То Ганеш:
Реплика Матсьендранатха продолжится
Что мы понимаем под "сложными" асанами?
Под сложными асанами мы понимаем те случаи, когда вы приходите к кому-то на занятия и вам показывают на примере других людей, которые из асан делают то, что не можете без сильных напряжений сделать Вы. Эту систему обучения для йогина я называю изначально неправильной. Может быть, ее можно было бы назвать правильной, если бы эти преподаватели говорили, что они учат пилатесу или спортивной гимнастике. Но они в исключительно коммерческих целях используют термин «йога». На самом деле, это заблуждение похоже на тотальную инфекцию, и такие подходы мне пришлось менять даже у многих своих учеников. Йога ориентируется на слушание себя, в первую очередь, а вот именно спорт направлен на то, чтобы доказать, что ты мастер, потому что гнешься так, что соответствуешь придуманному кем-то стандарту, а не идущего из истинных потребностей своего тела, сознания и духа. Я не имею ничего против гибкости, которую и сам могу продемонстрировать, если надо, но я против самого подхода, когда ты должен соответствовать чему угодно, только не себе самому. Да, Вы правы, что задали такой вопрос - как определить, где сложная асана, а где легкая? Я считаю, что понятие «сложная асана» не должно существовать в правильной йоге вообще.
Вы знаете, на что ведутся люди, когда видят разные гибкие извращения? На свою, якобы, неполноценность. И вот эти все многочисленные «йога-дельцы» ее первым делом стараются внушить человеку, который к ним приходит и не только - они это внушили для «пашу» всего мира, которых большинство. Зачем? Чтобы на чьих-то комплексах и искусственных проблемах, которых на самом деле нет, заработать себе денег. Такие учителя, на самом деле, совершают психическое насилие над личностью, ведь настоящий учитель йоги должен вести ученика к сантоше, а не к чувству моральной опущенности. Разумеется, усилия важны, но УМЕРЕННЫЕ. Настоящий опытный наставник йоги видит возможности того, кто к нему пришел, и учит чуть-чуть большему из того, что может ученик на данный момент, а сложность в асане если и есть, то она не забивает тело ученика, а наоборот, раскрывает его энергетические возможности. Если бы такие тичеры умели это чувствовать, то не было бы никаких разборок на тему того, что в йоге опасно, а что - нет. Вы не поверите, но многие растяжения и прочие травмы происходят из за страха. Вы никогда не замечали, что если пьяный падает, то у него почти не остается синяков, в отличие от трезвого, или в БИ если ты получаешь удар и напряжен, то в итоге у тебя сотрясение, поэтому многие и стараются амортизировать пропущенные удары. Да примеров много, когда, например, одни люди умирали от 30-ти дневного голодания, а другие чувствовали себя нормально, голодая 90 дней. Все это потому, что избыток страха включает дополнительно в организме разрушительные процессы. При этом, я хочу вам заметить, что постепенный вариант даже незаметно для нас самих к гибкости может привести намного быстрее и безопасней. Просто многие преподаватели «йоги»- любители создать ажиотаж вокруг того, что нужно сразу и быстро стать гибким, придумывают какие-то нелепые вещи на тему того, что это такой тапас или путь воина. Но это не путь война и тапаса, а путь «перепуганных мышей». Что получается с человеком, который приходит к этим лже-йогам учиться? Я могу описать в целом путь этих практикующих. Сначала они приходят, и им насаждают комплекс неполноценности, с этого начинается их практика, потом они себя истязают, видя, что они вот-вот дотянут до «идеала йоги», и, кстати, эта санскара закладывается надолго, если даже не навсегда. И вот наступает финал: этот практикующий гнется и показывает какой он великий, купается в аплодисментах и ходит, задрав нос, с гипертрофированной гордыней, называя себя опытным практиком в «йоге», которая, на самом деле, НИ РАЗУ так и не начиналась. Весь путь такого человека был как раз удалением все дальше и дальше от сущностных принципов йоги, а когда он поверил, что он «практик», и не просто, а опытный или даже самый опытный, - на этом он окончательно похоронил возможность хотя бы видеть йогу как садхану. Я против такого пути, и могу много и много рассказывать историй, которых насмотрелся в жизни, я никого не отговариваю заниматься спортом, пусть те, кому это надо, идут этим путем. В мире должно быть все: должно быть многообразие, но тем, кто ко мне придет и спросит меня, что такое настоящая йога, я резко поставлю знак различия между йогой и тем, о чем я выше немного рассказал. Постинг получился, конечно, на вид длинный, но, на самом деле, это совсем немного, чтобы описать все как есть, потому что заблуждений, в действительности, намного больше, чем кажется на первый взгляд. Например, кто-то из этих йога-дельцов может возразить: «Да то, что я гибкий - для меня это не проблема, и откуда тебе знать, что я испытываю в асанах, может как раз ту самую сукху?!» Знаете, мир и без того - веселая вещь, чтобы меня еще смешить такими заявлениями. Я видел с каким выражением лица эти персонажи делают «сложные» асаны, и как они все дышат при выполнении этих асан, так что сказки пусть рассказывают женщинам.
