Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: О структурах и функциях  (Прочитано 3637 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

NBVJ-JF

  • *
  • Сообщений: 22
О структурах и функциях
« : Сентябрь 24, 2008, 14:18:16 »

  "структура каждого органа чувств отражает качества элемента, лежащего в основе данного чувства. Поэтому видны следующие взаимосвязи
- ухо является полой структурой и исключительно легкими и пористыми костями, что отражает "пространственные" свойства Акаши.
 - кожа - самый тонкий, самый сухой, тонкий и чувствительный орган тела  - соответствует способности Вайю реагировать на малейшие движения.
 - глаз является единственным органом тела, из которого исходит сияние, отражающее свет Агни; глазом человек видит формы и цвета.
 - язык  покрыт водянистым секретом, и различает твердые вещества, растворенные в воде, тем самым отражая жидкостную и склеивающую природу Джала.
 - наконец, нос - устроен так, чтобы воспринимать мельчайшие частицы и молекулы, отражая тяготение Притхви к выраженности массы и формы. Он тверже других органов."

Это была цитата. А вопрос, собственно, в том, что коли уж отмечена такая четкая связь структуры и функции, то не совсем понятно, как строение глаза соотносится с восприятием тепла  - ведь, по идее, это  одно из  основных  свойств Агни; а тепло мы всё же воспринимаем главным образом кожей.
 хотя, возможно, ответ достаточно прост  - свет является более тонкой формой тепла, и вот и весь ответ. Может, у кого- то есть какие-ниб продуктивные мысли на эту тему?
 
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: О структурах и функциях
« Ответ #1 : Сентябрь 25, 2008, 04:29:44 »

Глаза видят же не тепло, а свет, если света не будет то и виденья тоже, тепло и холод чувствует вероятно  "твак"(шкура) :tt: а она связана с воздухом. Про тепло не глазной, а шкурный вопрос :wwink:.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: О структурах и функциях
« Ответ #2 : Октябрь 02, 2008, 05:54:59 »

Я бы не сказал, что это совсем четкая схема, потому что схем связей элементов с чувствами, вообще-то, немало: в аюрведе одни, в санкхье, с ее трактовками, - другие, у натхов тоже свои. Но есть, конечно, и общие базовые между ними. Ведь существует много разных источников, которые объясняют таттвы: согласно одним, все проявилось из буддхи, другим - их аханкары, третьим - из пракрити, четвертым - из пуруши или атмана. Другие же считают, что из пуруши ничего не может проявиться, потому что он и пракрити - это разные категории. Одни считают, что все чувства и элементы вышли из тонких категорий танматр, другие - что сознание, при соприкосновении с объектами, формирует танматры. На самом-то деле, в Индии простых учений нет, просто многие религиозно-философские традиции возвышают свои, говоря, что у них самая богатая во всех отношениях система, а других стараются описать в более примитивном виде. Поэтому я не думаю, что санкхья, например, с ее таттвами простая, как это утверждают те, кто интересуются Кашмирским шиваизмом. Т.е. надо учиться мыслить самостоятельно, чтобы что-то понять, не цепляясь ни за одну из существующих схем, в ущерб другим.
    Что-же касается свойств огня, то Вы сами ответили на свой вопрос, у огня их много, то, что связано со зрением, - это свет, а тепло - это другое свойство огня. Например, если Вы просмотрите ССП, то в пятерках описания элемента огня на уровне человеческого тела "Вьяшти" - одни свойства, а на уровне описания вселенских махабхут "Самашти" - другие. Просто все системы нужно не спеша изучать и распределять - что к чему принадлежит.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

NBVJ-JF

  • *
  • Сообщений: 22
Re: О структурах и функциях
« Ответ #3 : Октябрь 05, 2008, 12:42:25 »

Вот-вот, постоянно натыкаюсь  на собственное незнание ССП.
(Могу я смиренно попросить переслать её ..?)
Адеш
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: О структурах и функциях
« Ответ #4 : Октябрь 05, 2008, 17:38:03 »

Адеш!

