Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Самьяма в сложных асанах?  (Прочитано 29924 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #30 : Декабрь 26, 2008, 11:06:57 »

    Я бы сказал, что деланье сложных асан, в принципе, не является правильной практикой асан изначально. Потому что и Горакшанатх, и Патанджали, и Абхинава Гупта определяют асану как “сварупа-стхити” или “сукхам”. Многие говорят: “помучился в асанах - и будет вам сукхам”, но это бред. Часто сукхам переводят как “легкость”, но “сукха” -  не просто легкость, а скорее, состояние счастья. И как это вяжется, спросите Вы меня, с теми асанами, которым учат сейчас повсюду? НИКАК. Сукхам - это изначальное и естественное (сахаджа) состояние, но для многих оно является глубоко спящим, забытым, утраченным. Но иногда оно отчасти проявляется, когда мы отстраняемся от принципа формы, это может быть во время неожиданных событий, которые дают некую кампану (встряску). По сути, это Шакти и ее игра, так вот неслучайно говорят: “сколько йони (принцип воплощения сознания) - столько и асан”. Когда вы приходите в зал для занятий йогой, вас начинают отстраивать, вы начинаете любоваться своим телом, но это полностью противоречит вайрагье, на которой построена йога-абхъяса (практика йоги). Потому что вы цепляетесь за форму, стараясь ее омертвить своими представлениями, концепциями и прочими иллюзиями ума. Делая асаны в таком состояния ума, невозможно получить правильный эффект от асан. Смысл в том, что изначальное бесформенное состояние раскрывается с опорой на форму, но очень аккуратно, тут есть принцип небольшого усилия, но не насилия. Все очень просто. В пранаяме то же самое: сначала постепенно растягивая вдохи и выдохи, вы увеличиваете силу Ха и Тха, и вот такое постепенное увеличение раскрывает третье состояние, которое ведет к кумбхаке. Потом вы приводите к равновесию все три аспекта пранаямы и т.д.
     Что касается вопроса Виранатхи. Виньяса сильно отличается от натхов. Да, там есть удджайи и это, конечно, правильно, но когда вы практикуете асаны, вы из канды по каналам распределяете во все части тела прану. Здесь, конечно, дыхание играет важную роль, на определенном этапе снятия с тела блоков и наполнения всего тела праной, естественным образом наступает кумбхака. На уровне сознания также происходят изменения (это, кстати, к вопросу о самьяме), так как существует ведь не только понятие “читта-вритти-ниродхах”, но и “прана-ниродхах” - по Горакшанатху. Вы внимательно вдумайтесь в само слово “пранаяма”, “прана” -активность, “аяма” - увеличение, т.е. растворение колебания праны. При снятии блоков в каналах тела как раз это и происходит: вся прана в теле интегрируется и направляется в центральный канал. Без этой интеграции она не сможет идти в сушумну, т.е. если вы выполнили асану со сверх усилием, после чего возникла типа “легкость”, а на следующий день все мышцы сильно болят, то вряд ли прана придет в равновесие. Мышцы через нервные окончания передают сигналы в мозг, а мозг - команду “стоп”, и получается, что вы пережигаете себе каналы. Вы нигде в Индии никогда не увидите ни одного натха, который  издевался бы над телом, как это делают почти во всех йога-центрах, но при этом у них хватает уверенности говорить: “ну что же это за практик, который не делает вришчикасану или випариташалабхасану”. Мне кажется, все эти рассуждения - это проявление очень серьезных заблуждений на тему хатха-йоги. Но что поделаешь, массовая болезнь трудно заметна, и ее даже трудно диагностировать, ибо единственное, что ты можешь услышать: “Ну вот, еще один умник, еще один духовный”.
     Знаете, у Ошо есть хорошая история на эту тему, про одного суфия. Ему во сне явился ангел и сказал, завтра во всей деревне, где ты живешь, дьявол отравит все колодцы, и кто будет пить оттуда воду, сойдет с ума. Он проснулся в холодном поту и подумал: “Ну что же, утро еще не наступило, пойду наберу себе хорошей воды. Настало утро, все было именно так, как предсказал ангел, все выпивали воду и сходили с ума. Он пытался им объяснить, что пить эту воду не надо, а потом стал говорить тем, кто уже сошел с ума, что они сумасшедшие, но все решили как раз наоборот, что они - нормальные, а с ума сошел суфий. Тогда он решил стать как все и тоже выпил отравленной воды, после чего все сказали: “О, чудо! Посмотрите, тот суфий, с поехавшей крышей, исцелился, он сейчас стал здоровым, таким же как и мы”.
      Я не тот суфий, и, несмотря ни на что, учу другому подходу.  Не надо брать примеры с АЙЦ и подобных организаций, пусть они говорят что угодно, куда они все денутся,  все равно всю инфу и подходы у меня “слижут”. Все эти Сурья-намаскары по 108 раз, стремление достичь гибкости всеми путями ни к чему хорошему не приведут, гимнастом вы станете, но не йогом.
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2008, 11:39:38 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ganesh

  • *
  • Сообщений: 162
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #31 : Декабрь 26, 2008, 11:36:34 »

Ганеш, а не посещала ли Вас мысль, о том, что, тоже самое можно сказать и не только о самадхи, плохенькая пратьяхара, пранаяма, яма-нияма, асана,  мантра-йога, гуру-йога, может быть и знание сиддханты(учения йоги) и др?

