Встречал в Корее. В корейском буддизме есть некоторые заимствования из шаманизма - то, что понял из общения с главным патриархом известного монастыря Хейнса. Думаю, что шаманизм актуален для тибетского Бона, но в буддизме лучше разбирается Сурадж, Чарья Самудра, я же только знаком в общих чертах. Для индийской тантры шаманизм не особо актуален, кроме как на уровне каких-то архетипов, некоторые практики такого рода носят, скорее, абхичарский характер, например, садханы каранапишачинь, якшинь, иногда йогинь. Почитание каранапишачинь или якшинь дает человеку их помощь на тонком уровне для решения разных задач, это, конечно, приносит успех и на физическом плане. Но это все магизм. К нему можно по-разному относиться, в основном в Индии все таких вещей шугаются, хотя, кто-то и относится с респектом. Это все зависит от того, что мы подразумеваем под магизмом, любая религия, в принципе, в той или иной степени магична, так как вполне может влиять. Есть люди, которые не любят публично шаманизм, они признают только крупные формы веры, но все это работает, в общем-то, по одной схеме. Просто "религиозные люди" для того, чтобы выпить чашечку чая, работают не ради той суммы денег, которая для этого необходима на раз, они хотят заработать больше, так как потом взять из миллиарда несколько долларов на чай не будет проблемой. Они это понимают и не хотят размениваться на мелочь, на то, что не царским является делом. Это если говорить про тех, кто понимает и поэтому верит по-настоящему (еще бы им не верить
). Сразу вспоминается один мой знакомый вайшнав, который говорил: "Кришна, мне так мало надо, просто быть слугой и с тобой иметь постоянный конекшен, даже сиддхи и мокша не нужны".
.
Безусловно, сами процессы, схожие с шаманскими, есть в индуизме, например, превращение из одного образа в другой, путешествия в подземные и небесные миры, этим и религиозные образы переполнены, в некоторых традициях одному Божеству могут поклоняться в образе другого или же верить, что божество способно превращаться. Например, Богиня может принимать любые облики, как мужских, так и женских божеств.