Ок, хорошо Сватантр, вышлю....
Вот такое описание Махасакарара-пинды (космического тела Шивы):

yaha  AkAsha  shabda (dhvati) se  paripUrNa  hai || 32 ||

32. Пространство, недеяние, неуловимость, синий цвет, звук - таково
пятикачественное пространство.


saM~ncAraH  saM~ncAlanaM  sparshanaM  shoShanaM  dhUmravarNatvamiti  pa~ncaguNo
mahAvAyuH || 33 ||

33. Передвижение, движение, касание, иссушение, дымчатый цвет – таков пятикачественный великий воздух.

dAhakatvaM  pAcakatvamuShNatvaM  prakAshatvaM  raktavarNatvamiti  pa~ncaguNaM
mahAtejaH || 34 ||

34. Сжигание, варка, жар, свет, красный цвет - таков пятикачественный великий огонь.

mahApravAha  apyAyanaM  dravo  rasaH  shvetavarNatvamiti  pa~ncaguNaM  salilam || 35 ||

35. Великий поток, течение, жидкость, вкус, белый цвет - такова
пятикачественная великая вода.

sthUlatA  nAnAkAratA  kAThinyaM  gandhaH  pItavarNatvamiti  pa~ncaguNAmahApR^ithvI |
iti  mahAsAkArapiNDasya  pa~ncaviMshati  guNAH || 36 ||

36. Грубость, многообразие форм, твёрдость, запах, жёлтый цвет – такова пятикачественная великая земля. Итак, (перечислены) двадцать пять качеств Махасакара-пинды.



А вот такое описание Вьяшти-пинды (индивидуального человеческого тела):


asthimAMsatva~N  nADIromANIti  pa~ncaguNA  bhUmiH || 39 ||

39. Кости, плоть, кожа, сосуды, волосы - такова пятикачественная земля.

lAlA  mutraM  shukraM  shoNitaM  sveda  itipa~ncaguNA  ApaH || 40 ||

40. Слюна, моча, семя, кровь, пот - такова пятикачественная вода.

kshudhA  tR^iShA  nidrA  kAntirAlasyamiti  pa~ncaguNaM  tejaH || 41 ||

41. Голод, жажда, сон, привлекательность, лень - таков пятикачественный огонь.

dhAvanaM  bhramaNaM  prasAraNamAku~ncanaM  tirodhanamiti  pa~ncaguNo  vAyuH || 42 ||

42. Очищение, блуждание, распространение, звучание, прекращение – таков пятикачественный воздух.

rAgo  dveSho  bhayaM  lajjA  moha  iti  pa~ncaguNa  AkAshaH  iti  pa~ncaviMshati
guNAnaM  bhUtAnAM  piNDaH || 43 ||

43. Страсть, вражда, страх, стыд, заблуждение - таково пятикачественное пространство. Итак, (описан) Бхута-пинда, имеющий двадцать пять качеств.


   Чтобы было понятно, поясню, они не есть что-то разное. Все есть Шива, в нем находится Шакти, высшая Шакти называется Ниджа (та, что тождественна Шиве). Все проявления этой Шакти не отличны от нее, несмотря на их множественность. Они и составляют космическое тело Шивы, а это тело, в свою очередь, включает в себя все тела живых существ. Поэтому предельная проявленность включает в себя ВСЁ. Но, при этом, предельная проявленность имеет сложную неоднородную структуру из различных энергий и мерностей. По сути, в своем теле вы можете найти все что только можно и даже Шиву, хотя, в это, простому смертному и обусловленному иллюзиями существу, поверить сложно.
     Самашти-пинда включает в себя больше феноменальностей в виде различных Вьяшти-пинд. В последних нет ничего в чистом виде, различные элементы в разных пропорциях. Примерно так же, как гуны из состояния авьякты (непроявленной пракрити), выходя из своего равновесия, образуют различные феномены, где гуны скомбинированы в разных пропорциях, так же и с проявленными элементами обстоит дело. В этом мире махабхуты не бывают в чистом виде.
« Последнее редактирование: Октябрь 05, 2008, 18:21:20 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.