Не просто посещала.  :05: Я в ней утвердился.:010:

Цитировать
:010:Мне кажется Вы выбрали позицию штурма самадхи :132:,

Весьма двойственное утверждение.  :05: Можно, ведь и положительно воспринимать. :016:
Поясняю. Обсуждали мы медитацию. Ну это ладно еще. Потом она трансформировалась в самьяму. Ее составная часть - самадхи. Соответственно, на наиболее явно выраженном "контрастирующем" понятии, проще и пояснять противоречивость.

Цитировать
не учитывая возможность того, что реальность которую мы раскрываем в самадхи, как в прочем и не только в нем, нам свойственна изначально :yahoo:.
Ла-ла-ла.
Ну и что, что изначально.  :011:Только то, что это можно с удовлетворением констатировать? :010: Или есть еще причины для радости? :010:

 
Цитировать
Я конечно не к тому, что тормознуться в шавасане достаточно :112:, умеренные усилия -это дело нужное.
Умеренность умеренности - рознь.
Записан

Ganesh

  • *
  • Сообщений: 162
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #32 : Декабрь 26, 2008, 11:42:20 »

Совершенно верно! Современное "йога"-пространство больше напоминает секс-индустрию,непрерывно демонстрируя извивающиеся тела. Можно ли назвать любой из этих закрутонов сложной асаной? По мнению исполнителя-всенепременно. А сложность Асаны определяется только внутренним состоянием. Уровень этого состояния зависит от реального опыта практики,который собирается по драгоценным крупицам. Тот,кто выпячивает возможности своего тела,забыл или вовсе не знает о великом Чауранги,который стал адептом хатха-йоги не имея ни рук,ни ног.

Очень трезво, правдиво сказано. И кстати не только Чаурангинатх, в традиции олицетворение того, что йога-это не путь "прыг скок", или "ать два-согнулись, разогнулись, оттянулись", для этого есть обычный спорт, многие гимнасты по уровню гибкости, заставят "отдыхать" не одного йога.

Ндаа. Пора уже черный юмор использовать.
 Так желающим, не сложно стать похожими на Чаурангу. :010: :010: Будет проще хатха-йогой заниматься. :010:

Да, Йога - не спорт. Кроме того, многие гимнасты не смогут повторить того, что спокойно сделает обычный йог (в плане специальной гибкости).
Записан

Ganesh

  • *
  • Сообщений: 162
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #33 : Декабрь 26, 2008, 12:13:06 »

  Я бы сказал, что деланье сложных асан, в принципе, не является правильной практикой асан изначально.
Что мы понимаем под "сложными" асанами?

 
Цитировать
Потому что и Горакшанатх, и Патанджали, и Абхинава Гупта определяют асану как “сварупа-стхити” или “сукхам”. Многие говорят: “помучился в асанах - и будет вам сукхам”, но это бред. Часто сукхам переводят как “легкость”, но “сукха” -  не просто легкость, а скорее, состояние счастья. И как это вяжется, спросите Вы меня, с теми асанами, которым учат сейчас повсюду? НИКАК.

1. Скорее не совсем с асанами, а с теми принципами их выполнения...
2. Начинающий мучается выполняя даже тадасану и дандасану. Не говоря уже о сиддхасане - вообще не достижимо часто. Потом - появляется легкость и состояние счастья. Выполнять так, чтобы не было вообще накакого дискомфорта сразу - допустимо для очень больных (либо как маразм для лентяев :010:). Преодоление себя, своей лени и тупости - тоже счастье, для людей.

Цитировать
Когда вы приходите в зал для занятий йогой, вас начинают отстраивать, вы начинаете любоваться своим телом, но это полностью противоречит вайрагье, на которой построена йога-абхъяса (практика йоги). Потому что вы цепляетесь за форму, стараясь ее омертвить своими представлениями, концепциями и прочими иллюзиями ума. Делая асаны в таком состояния ума, невозможно получить правильный эффект от асан.

Это зависит от того в какой зал приходишь. При нормальном подходе, люди уже через неделю-две на себя в зеркало не смотрят. Только для контроля иногда.

Цитировать
Смысл в том, что изначальное бесформенное состояние раскрывается с опорой на форму, но очень аккуратно, тут есть принцип небольшого усилия, но не насилия.

Совершенно верно. Но это "небольшое" должно быть не больше, но и не меньше допустимого для конкретного человека.

     
Цитировать
На уровне сознания также происходят изменения (это, кстати, к вопросу о самьяме), так как существует ведь не только понятие “читта-вритти-ниродхах”, но и “прана-ниродхах” - по Горакшанатху.

Остановка/прекращение деятельности праны? Хммм. :130:
Это можно будет отдельно пообсуждать.

Цитировать
Без этой интеграции она не сможет идти в сушумну, т.е. если вы выполнили асану со сверх усилием, после чего возникла типа “легкость”, а на следующий день все мышцы сильно болят, то вряд ли прана придет в равновесие.

Мышцы болят обычно первую неделю занятий.

