Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Самьяма в сложных асанах?  (Прочитано 29936 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Самьяма в сложных асанах?
« : Сентябрь 11, 2008, 17:37:12 »

Адеш!
Хотел спросить, насколько такое возможно? Могут ли асаны, которые йоги называют тренировочными, быть медитативными, если да, то каким образом?
« Последнее редактирование: Декабрь 24, 2008, 01:18:34 от Leta Baba »
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #1 : Сентябрь 11, 2008, 23:54:12 »

Адеш!
Я пока практикую асаны просто как все, но если я правильно понял, то они могут делаться и как определенные активаторы энергии, в спокойном статичном состоянии, выполняемые со спокойным дыханием. Оба подхода верные, по крайней мере, из того, что понял с семинаров Гуруджи. Чистота нади и состояние ума связаны, дыхание тоже. При правильно выполняемых статических асанах происходит очищение ума и праны, дыхание успокаивается, на определенном этапе даже возможны естественные задержки дыхания в достаточно сложных асанах. Без надрыва, разумеется. Я пока так не умею.
« Последнее редактирование: Сентябрь 11, 2008, 23:56:29 от Виранатха »
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #2 : Сентябрь 12, 2008, 10:18:11 »

Адеш!

Помню, Гуру говорил о том, что медитативные состояния, реализованные в сиддхасане, например, могут затем переноситься в практику обычных асан (в том числе и сложных), да и вообще не только в асаны, но и в другие сферы жизни. Не знаю, как это сделать намеренно, вроде это все происходит естественным образом, по мере очищения нади.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #3 : Сентябрь 12, 2008, 17:47:31 »

Адеш!

Лакшми верно заметила. Сиддхасана - идеальная поза для уравновешивания всех потоков праны в теле. Задача всех асан, которые Шивананда отнес к тренировочным, на самом-то деле заключается в большем, чем просто развить гибкость и силу мышц. Даже гибкий человек не всегда сможет просидеть в лотосе в течение нескольких часов. Это зависит от состояния ума, чистоты энергетических каналов, а в целом, от психоэнергетического равновесия на уровне всей психофизики, соответственно, цель асан - не только гибкость.  Каждая асана детально прорабатывает определенную сферу каналов, определенную группу мышц, тем самым устраняя там блоки, что в итоге развивает всю энергетическую систему человека. На протяжении дня человек качественно не задействует все мышцы, поэтому в каких-то частях тела происходит застой праны, выраженный в неподвижности, а т.к. прана и ум связаны, то и с сознанием происходит нечто подобное - в нем накапливаются блоки, шаблоны, неактуальные фиксированные идеи, в общем все то, что называют "санскарами". Эту ситуацию невозможно поменять просто за счет зверского истязания тела, "тренировочными асанами", как предполагают многие "практики" хатха-йоги, достаточно хотя бы взглянуть на их состояние здоровья. Многие спортсмены, которые занимаются подобно "фитнес-йогам", когда уходят на пенсию, становятся фактически "ходячими трупами". Те, кто введены в заблуждение внешней схожестью сложных йогических асан и гимнастическими техниками, идут путем, подобным тому же, что и в спорте, но они не понимают хатха-йоги, хотя и могут называть то, что они делают термином йоги. Понять то, каким образом работают сложные асаны хатха-йоги, можно только после того, как вам четко и конкретно ваш учитель объяснил их истинное предназначение, а объяснить он может лишь в том случае, если сам рассматривает йогу как духовный путь. Только если он понимает, что каждая практика йоги - это неотъемлемая часть всей йога-садханы, и что из нее невозможно что-то вычленить и сказать, что вот это - хорошо, а вот это уберите. Классические тексты об этом, конечно, упоминают, но они говорят о крайне фундаментальных подходах, которые преподаватель фитнеса, как правило, отметает и концентрируется совсем не на йогическом контексте. Например, фитнес-тренер может сказать, что, конечно, существует некая раджа-йога, но она не нужна вам, делайте только одну лишь хатху. Нормальный опытный инструктор по йоге, у которого есть реальный Учитель, вам скажет, что раджа-йога непременно присутствует в хатхе в каком-то зачаточном состоянии, и, по мере практики хатха-йоги, ваш уровень в раджа-йоге становится все более высоким. Т.е. фитнес-тренер может вас всю жизнь учить гимнастике, но, возможно, на вашем духовном уровне это никак не отразится. Под термином "фитнес-тренер" я рассматриваю не тех, кто работает в "фитнес-центрах" вместо "йога-центров", речь идет о состоянии души человека. Фитнес-тренер может работать где угодно, даже быть посвященным в Индии, не в этом дело, формальная внешняя принадлежность к чему-либо и реальный уровень духовного развития человека могут крайне отличаться.
   Традиция натхов ориентируется на описание доктрины Горакшанатхом тела, как интеграции духа и материи и их единства, что мы встречаем в "сиддха-сиддханта паддхати". Там говорится о том, что тело - это предельный уровень раскрытия из Ниджа-шакти Шивы (Шакти, единой с Шивой или трансцендентное сознание и его творящая энергия шакти). Этот предельный уровень проявленности является самым высшим, в нем - самое высшее единство запредельного и проявленного, что, собственно, и является философской базой кайя-садханы, и что отличает натха-йогов от последователей других духовных направлений. Если вы хотите понять то, как работают все йогические техники асаны, мудры, пранаяма и т.д., то я бы посоветовал именно ориентироваться на доктрину кайя-садханы Горакшанатха, получше стараться ее изучить у знающих людей и помимо этого, посредством авторитетных текстов традиции Горакшанатха. Полезно знать еще ряд шайва-шактийских метафизических понятий, которые изложены в тантрических учениях, но также не забывать, что сами по себе они не являются целью йогинов, они вспомогательные источники.
« Последнее редактирование: Сентябрь 12, 2008, 18:15:06 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #4 : Сентябрь 12, 2008, 22:02:02 »

