Адеш!
Лакшми верно заметила. Сиддхасана - идеальная поза для уравновешивания всех потоков праны в теле. Задача всех асан, которые Шивананда отнес к тренировочным, на самом-то деле заключается в большем, чем просто развить гибкость и силу мышц. Даже гибкий человек не всегда сможет просидеть в лотосе в течение нескольких часов. Это зависит от состояния ума, чистоты энергетических каналов, а в целом, от психоэнергетического равновесия на уровне всей психофизики, соответственно, цель асан - не только гибкость. Каждая асана детально прорабатывает определенную сферу каналов, определенную группу мышц, тем самым устраняя там блоки, что в итоге развивает всю энергетическую систему человека. На протяжении дня человек качественно не задействует все мышцы, поэтому в каких-то частях тела происходит застой праны, выраженный в неподвижности, а т.к. прана и ум связаны, то и с сознанием происходит нечто подобное - в нем накапливаются блоки, шаблоны, неактуальные фиксированные идеи, в общем все то, что называют "санскарами". Эту ситуацию невозможно поменять просто за счет зверского истязания тела, "тренировочными асанами", как предполагают многие "практики" хатха-йоги, достаточно хотя бы взглянуть на их состояние здоровья. Многие спортсмены, которые занимаются подобно "фитнес-йогам", когда уходят на пенсию, становятся фактически "ходячими трупами". Те, кто введены в заблуждение внешней схожестью сложных йогических асан и гимнастическими техниками, идут путем, подобным тому же, что и в спорте, но они не понимают хатха-йоги, хотя и могут называть то, что они делают термином йоги. Понять то, каким образом работают сложные асаны хатха-йоги, можно только после того, как вам четко и конкретно ваш учитель объяснил их истинное предназначение, а объяснить он может лишь в том случае, если сам рассматривает йогу как духовный путь. Только если он понимает, что каждая практика йоги - это неотъемлемая часть всей йога-садханы, и что из нее невозможно что-то вычленить и сказать, что вот это - хорошо, а вот это уберите. Классические тексты об этом, конечно, упоминают, но они говорят о крайне фундаментальных подходах, которые преподаватель фитнеса, как правило, отметает и концентрируется совсем не на йогическом контексте. Например, фитнес-тренер может сказать, что, конечно, существует некая раджа-йога, но она не нужна вам, делайте только одну лишь хатху. Нормальный опытный инструктор по йоге, у которого есть реальный Учитель, вам скажет, что раджа-йога непременно присутствует в хатхе в каком-то зачаточном состоянии, и, по мере практики хатха-йоги, ваш уровень в раджа-йоге становится все более высоким. Т.е. фитнес-тренер может вас всю жизнь учить гимнастике, но, возможно, на вашем духовном уровне это никак не отразится. Под термином "фитнес-тренер" я рассматриваю не тех, кто работает в "фитнес-центрах" вместо "йога-центров", речь идет о состоянии души человека. Фитнес-тренер может работать где угодно, даже быть посвященным в Индии, не в этом дело, формальная внешняя принадлежность к чему-либо и реальный уровень духовного развития человека могут крайне отличаться.
Традиция натхов ориентируется на описание доктрины Горакшанатхом тела, как интеграции духа и материи и их единства, что мы встречаем в "сиддха-сиддханта паддхати". Там говорится о том, что тело - это предельный уровень раскрытия из Ниджа-шакти Шивы (Шакти, единой с Шивой или трансцендентное сознание и его творящая энергия шакти). Этот предельный уровень проявленности является самым высшим, в нем - самое высшее единство запредельного и проявленного, что, собственно, и является философской базой кайя-садханы, и что отличает натха-йогов от последователей других духовных направлений. Если вы хотите понять то, как работают все йогические техники асаны, мудры, пранаяма и т.д., то я бы посоветовал именно ориентироваться на доктрину кайя-садханы Горакшанатха, получше стараться ее изучить у знающих людей и помимо этого, посредством авторитетных текстов традиции Горакшанатха. Полезно знать еще ряд шайва-шактийских метафизических понятий, которые изложены в тантрических учениях, но также не забывать, что сами по себе они не являются целью йогинов, они вспомогательные источники.