Цитировать
Вы нигде в Индии никогда не увидите ни одного натха, который  издевался бы над телом, как это делают почти во всех йога-центрах, но при этом у них хватает уверенности говорить: “ну что же это за практик, который не делает вришчикасану или випариташалабхасану”. Мне кажется, все эти рассуждения - это проявление очень серьезных заблуждений на тему хатха-йоги. Но что поделаешь, массовая болезнь трудно заметна, и ее даже трудно диагностировать, ибо единственное, что ты можешь услышать: “Ну вот, еще один умник, еще один духовный”.
   
Флаг в руки всем этим йога-центрам. Пусть рассуждают, что хотят. Если способны рассуждать. :010:

Но мы, все-таки не определились со сложными асанами и тем, что в них достигается. (просто сосредоточение или аж  :07: самадхи)

     
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #34 : Декабрь 26, 2008, 20:59:22 »

   ... При снятии блоков в каналах тела как раз это и происходит: вся прана в теле интегрируется и направляется в центральный канал. Без этой интеграции она не сможет идти в сушумну, ...


Вот эта штука мне не понятна! Немоглибы Вы прокомментирвать более детально. Теоретически достаточно прачистить 2 главных боковых канала, чтобы протолкнуть прану из них в центральный канал. Мне не ясно почему нужно очищать что-то ещё. Нельзя ли  поподробней свою точку зрение об роли чистки множества вторичных каналов (а их говорят 72 000) в процессе интеграции пранамая-коша...

Заранее спасибо.
« Последнее редактирование: Декабрь 27, 2008, 01:53:37 от Suraj »
Записан

partizan

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 138
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #35 : Декабрь 27, 2008, 00:49:27 »

Ganesh,совершенно четко можно сказать:полное отсутствие конструктива. Несмотря на обилие едких комментариев,Ваш взгляд на проблему остался за кадром.(уже вижу Ваш ответ-что-то типа:"слабоумных просим не беспокоиться")
Реплика Матсьендранатха могла-бы уже быть завершающей. Но к делу! Вы упоминали гипотетического Гимнаста,который "не может". Предположим. О чем это говорит?-конечно,у него непроходимы нади. А специальная гибкость тела,конечно,говорит об обратном. Все очень просто. Но вы думали когда-нибудь об удивительной способности человеческого тела к адаптации? Гимнаст привык к кульбитам,ушуист-к ударам,а "йог"-к выворачиванию суставов. Далее. У меня есть друг-известный преподаватель Чжень-Дао цигун. Т.е. с системой нади у него точно должно быть все в порядке. Но он точно не сможет  взять и выполнить,например,Йоганидрасану. Выходит,не совсем чистые у него каналы-то.. Это при том,что он ежеутренне выполняет столбовой шаг в течение 2-3 часов!  А эта техника как раз  направлена на полное очищение канальной системы. А с другой стороны,если Вы начнете выполнять стояние столбом,то нет никакой гарантии,что эти 2 часа будут для Вас легким испытанием. Совсем наоборот.. Поверьте. Тогда прийдется усомниться в чистоте уже Ваших нади :04:
Не бывает ничего однозначного,Вы же знаете. Тема не закрыта,продолжаем. Может-таки,выведем эту сложную асану на чистую воду! :016: 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #36 : Декабрь 27, 2008, 05:07:15 »

То Ганеш:

Реплика Матсьендранатха продолжится :05:

Цитировать
Что мы понимаем под "сложными" асанами?