Прошу прощения, если я кого-то таким описанием «йоги» обидел, но об этом надо сказать, и это не просто критика, а указание на то, что в обучении есть и другой подход. То, что мы называет разные вещи сложными, могут быть и вполне позитивными, ибо разумное сопротивление укрепляет иммунитет, поэтому в принципе многие, казалось бы, даже негативные вещи помогают стать сильнее, чище, совершеннее, спокойней. Это примерно так же как обливание холодной водой может усилить иммунитет организма, а может привести к заболеванию. На эффект умеренного сопротивления действуют и практики наподобие вамачары, кого-то они могут разрушить во всех отношениях, и это мы уже имели возможность видеть, а кого-то они спасают, таких 1% из 100.
Скорее не совсем с асанами, а с теми принципами их выполнения...
Возможно, 99% именно так и скажут, но я, все таки, сказал бы, что и с асанами, и с принципами. По очень многим причинам: первая причина - это мой личный опыт. Конечно, я понимаю, те, кто ко мне изначально относятся с недоверием скажут, что ну вот какое у него эго, столько о себе говорит. Если же я скажу, что ориентируюсь на тексты традиции, то они скажут другое, мол, просто начитанный, а реализации нет. Но, все же, скажу кое что из того, что считаю нужным. Хотите верьте, хотите- нет, я начинал все с ушу и цигун, потом пришел в йогу и, как ни странно, изначально чувствовал практику асан так, как о ней говорит Патанджали, Горакшанатх и все великие Гуру. Но много лет разные йога-тичеры мне доказывали, что я не прав, причем не только западные, но даже и индусы, мне-то какая разница, реализация или есть или ее нет, цвет кожи тут не причем. Мне довелось встретить несколько реализованных гуру в Натха-сампрадае, еще я встретил неплохого мастера в Корее и решил у него поучиться, потому есть чему, и как потом выяснилось, мое виденье на тему подхода к практике асан и всего остального оказалось изначально верным. В чем я нашел это подтверждение? Перейдем к текстах, а именно к Сиддха-сиддханта паддхати, там говорится, что существует изначальная совершенная реальность. Подобно тому, как для нас, в тех случаях, когда мы находимся в глубоком бессознательном состоянии, сложно дать себе и чему-либо подтверждение этой реальности, мы глубоко спим, потом просыпаемся и осознаем, что мы спали, и не один раз, а много. Следовательно, этот эмпирический опыт в побужденном состоянии нам дает подсказку о том, что мы являемся неким сознанием, которое всегда остается таковым, спим мы или бодрствуем. Получив много такого опыта днем, мы опять глубоко засыпаем, потом просыпаемся и вспоминаем то, что мы получали опыт днем и потом уснули, и далее этот процесс продолжается. Но это наше существо, высшая трансцендентная реальность так же проявляет из пустоты некую сферу, подтверждающую сознательную природу данной реальности. Поэтому ССП перечисляет разные этапы раскрытия своей силы Шакти: Ниджа (тождественная трансцендентной реальности), Пара, Апара, Сукшма и Кундалини, их пять, они делятся еще на пять качеств, каждая формирует тело, воплощение этой трансцендентной реальности. Далее описано, что внутри этого тела еще и еще появляются энергии, при этом все предыдущие вмещают в себя последующие, вернее, все предыдущие существуют во второстепенных. Т.