Адеш!
Спасибо Гуруджи! Который раз перечитываю ССП, "Введение в Натха-йогу", "Философию Горакшанатха", каждый раз нахожу для себя все новое и новое, что казалось бы знал. Особенно интересна всегда была первая часть о разворачивании Шакти и появлении различных тел Шивы и живых существ. Получается изначальная реальность остается таковой вплоть до вьяшти-пинды, а вьяшти-пинда - высший уровень ямалы, между кулой и акулой, правильно я понимаю?
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #5 : Сентябрь 14, 2008, 23:23:27 »

Адеш!
По поводу сложных асан, я так считаю, нужно в них напрягаться в меру, медитировать в меру, расслабляться в меру. То, что после медитативного опыта, в асанах состояния идут - это закономерно, если мы медитировали, то уровень осознанности стал выше, гибче, и соответственно с ним больше изменений в асанах осознаешь. Я сравнил бы это с тем случаем, когда у одного Гуру один ученик может научиться большему, чем другой, хотя Гуру один, все зависит от того, что мы можем воспринять с нашим состоянием сознания на данный момент. Асаны, пранаямы, по сути, тоже самое, с чистыми нади и получение состояний от асан другое, а нади чистятся шат-кармами, всем, что входит в яму-нияму, составляет полноценную садхану.     
« Последнее редактирование: Сентябрь 14, 2008, 23:29:15 от Leta Baba »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #6 : Сентябрь 15, 2008, 01:21:28 »

Адеш!

Получается изначальная реальность остается таковой вплоть до вьяшти-пинды, а вьяшти-пинда - высший уровень ямалы, между кулой и акулой, правильно я понимаю?

Именно так, полный контроль тела, все сиддхи только на таком уровне и возможны. В общем-то в том, что говорится в ССП, особого отличия нет от учений, ориентированных на видеха-мукти. Все религиозно-философские мистические учения всегда вели диспуты только потому, чтобы выяснить, чья система лучше, чья описывает более детально сложные аспекты духовной сферы, что может быть более полезно для большей части людей. А среди обычных людей, да и вообще всего человечества, всегда спросом пользовались те учения и методы, которые способны дать ответы на большее количество вопросов, больше дать средств для освобождения от страданий. Поэтому выживало то, что актуально. Сейчас Кали-юга, у людей бесчисленное количество привязанностей, но самая большая из них и, пожалуй, причина остальных - это тело: если у вас не будет тела и телесных мотиваций, то не будет вас. Теоретически мы можем понимать, что Бог, Нирвикальпа-самадхи, Нирвана, находятся везде, в любой точке времени и пространства, даже являются сами временем и пространством, но все это теории, все они замечательные, но как прийти к практической их реализации? Натха Йоги просто взяли самое основное, с чем надо разобраться и все свои практики именно на этом построили. Конечно, как вселенная присутствует в нашем теле, так и мы в любой точке вселенной и за ее пределами. Хотя, на самом деле, это условное обозначение, "за пределами", запредельному незачем быть где-то вдали от яви. Это несовершенному человеку нужно убегать от неприятного к приятному, но для Абсолюта в этом существенной необходимости нет, он везде, в том числе и в теле. Нам кажется только, что в этом мире есть нечто, что от нас далеко и нечто то, что близко, но, на самом деле, все рядом, далеко-близко - это только лишь наш ум.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2008, 01:26:13 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #7 : Сентябрь 15, 2008, 21:53:18 »

Адеш!
По поводу сложных асан, я так считаю, нужно в них напрягаться в меру, медитировать в меру, расслабляться в меру.