Под сложными асанами мы понимаем те случаи, когда вы приходите к кому-то на занятия и вам показывают на примере других людей, которые из асан делают то, что не можете без сильных напряжений сделать Вы. Эту систему обучения для йогина я называю изначально неправильной. Может быть, ее можно было бы назвать правильной, если бы эти преподаватели говорили, что они учат пилатесу или спортивной гимнастике. Но они в исключительно коммерческих целях используют термин «йога». На самом деле, это заблуждение похоже на тотальную инфекцию, и такие подходы мне пришлось менять даже у многих своих учеников. Йога ориентируется на слушание себя, в первую очередь, а вот именно спорт направлен на то, чтобы доказать, что ты мастер, потому что гнешься так, что соответствуешь придуманному кем-то стандарту, а не идущего из истинных потребностей своего тела, сознания и духа. Я не имею ничего против гибкости, которую и сам могу продемонстрировать, если надо, но я против самого подхода, когда ты должен соответствовать чему угодно, только не себе самому. Да, Вы правы, что задали такой вопрос - как определить, где сложная асана, а где легкая? Я считаю, что понятие «сложная асана» не должно существовать в правильной йоге вообще.
     Вы знаете, на что ведутся люди, когда видят разные гибкие извращения? На свою, якобы, неполноценность. И вот эти все многочисленные «йога-дельцы» ее первым делом стараются внушить человеку, который к ним приходит и не только - они это внушили для «пашу» всего мира, которых большинство. Зачем? Чтобы на чьих-то комплексах и искусственных проблемах, которых на самом деле нет, заработать себе денег. Такие учителя, на самом деле, совершают психическое насилие над личностью, ведь настоящий учитель йоги должен вести ученика к сантоше, а не к чувству моральной опущенности. Разумеется, усилия важны, но УМЕРЕННЫЕ. Настоящий опытный наставник йоги видит возможности того, кто к нему пришел, и учит чуть-чуть большему из того, что может ученик на данный момент, а сложность в асане если и есть, то она не забивает тело ученика, а наоборот, раскрывает его энергетические возможности. Если бы такие тичеры умели это чувствовать, то не было бы никаких разборок на тему того, что в йоге опасно, а что - нет. Вы не поверите, но многие растяжения и прочие травмы происходят из за страха. Вы никогда не замечали, что если пьяный падает, то у него почти не остается синяков, в отличие от трезвого, или в БИ если ты получаешь удар и напряжен, то в итоге у тебя сотрясение, поэтому многие и стараются амортизировать пропущенные удары. Да примеров много, когда, например, одни люди умирали от 30-ти дневного голодания, а другие чувствовали себя нормально, голодая 90 дней. Все это потому, что избыток страха включает дополнительно в организме разрушительные процессы. При этом, я хочу вам заметить, что постепенный вариант даже незаметно для нас самих к гибкости может привести намного быстрее и безопасней. Просто многие преподаватели «йоги»-  любители создать ажиотаж вокруг того, что нужно сразу и быстро стать гибким, придумывают какие-то нелепые вещи на тему того, что это такой тапас или путь воина. Но это не путь война и тапаса, а путь «перепуганных мышей».  Что получается с человеком, который приходит к этим лже-йогам учиться? Я могу описать в целом путь этих практикующих. Сначала они приходят, и им насаждают комплекс неполноценности, с этого начинается их практика, потом они себя истязают, видя, что они вот-вот дотянут до «идеала йоги», и, кстати, эта санскара закладывается надолго, если даже не навсегда. И вот наступает финал: этот практикующий гнется и показывает какой он великий, купается в аплодисментах и ходит, задрав нос, с гипертрофированной гордыней, называя себя опытным практиком в «йоге», которая, на самом деле, НИ РАЗУ так и не начиналась. Весь путь такого человека был как раз удалением все дальше и дальше от сущностных принципов йоги, а когда он поверил, что он «практик», и не просто, а опытный или даже самый опытный, - на этом он окончательно похоронил возможность хотя бы видеть йогу как садхану. Я против такого пути, и могу много и много рассказывать историй, которых насмотрелся в жизни, я никого не отговариваю заниматься спортом, пусть те, кому это надо, идут этим путем. В мире должно быть все: должно быть многообразие, но тем, кто ко мне придет и спросит меня, что такое настоящая йога, я резко поставлю знак различия между йогой и тем, о чем я выше немного рассказал. Постинг получился, конечно, на вид длинный, но, на самом деле, это совсем немного, чтобы описать все как есть, потому что заблуждений, в действительности, намного больше, чем кажется на первый взгляд. Например, кто-то из этих йога-дельцов может возразить: «Да то, что я гибкий - для меня это не проблема, и откуда тебе знать, что я испытываю в асанах, может как раз ту самую сукху?!» Знаете, мир и без того - веселая вещь, чтобы меня еще смешить такими заявлениями. Я видел с каким выражением лица эти персонажи делают «сложные» асаны, и как они все дышат при выполнении этих асан, так что сказки пусть рассказывают женщинам.
   Прошу прощения, если я кого-то таким описанием «йоги» обидел, но об этом надо сказать, и это не просто критика, а указание на то, что в обучении есть и другой подход. То, что мы называет разные вещи сложными, могут быть и вполне позитивными, ибо разумное сопротивление укрепляет иммунитет, поэтому в принципе многие, казалось бы, даже негативные вещи помогают стать сильнее, чище, совершеннее, спокойней. Это примерно так же как обливание холодной водой может усилить иммунитет организма, а может привести к заболеванию. На эффект умеренного сопротивления действуют и практики наподобие вамачары, кого-то они могут разрушить во всех отношениях, и это мы уже имели возможность видеть, а кого-то они спасают, таких 1% из 100. 

 
Цитировать
Скорее не совсем с асанами, а с теми принципами их выполнения...