е. на том этапе, когда появляются все наши многочисленные тела, Абсолют достигает наивысшего своего пробуждения, самое тотальное раскрытие пустоты и полноты. Ваше тело находится в теле Абсолюта, подобно тому, как в вашем теле есть различные системы организма, органы; они в теле играют свою роль, и если системы организма выходят из строя, то мы болеем и страдаем, если все отрегулировано, то мы чувствуем себя замечательно. Но, допустим, в организм попадает нечто болезнетворное, и нарушается работа какой-либо системы, что происходит? Организм борется. С нашими телами и индивидуальными сознаниями происходит тоже самое, когда мы не вписываемся во все совершенную природу Абсолюта, как на уровне сознания, так и тела, то он нас разрушает, и мы не можем жить долго. Нечто подобное есть и у мастеров Дао, они говорят о том, что нужно следовать Дао, и тогда можно жить долго и без страданий. Когда мы давим что-то в теле, то мы одновременно бессознательно давим так же на мир, причем для этого не обязательно, например, выглядеть преступником или же морально нехорошим человеком, это все понятно. Давить можно и тем, что ты имеешь характер, и этот характер костный, внешне это выглядит как бы не специально, но для природы без разницы - специально ты такой или нет, ты не вписываешься в среду ее изменений, и ей этого вполне достаточно, чтобы этими изменениями тебя разрушить. А тем более, мы воплощенные существа, чем больше плотность материи, тем с более абстрагированной точки зрения в ней происходит набольшее количество изменений, и они по времени предельно ускорены. С абсолютной точки зрения, все они пустые, потому что деталей бесчисленное количество, если бы она у нас была, то мы бы поняли, как бессмысленно цепляться за все наши иллюзорные тела и характеры, все, что формирует костное эго и ограниченное состояние сознания. И как не странно, чем меньше мы думаем о теле, тем больше у него шансов выжить, вы видели многих людей, чистящих свои тела, делающих сложные асаны, но все они болеют. Любая йога в своем истинном смысле есть сахаджа.
Теперь я предвижу вопрос: «А как все это связанно с практикой асан и практикой вообще?» А еще и еще раз вспомните все известные тексты по хатха-йоге и сопоставьте с тем, что я выше объяснил. Хотя, подозреваю, что не все поймут сразу, но кое-кто уловит смысл. Там сказано, что формы воплощения - это «йони» материнское начало, шакти, т.е. все 84.000.000 форм асан - это проявления пракритти-пинды, они все вместе - максимальное проявление Пурнаты. И в ней наше восприятие должно раствориться, мы должны им охватить все эти формы сознания и энергии, я уже говорил, что по ССП эти все проявления индивидуальных тел в космическом теле заключают в себе Параматму и Атман. Когда мы это понимаем, мы всегда в сат-чит-ананде (вечности, знании и блаженстве), то же самое, что и сукхам. Но мы уже в нем, потому что мы воплощены, эти воплощение есть вездесущая «ананда» Абсолюта и предельное бодрствование его сознания «самвит». Мы в нем прибываем, мы им являемся, а все наши страдания, болезни не являются естественными. Когда вы находите настоящего Гуру, он не будет сразу вас учить асанам, он в первую очередь вам, хотя бы частично, раскроет это состояние, асаны «нанизываются» на него потом, но не наоборот. С чего же тогда начинать? С понимания, например, того, что все блоки в теле являются какой-то частью нашего задавленного существа различными надуманными и неестественными подходами. Йога начинается с расслабления и всегда на него ориентируется. Постепенно, практикуя асаны, мы приводим в равновесие работу всех энергий и органов в теле, таким образом, шаг за шагом, тело все больше и больше встраивается в более высокие структуры вселенной, и ваши выживаемости и сила растут. Т.е. вы постоянно присутствуете во всех изменениях мира и наполнены шакти, независимо от того, на каком уровне, но вы всегда исполнены ананды, потому что с самого начала и в процессе всей практики она по-разному проявляется, правда, в том случае, если ваш путь правильный.