Вот это как раз самое сложное. Потому что почувствовать все одновременно могут не все, многих бросает в крайности, в "размазанное расслабление" или же в состояние "эй ухнем, дубинушка, сама пойдет".  :wwink: :05:

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #8 : Сентябрь 19, 2008, 08:31:18 »

Адеш!

Моя система начинается с медитативных асан и ими же заканчивается, в промежутке делаются различные асаны, от самых простых до довольно сложных. В асанах происходит работа с дыханием, дыхание очищает каналы, как и асаны. Медитация как раз происходит при очищенных каналах и во время очищения. Асаны для этих целей играют важную роль. Собственно говоря, ничего нового, все натховское, хотя, уверен, во всех школах йоги, ориентированных на Запад, такие тонкости мало кто понимает. У них практики не начинаются с медитативных асан, т.к. распространено мнение, что асаны подготавливают для медитации, не более того; что Кундалини надо пробуждать, но никто не говорит о том, что она уже у всех пробуждена, просто бывает разный уровень ее пробужденности.

В сложных асанах можно медитировать, если вы понимаете, что движение праны в теле ведет к изменению дыхания, а изменение в дыхании - к медитации, то все вполне реально. Каналы в теле делятся на солнечные и лунные, а также существует масса различных взаимосвязей каналов с грантхами. Если в теле прана движется слабо, по самым разным причинам, то это говорит о том, что в каналах блоки. Может также говорить об обесточенности в теле. Все тексты по йоге утверждают, что когда прана покидает тело, оно сразу умирает, когда прана удерживается в теле, то тело живет, а если удерживается достаточно хорошо, то тело «живет достаточно хорошо». То есть, при отсутствии потери энергии есть много праны, а при наличии праны наступает медитация. Асаны выполняемые правильным образом увеличивают возможности праны в теле, мой опыт показывает, что расширенные возможности энергии позволяют устранить колебания ума (викальпы). Вот таким образом и происходит медитация в сложных асанах. Разумеется, тем, кому как выразился Алакх, свойственно делать асаны в духе «эх, ухнем» (а таких, хочу заметить - 95%), это понять крайне сложно, как же так можно медитировать в сложных асанах. При этом они мало задумываются о том, что такое сложная асана. То, что для одного сложная, для другого - элементарно. Но в основном, вся йогическая общественность воспитана не на том, что себя надо слушать при выполнении асаны, а как раз на противоположном. Они просто обязаны не отставать от других, обязаны ориентироваться на того, кто учит не слушать себя, доказывать, показывать крутизну. Преодолеть себя мазохистскими методами, иначе ты не йогин. Вот так они все думают. Хотя, на самом то деле, человек, который путем силы растянулся или похудел, может не только не приблизиться к йоге, но, как раз наоборот, иметь самые извращенные о ней представления. Он думает, что главное - усилиями достичь гибкости, а не постепенно, шаг за шагом слушать себя, уравновешивать прану в каналах, успокаивать ум, снимать постепенно разные слои напряжений в теле и блоки в сознании. Вот что должна давать настоящая асана. Если асаны делать именно в таком ключе, тогда в них можно медитировать, если нет - то нет.

Это одно. Другое, на тему медитации иллюзий создано не меньше, чем с асанами. Медитация - это естественное расслабленное, раскрытое состояние ума. Но если вы посетите различные курсы по медитации и посмотрите чем там люди занимаются, то вряд ли вы соприкоснетесь с медитацией. От многих исходит напряжение и "ментальный шум". Помню, однажды я посетил курсы по медитации, где люди сидели с такими напряженными выражениями лиц, как будто они съели острый чили и с большим трудом сдерживая свое мученическое состояние, надели маску спокойствия. Если в момент такой медитации кто-то им наступит на ногу, то медитирующий превратиться в  эмоциональный вулкан.