Возможно, 99% именно так и скажут, но я, все таки, сказал бы, что и с асанами, и с принципами. По очень многим причинам: первая причина - это мой личный опыт. Конечно, я понимаю, те, кто ко мне изначально относятся с недоверием скажут, что ну вот какое у него эго, столько о себе говорит. Если же я скажу, что ориентируюсь на тексты традиции, то они скажут другое, мол, просто начитанный, а реализации нет. Но, все же, скажу кое что из того, что считаю нужным. Хотите верьте, хотите-  нет, я начинал все с ушу и цигун, потом пришел в йогу и, как ни странно, изначально чувствовал практику асан так, как о ней говорит Патанджали, Горакшанатх и все великие Гуру. Но много лет разные йога-тичеры мне доказывали, что я не прав, причем не только западные, но даже и индусы, мне-то какая разница, реализация или есть или ее нет, цвет кожи тут не причем. Мне довелось встретить несколько реализованных гуру в Натха-сампрадае, еще я встретил неплохого мастера в Корее и решил у него поучиться, потому есть чему, и как потом выяснилось, мое виденье на тему подхода к практике асан и всего остального оказалось изначально верным. В чем я нашел это подтверждение? Перейдем к текстах, а именно к Сиддха-сиддханта паддхати, там говорится, что существует изначальная совершенная реальность. Подобно тому, как для нас, в тех случаях, когда мы находимся в глубоком бессознательном состоянии, сложно дать себе и чему-либо подтверждение этой реальности, мы глубоко спим, потом просыпаемся и осознаем, что мы спали, и не один раз, а много. Следовательно, этот эмпирический опыт в побужденном состоянии нам дает подсказку о том, что мы являемся неким сознанием, которое всегда остается таковым, спим мы или бодрствуем. Получив много такого опыта днем, мы опять глубоко засыпаем, потом просыпаемся и вспоминаем то, что мы получали опыт днем и потом уснули, и далее этот процесс продолжается. Но это наше существо, высшая трансцендентная реальность так же проявляет из пустоты некую сферу, подтверждающую сознательную природу данной реальности. Поэтому ССП перечисляет разные этапы раскрытия своей силы Шакти: Ниджа (тождественная трансцендентной реальности), Пара, Апара, Сукшма и Кундалини, их пять, они делятся еще на пять качеств, каждая формирует тело, воплощение этой трансцендентной реальности. Далее описано, что внутри этого тела еще и еще появляются энергии, при этом все предыдущие вмещают в себя последующие, вернее, все предыдущие существуют во второстепенных. Т.е. на том этапе, когда появляются все наши многочисленные тела, Абсолют достигает наивысшего своего пробуждения, самое тотальное раскрытие пустоты и полноты. Ваше тело находится в теле Абсолюта, подобно тому, как в вашем теле есть различные системы организма, органы; они в теле играют свою роль, и если системы организма выходят из строя, то мы болеем и страдаем, если все отрегулировано, то мы чувствуем себя замечательно. Но, допустим, в организм попадает нечто болезнетворное, и нарушается работа какой-либо системы, что происходит? Организм борется. С нашими телами и индивидуальными сознаниями происходит тоже самое, когда мы не вписываемся во все совершенную природу Абсолюта, как на уровне сознания, так и тела, то он нас разрушает, и мы не можем жить долго. Нечто подобное есть и у мастеров Дао, они говорят о том, что нужно следовать Дао, и тогда можно жить долго и без страданий. Когда мы давим что-то в теле, то мы одновременно бессознательно давим так же на мир, причем  для этого не обязательно, например, выглядеть преступником или же морально нехорошим человеком, это все понятно. Давить можно и тем, что ты имеешь характер, и этот характер костный, внешне это выглядит как бы не специально, но для природы без разницы - специально ты такой или нет, ты не вписываешься в среду ее изменений, и ей этого вполне достаточно, чтобы этими изменениями тебя разрушить. А тем более, мы воплощенные существа, чем больше плотность материи, тем с более абстрагированной точки зрения в ней происходит набольшее количество изменений, и они по времени предельно ускорены. С абсолютной точки зрения, все они пустые, потому что деталей бесчисленное количество, если бы она у нас была, то мы бы поняли, как бессмысленно цепляться за все наши иллюзорные тела и характеры, все, что формирует костное эго и ограниченное состояние сознания. И как не странно, чем меньше мы думаем о теле, тем больше у него шансов выжить, вы видели многих людей, чистящих свои тела, делающих сложные асаны, но все они болеют. Любая йога в своем истинном смысле есть сахаджа.
     Теперь я предвижу вопрос: «А как все это связанно с практикой асан и практикой вообще?» А еще и еще раз вспомните все известные тексты по хатха-йоге и сопоставьте с тем, что я выше объяснил. Хотя, подозреваю, что не все поймут сразу, но кое-кто уловит смысл. Там сказано, что формы воплощения - это «йони» материнское начало, шакти, т.е. все 84.000.000 форм асан - это проявления пракритти-пинды, они все вместе - максимальное проявление Пурнаты. И в ней наше восприятие должно раствориться, мы должны им охватить все эти формы сознания и энергии, я уже говорил, что по ССП эти все проявления индивидуальных тел в космическом теле заключают в себе Параматму и Атман. Когда мы это понимаем, мы всегда в сат-чит-ананде (вечности, знании и блаженстве), то же самое, что и сукхам. Но мы уже в нем, потому что мы воплощены, эти воплощение есть вездесущая «ананда» Абсолюта и предельное бодрствование его сознания «самвит». Мы в нем прибываем, мы им являемся, а все наши страдания, болезни не являются естественными. Когда вы находите настоящего Гуру, он не будет сразу вас учить асанам, он в первую очередь вам, хотя бы частично, раскроет это состояние, асаны «нанизываются» на него потом, но не наоборот. С чего же тогда начинать? С понимания, например, того, что все блоки в теле являются какой-то частью нашего задавленного существа различными надуманными и неестественными подходами. Йога начинается с расслабления и всегда на него ориентируется. Постепенно, практикуя асаны, мы приводим в равновесие работу всех энергий и органов в теле, таким образом, шаг за шагом, тело все больше и больше встраивается в более высокие структуры вселенной, и ваши выживаемости и сила растут. Т.е. вы постоянно присутствуете во всех изменениях мира и наполнены шакти, независимо от того, на каком уровне, но вы всегда исполнены ананды, потому что с самого начала и в процессе всей практики она по-разному проявляется, правда, в том случае, если ваш путь правильный.
       Немного стоит сказать о теле, тело - это одна из форм шакти, когда при практике происходят изменения, и тело раскрепощается, то раскрывается большой потенциал энергии, и параллельно происходит расширение сознания. Вселенную «брахманда» мы воспринимаем в макушке головы, для того, чтобы все наше восприятие туда поднялось, нужны соответствующее количество энергии и соответствующая чистота сознания.  После каждой хорошей практики, вы частично можете это реализовать, но, чтобы это состояние удерживалось, нужно практиковать постоянно. 
   Согласно доктрине натхов, физическое тело и Атман - одно целое, вселенское тело и Параматма тоже едины, такая изначальная ориентация присутствует и в практиках хатха-йоги. Просто не все знают доктрину, поэтому они делают очень многие вещи: сначала хатху и раджу, потом сами элементы хатха-йоги, потом вообще оставляют только асаны, а некоторые люди из асан отбирают только то, что применимо исключительно для тех, кто ориентирован на материалку.

