думаю, что нужно учитывать ряд моментов, к которым относится то, сколько времени человек посвятил практикам в традиции, у каких Гуру учился или получал упадеши, насколько хорошо знает доктрину, если это все присутствует, тогда даже несмотря на то, что в Индии все покупается, все будет ясно.
Вообще у натхов учение направлено на достижение состояния «дживан-мукта», кто пребывает в реализации освобожденного состояния души в этом мире. Практики йоги считаются священными как и мантры, потому что в них уже присутствует освобождающая сила. Традиционные методы натхов, если их рассматривать в настоящем виде, меньше всего похожи на физкультуру, а больше на практики ваджраяны или те, что относятся к кашмирскому шиваизму. В основе доктрины натхов лежит теория о макро- и микрокосме (пинда-брахманда), единстве (самарасатва) Шивы и Шакти. В основном натхизм теистичен, правда, бхакти-йога у натхов отличается от той, что присутствует в некоторых индийских сампрадаях.