Одним словом, относительно медитации, как и асан, существует много неправильных взглядов. Но если разобраться, что же такое асана и медитация на самом деле, что такое пранаяма, то вы моментально поймете, каким же образом медитация в различных асанах становится возможной.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ganesh

  • *
  • Сообщений: 162
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #9 : Декабрь 14, 2008, 01:30:53 »

На мой взгляд, словосечетание "сложная асана" вообще недостаточно корректно, поскольку отражает только условно-внешнюю сторону вопроса. Полагать, что асана сложна, поскольку на ее освоение потрачено больше времени? Но после ее освоения она становится легко выполнимой.
Нельзя сказать, что тадасана более проста, чем например хануманасана. Состояние сосредоточенности должно быть одинаковым.
Либо под сложными понимать те асаны, пребывать в которых долгое время затруднительно. Так называемые "силовые". Действительно, в четкой уткатасане больше 2-х минут находится очень сложно. И о медитации как таковой речь вообще не может идти. Однако, общий настрой сознания при выполнении всего комплекса может (и должен) оставаться неизменным.
Таким образом, собственно нет ни простых ни сложных асан. Есть те, которые уже освоены и те, которые еще нет.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #10 : Декабрь 14, 2008, 17:38:11 »

Очень логично, Ганеш. Все зависит от того, каков сам человек, то для него и сложное, плюс еще время нахождения в асане. В некоторых асанах кто-то не может находиться вообще сколько бы то не было, даже одной секунды. С примером утткатасаны тоже не просто, я например, раньше пробовал стоять в стойки из ушу "мабу" или по-японски "кибадачи", близкая к "вирабхадрасане" или "утткатасане" по нагрузке на ноги, и что вы думаете, после долгой практики я довел стояние в "мабу" до 5-7 мин. Поначалу даже тряслись от напряжения мышцы ног, а потом стали неподвижные как сваи и проходимость энергии в каналах стала нормальной.  Но суть беседы была в медитации или, правильнее сказать, во внимании (дхьяне). У натхов есть две лакшьи, где вы воспринимаете энергию внутри (антар лакшья) и снаружи (бахир лакшья). Вероятно направление сознания на разные энергии и расширение его посредством энергии, имеет отношение и к асанам, в зависимости от развития энергии наступает и соответствующее раскрытие сознания, следовательно и глубина дхьяны усиливается. Поэтому вполне возможно, что глубокая медитация в тяжелых асанах реальна, просто для каждого человека выбирается та сложность асаны, которая для него не столь трудна и не так, чтобы совсем были "сопли" :35:(не ведущие к каким либо психофизическим изменениям) во время выполнения асаны. Т.е. подбор индивидуальных асан с умеренной сложностью, которая позволяет произвести необходимые изменения в энергии и сознании, которые взаимозависимы.
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2008, 17:44:58 от Leta Baba »
Записан

Ganesh

  • *
  • Сообщений: 162
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #11 : Декабрь 15, 2008, 01:27:24 »

1. Целостный комплекс йоги, состоящий из предусмотренных асан "позволяет произвести необходимые изменения в энергии и сознании".
2. Более длительное время выдержки отдельных асан (и выполняемых отдельно) может быть вариантом т.н. "медитативного" выполнения (при соответствующем состоянии сознания и тд).
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #12 : Декабрь 15, 2008, 15:22:27 »

1. Целостный комплекс йоги, состоящий из предусмотренных асан "позволяет произвести необходимые изменения в энергии и сознании".
2. Более длительное время выдержки отдельных асан (и выполняемых отдельно) может быть вариантом т.н. "медитативного" выполнения (при соответствующем состоянии сознания и тд).

Вот это интересно, конечно, потому что комплекс упражнений даже грамотно составленный, должен быть с учетом разных способностей каждого человека. Поэтому, как я понял, составленные комплексы у грамотных опытных практиков, учителей, обычно ориентированы на средний психофизический уровень всех людей. Например, я бы мог составить комплекс для всех, но у меня лотос получается легко и уже в первом же комплексе он присутствовал бы, в то время, начало для меня, явно может не оказаться началом для других.
Конечно, согласен, идеально составленная система из комплексов упражнений - вещь нужная. Неотстроенность практики может привести к потере энергии.
Эту тему, как мне кажется, надо очень тщательно рассматривать.
 
Записан

Ganesh

  • *
  • Сообщений: 162
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #13 : Декабрь 15, 2008, 16:01:47 »


Вот это интересно, конечно, потому что комплекс упражнений даже грамотно составленный, должен быть с учетом разных способностей каждого человека. ..........
Эту тему, как мне кажется, надо очень тщательно рассматривать. 
Безусловно.
Так давайте попробуем, может здесь получится. :05: Я как-то, кое-где  :016: пытался такую тему поднять. Но народ - не особенно... :unknw:
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Медитация в сложных асанах?
« Ответ #14 : Декабрь 15, 2008, 16:28:28 »

Ну так этож от настроения зависит. Ничо не забыто, никто не забыт, тема не ушла, потолкуем еще.
Записан