Цитировать
Начинающий мучается выполняя даже тадасану и дандасану. Не говоря уже о сиддхасане - вообще не достижимо часто. Потом - появляется легкость и состояние счастья. Выполнять так, чтобы не было вообще никакого дискомфорта сразу - допустимо для очень больных (либо как маразм для лентяев  ). Преодоление себя, своей лени и тупости - тоже счастье, для людей.

    Ну так и пусть делает самый простой вариант тадасаны или дандасаны, а сиддхасану заменит сукхасаной, какие проблемы?  На счет лени, тупости и счастья, тут не все просто, у каждого свои уровни счастья, и как обратная его сторона - тупость. Я знаю много примеров, у меня был такой ученик, который гнулся неплохо, но лени и тупости там весьма и весьма много, он пришел уже гибким. Любил разные примитивные наслаждения, причем, я ведь не говорил ему о том, что они плохие, грех и т.д., а просто сказал, что эти наслаждения, конечно, хороши, но они ограниченны, надо искать большие наслаждения. В вайрагье есть одна великая прелесть: чем больше ты отказываешься от наслаждений, тем их становится все больше и больше. Но, правда, преодолевать приходится порой уже более скрытые формы тупости.

Цитировать
Это зависит от того в какой зал приходишь. При нормальном подходе, люди уже через неделю-две на себя в зеркало не смотрят.
Надеюсь не так, что в него врезаются? :)

Цитировать
Но это "небольшое" должно быть не больше, но и не меньше допустимого для конкретного человека.

Солидарен, правильная мысль.

Цитировать
Остановка/прекращение деятельности праны? Хммм. 
Это можно будет отдельно пообсуждать.


Пообсуждаем, конечно :05:.

Цитировать
Мышцы болят обычно первую неделю занятий.

Когда не болят, а чувствуется в них легкость, тогда, все таки, правильнее. Я слышал много теорий, типа о прохождении болевого этапа в практике, но нахожу их сомнительными, если честно. Понимаете, дело в том, что у многих изначально к йоге отношение, типа, сходил на занятие в один йога-клуб, потом - в другой, и, конечно, у подобных людей одни метания, чему-то существенному их научить сложно. Поэтому инструктора таких стараются обучать по принципу быстрого эффекта: больно, гибко, зато сразу с первого занятия. Говорят: «Ну как, видите эффект? Приходите еще». Это крючки бизнеса, но не практика йоги. Настоящая практика йоги постепенная и регулярная. Изменения поначалу могут показаться медленными, но если они уже есть, то практикующий становится целостной развитой личностью. Даже если человек такому подходу будет учиться 3 года, он потом уже сможет сам практиковать правильно. Мне кажется, практика изначально должна быть правильной.   
 :05:
« Последнее редактирование: Декабрь 27, 2008, 12:58:11 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #37 : Декабрь 27, 2008, 05:09:27 »

то Suraj:

Цитировать
Вот эта штука мне не понятна! Немоглибы Вы прокомментирвать более детально. Теоретически достаточно прочистить 2 главных боковых канала, чтобы протолкнуть прану из них в центральный канал. Мне не ясно почему нужно очищать что-то ещё. Нельзя ли  поподробней свойку точку зрение об роли чистки множества вторичных каналов (а их говорят 72 000) в процессе интеграции пранамая-коша...
Заранее спасибо.