Немного стоит сказать о теле, тело - это одна из форм шакти, когда при практике происходят изменения, и тело раскрепощается, то раскрывается большой потенциал энергии, и параллельно происходит расширение сознания. Вселенную «брахманда» мы воспринимаем в макушке головы, для того, чтобы все наше восприятие туда поднялось, нужны соответствующее количество энергии и соответствующая чистота сознания. После каждой хорошей практики, вы частично можете это реализовать, но, чтобы это состояние удерживалось, нужно практиковать постоянно.
Согласно доктрине натхов, физическое тело и Атман - одно целое, вселенское тело и Параматма тоже едины, такая изначальная ориентация присутствует и в практиках хатха-йоги. Просто не все знают доктрину, поэтому они делают очень многие вещи: сначала хатху и раджу, потом сами элементы хатха-йоги, потом вообще оставляют только асаны, а некоторые люди из асан отбирают только то, что применимо исключительно для тех, кто ориентирован на материалку.
Начинающий мучается выполняя даже тадасану и дандасану. Не говоря уже о сиддхасане - вообще не достижимо часто. Потом - появляется легкость и состояние счастья. Выполнять так, чтобы не было вообще никакого дискомфорта сразу - допустимо для очень больных (либо как маразм для лентяев ). Преодоление себя, своей лени и тупости - тоже счастье, для людей.
Ну так и пусть делает самый простой вариант тадасаны или дандасаны, а сиддхасану заменит сукхасаной, какие проблемы? На счет лени, тупости и счастья, тут не все просто, у каждого свои уровни счастья, и как обратная его сторона - тупость. Я знаю много примеров, у меня был такой ученик, который гнулся неплохо, но лени и тупости там весьма и весьма много, он пришел уже гибким. Любил разные примитивные наслаждения, причем, я ведь не говорил ему о том, что они плохие, грех и т.д., а просто сказал, что эти наслаждения, конечно, хороши, но они ограниченны, надо искать большие наслаждения. В вайрагье есть одна великая прелесть: чем больше ты отказываешься от наслаждений, тем их становится все больше и больше. Но, правда, преодолевать приходится порой уже более скрытые формы тупости.
Это зависит от того в какой зал приходишь. При нормальном подходе, люди уже через неделю-две на себя в зеркало не смотрят.
Надеюсь не так, что в него врезаются? :)
Но это "небольшое" должно быть не больше, но и не меньше допустимого для конкретного человека.
Солидарен, правильная мысль.
Остановка/прекращение деятельности праны? Хммм.
Это можно будет отдельно пообсуждать.
Пообсуждаем, конечно
.
Мышцы болят обычно первую неделю занятий.
Когда не болят, а чувствуется в них легкость, тогда, все таки, правильнее. Я слышал много теорий, типа о прохождении болевого этапа в практике, но нахожу их сомнительными, если честно. Понимаете, дело в том, что у многих изначально к йоге отношение, типа, сходил на занятие в один йога-клуб, потом - в другой, и, конечно, у подобных людей одни метания, чему-то существенному их научить сложно. Поэтому инструктора таких стараются обучать по принципу быстрого эффекта: больно, гибко, зато сразу с первого занятия. Говорят: «Ну как, видите эффект? Приходите еще». Это крючки бизнеса, но не практика йоги. Настоящая практика йоги постепенная и регулярная. Изменения поначалу могут показаться медленными, но если они уже есть, то практикующий становится целостной развитой личностью. Даже если человек такому подходу будет учиться 3 года, он потом уже сможет сам практиковать правильно. Мне кажется, практика изначально должна быть правильной.