Смысл в том, что эти все нади соединяются в пупочном центре, многочисленные нади  исходят из солнечного и лунного, эти различные каналы обладают теми же качествами, что и эти два основных канала. Все многочисленные нади - периферия основных каналов, когда мы чистим периферию, мы чистим два основных канала и наоборот. В практике хатха-йоги, делая различные асаны, мы от центра (канды) распространяем потоки энергии на разные части тела, когда они наполняются праной, то они питают основные каналы, а иногда и сушумну. Но это еще не все, ведь сушумна может активироваться периодически у многих людей, иногда бывает так, что дышат ровно две ноздри. Но вот поднимется прана вверх по сушумне или нет, зависит именно от развитости всей энергетической структуры. Когда она развита, все то, что находится на уровне сознания, мировоззрения в состоянии полной адекватности ко всему внешнему, также реализован определенный уровень. Изначально он есть в каждом, но в разном количестве. Знаете, чтобы все не усложнять, я скажу, как я сам это вижу, потому что привести ссылки на множество противоречивых источников могу, но это академическая работа. Проще всего человека видеть как одну энергоструктуру, в которой все связано. Если слабо работают каналы, помимо иды, пингалы и сушумны, то с этими тремя будет примерно та же картина, лишь с небольшой разницей, так как сами по себе каналы с разными функциями. Но, тем не менее, все они взаимосвязаны и взаимозависимы. 
« Последнее редактирование: Декабрь 27, 2008, 12:59:52 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #38 : Декабрь 27, 2008, 05:17:03 »

У меня есть друг-известный преподаватель Чжень-Дао цигун. Т.е. с системой нади у него точно должно быть все в порядке. Но он точно не сможет  взять и выполнить,например,Йоганидрасану. Выходит,не совсем чистые у него каналы-то.. Это при том,что он ежеутренне выполняет столбовой шаг в течение 2-3 часов! 

А у меня в Индии один гуру-бхаи не может делать почти не одной из асан, зато в падмасане может просидеть пол дня, интересно, а что будет с гимнастом, если его на такой срок в падмасану посадить?:011: :010: Не сочтите меня за злодея, у каждого в этом мире могут быть свое критерии развития, но вот всесторонне развитые личности - редкость, у многих перекосы во что-то одно. Мне кажется, это не есть хорошо.

« Последнее редактирование: Декабрь 27, 2008, 13:01:58 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #39 : Декабрь 27, 2008, 07:17:57 »

Адеш!
Все конечно супер, но вот еще бы разобрать связь асан и дыхания, может это прояснит "сложность асан", и ее связь с "прана-ниродхой" или "прана-самьямой" и "читта-вритти ниродхой". Вот это будет вполне реальная, мировая тема.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #40 : Декабрь 27, 2008, 09:11:34 »

Адеш!
Хорошо написано. Как оно есть, реалистично.
Записан

Ganesh

  • *
  • Сообщений: 162
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #41 : Декабрь 27, 2008, 11:03:55 »

Ganesh,совершенно четко можно сказать:полное отсутствие конструктива. Несмотря на обилие едких комментариев,Ваш взгляд на проблему остался за кадром.(уже вижу Ваш ответ-что-то типа:"слабоумных просим не беспокоиться")
Едких? :07:  :35: Да, просто сплошной гуманизм.  :023:(Это не шутка. Можете поверить, что я выбираю наиболее тактичные варианты ответов. Тапас своего рода :016:)
Относительно "конструктива". Вы, вероятно... отвлеклись и не заметили пост, в котором я высказал свое отношение к вопросу:

« Ответ #12 : Декабря 14, 2008, 01:30:53 am »
--------------------------------------------------------------------------------
 На мой взгляд, словосечетание "сложная асана" вообще недостаточно корректно, поскольку отражает только условно-внешнюю сторону вопроса. Полагать, что асана сложна, поскольку на ее освоение потрачено больше времени? Но после ее освоения она становится легко выполнимой.
Нельзя сказать, что тадасана более проста, чем например хануманасана. Состояние сосредоточенности должно быть одинаковым.
Либо под сложными понимать те асаны, пребывать в которых долгое время затруднительно. Так называемые "силовые". Действительно, в четкой уткатасане больше 2-х минут находится очень сложно. И о медитации как таковой речь вообще не может идти. Однако, общий настрой сознания при выполнении всего комплекса может (и должен) оставаться неизменным.
Таким образом, собственно нет ни простых ни сложных асан. Есть те, которые уже освоены и те, которые еще нет.

Цитировать
Но к делу! Вы упоминали гипотетического Гимнаста,который "не может".

Совершенно реального или реальных. Как гимнастов, так и борцов, акробатов и тд и тп.

Цитировать
Предположим. О чем это говорит?-конечно,у него непроходимы нади. А специальная гибкость тела,конечно,говорит об обратном.
Все очень просто. Но вы думали когда-нибудь об удивительной способности человеческого тела к адаптации? Гимнаст привык к кульбитам,ушуист-к ударам,а "йог"-к выворачиванию суставов. Далее. У меня есть друг-известный преподаватель Чжень-Дао цигун. Т.е. с системой нади у него точно должно быть все в порядке. Но он точно не сможет  взять и выполнить,например,Йоганидрасану. Выходит,не совсем чистые у него каналы-то.. Это при том,что он ежеутренне выполняет столбовой шаг в течение 2-3 часов!  А эта техника как раз  направлена на полное очищение канальной системы. А с другой стороны,если Вы начнете выполнять стояние столбом,то нет никакой гарантии,что эти 2 часа будут для Вас легким испытанием. Совсем наоборот.. Поверьте. Тогда прийдется усомниться в чистоте уже Ваших нади :04:
Не бывает ничего однозначного,Вы же знаете. Тема не закрыта,продолжаем. Может-таки,выведем эту сложную асану на чистую воду! :016: 
Не совсем логически связное изложение мысли. С одной стороны, Вы говорите, что чистота нади влияет на гибкость. С другой - что необходима тренировка.
Оно, конечно все взаимосвязано, но не настолько абсолютно. То есть и "чистоту" надо увеличивать и тренироваться. В противном случае, будет очередная болтовня о "чистоте".
Относительно "столбового шага". Аналогично, могу предложить кучу упражнений (причем, более осмысленных, чем стояние столбом), которые вряд ли сделает не тренировавшийся в этой направленности йог. И это не будет абсолютным показателем "нечистоты" его нади. (Или будет, если он будет на этом настаивать  :016:)
Записан

Ganesh

  • *
  • Сообщений: 162
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #42 : Декабрь 27, 2008, 11:44:09 »


Под сложными асанами мы понимаем те случаи, когда вы приходите к кому-то на занятия и вам показывают на примере других людей, которые из асан делают то, что не можете без сильных напряжений сделать Вы.

Соответственно, в данном случае, ни о медитации, ни о самьяме речь идти не может.



 
Цитировать
Йога ориентируется на слушание себя, в первую очередь, а вот именно спорт направлен на то, чтобы доказать, что ты мастер, потому что гнешься так, что соответствуешь придуманному кем-то стандарту, а не идущего из истинных потребностей своего тела, сознания и духа. Я не имею ничего против гибкости, которую и сам могу продемонстрировать, если надо, но я против самого подхода, когда ты должен соответствовать чему угодно, только не себе самому.
Часто потребности людей извращены их образом жизни. Понимание того, что есть "больно", "тяжело", невыполнимо и тд не соответствуют их возможностям. Поэтому, "внешняя" привязка все-таки необходима.
Или занятия по программе, с должной коррекцией.

   
Цитировать
  Вы знаете, на что ведутся люди, когда видят разные гибкие извращения? На свою, якобы, неполноценность.

Неполноценность может пониматься в том, что человек не дотягивает до СВОЕГО возможного уровня.


 
Цитировать
Настоящий опытный наставник йоги видит возможности того, кто к нему пришел, и учит чуть-чуть большему из того, что может ученик на данный момент, а сложность в асане если и есть, то она не забивает тело ученика, а наоборот, раскрывает его энергетические возможности. Если бы такие тичеры умели это чувствовать, то не было бы никаких разборок на тему того, что в йоге опасно, а что - нет.

Вообще-то, тичеров можно и обучить :05:. Было бы у них желание и мозги.



Цитировать
Просто многие преподаватели «йоги»-  любители создать ажиотаж вокруг того, что нужно сразу и быстро стать гибким, придумывают какие-то нелепые вещи на тему того, что это такой тапас или путь воина.

Наиболее сложный тапас для начинающего - в регулярности правильной практики.

Цитировать
Я видел с каким выражением лица эти персонажи делают «сложные» асаны, и как они все дышат при выполнении этих асан, так что сказки пусть рассказывают женщинам.

Дааа? Эх, жаль, что я не видел. :04:
Хотя, отсутствие должного понимания и умения обсуждать что-либо, увидеть довелось. :016:

   
Цитировать
Цитировать
«1. Скорее не совсем с асанами, а с теми принципами их выполнения...»

Возможно, 99% именно так и скажут, но я, все таки, сказал бы, что и с асанами, и с принципами.


Допустил, что сами асаны даются корректно, без извращений. Однако, в реальности - Вы правы. Эти два момента имеют место.

 
Цитировать
Когда мы это понимаем, мы всегда в сат-чит-ананде (вечности, знании и блаженстве), то же самое, что и сукхам. Но мы уже в нем, потому что мы воплощены, эти воплощение есть вездесущая «ананда» Абсолюта и предельное бодрствование его сознания «самвит». Мы в нем прибываем, мы им являемся, а все наши страдания, болезни не являются естественными. Когда вы находите настоящего Гуру, он не будет сразу вас учить асанам, он в первую очередь вам, хотя бы частично, раскроет это состояние, асаны «нанизываются» на него потом, но не наоборот.

Реальное понимание и декларативные заявления о понимании - две большие разницы. А, вторых попадается гораздо больше.

   
Цитировать
Это зависит от того в какой зал приходишь. При нормальном подходе, люди уже через неделю-две на себя в зеркало не смотрят.


Цитировать
Надеюсь не так, что в него врезаются? :). 

Нет. Просто глаза закрывают.  :016:

 
Записан

partizan

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 138
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #43 : Декабрь 27, 2008, 22:58:53 »

Уважаемые собратья по перу! Есть предложение вообще упразднить эпитет "сложные" по отношению к асанам. После многочисленных пассажей на эту тему,все явно указывает на то,что определяющим фактором является деятельность сознания,а не механистичные движения тела. Очень глубокую тему предложил Leta Baba,причем она совершенно естественно вытекает из предыдущего обсуждения
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Самьяма в сложных асанах?
« Ответ #44 : Декабрь 28, 2008, 05:58:22 »

Шри Гуруджи, Адеш!
А хорошо тема пошла. :17: Я думаю просто опять же все упирается в непонимание традиционного обучения и не традиционного. Конечно можно эти вещи смешать, но новичок в таком случае, всегда не будет врубаться, во многое.
Записан