Доброго времени суток, morning light.
Если сказать без особых заумствований, то все Боги и их атрибуты символизируют определенные энергии, которых великое множество. Символизм рук, голов, ног, ездовых животных, оружия, растительности (например лотос и т.д.) - обозначение каких-то определенных энергий. Если вы имеете напрямую к ним доступ, и они для вас нечто привычное, само собой разумеющееся, то можно обходиться и без мурти (изображений), просто обычному человеку так очень сложно. Когда произносят слово Абсолют, то можно подумать все, что хочешь. Мы привыкли к конкретике, иногда, чтобы она не была примитивной и переносила наше сознание в сферу абстракции, через которую легче понять какие-то законы других мерностей и миров, мы используем, казалось бы, нереальные образы. Их можно понять при наличии определенных знаний. Поэтому у нас в традиции обычно учитель олицетворяет Шуддха-видью (просвещающее знание), а энергии Богов - махамайю, без Гуру и Шуддха-видьи все безграничные энергии разных Богов для нас могут быть погружением в мир грез, в них можно запутаться. Но если у вас есть знание, то махамайя (вселенская иллюзия) так же превращается в махавидью (великое знание, ведущее к обретению сверхсознания, что за пределами всех границ эмпирического ума). В действительности, так практически во всех индуистских традициях. Чтобы разобраться в значении сил Богов, как с помощью мантры, янтры и тантры задействовать их силы для своего духовного прогресса, нужен Гуру, который может этому научить. Все эти силы для простого человека, который в них не ориентируется, могут быть как позитивными, так и негативными. Т.е., если вы неправильным образом будете почитать этих Божеств, то даже те Божества, которые на вид "добрые и светлые", могут причинить вред. С другой стороны, "темные и страшные", могут принести пользу в духовном и других планах. Разумеется Боги не являются просто слоноголовыми куколками, с множеством рук, голов, глаз и т.п., это запредельные энергии.
Для того, чтобы иметь дело с этими могущественными и разными силами, нужно, для начала, быть просто чистым человеком, придерживаться ямы и ниямы, уважать тех, кто является старшим в традиции, иметь чистое тело и каналы (нади), изучать доктрину. У натхов в практике мантр, очищение тела, каналов, места где практикуется садхана, преданность Гуру - играют главнейшую роль, если этого нет, то к мантрам, тантрической садхане, сложным внутренним практикам йоги лучше не приступать. Все многочисленные экспериментаторы в области тантры, в России, которые почитали Кали, Ганешу, Шиву, позиционируя себя духовными личностями, вместо духовного прогресса пришли к асуризму, попали под влияние различных сущностей тонкого плана, вместо истинной духовности пришли к большим духовным помрачениям. Многим из них уже не способны помочь не поездки в Индию, не индийские Гуру, по очень большому количеству причин, я могу даже рассказать каким именно, но, думаю, слишком большой будет постинг.
Мой Вам искренний и добрый совет, да и вообще всем, кто хочет адекватно развиваться, - изучайте классические источники, общайтесь с разными Гуру, не спешите получать ни у кого дикши (тем более, их коллекционировать), ведите по возможности чистый образ жизни, придерживайтесь главных предписаний йоге (в виде ямы, ниямы). Настоящий Гуру, и ваше уважительное отношение к нему, появятся тогда, когда вы достигните определенной чистоты. Многие полагают, что это все звучит банально, но на самом деле, именно в простом мало кто реализовался, поэтому сложные йогические практики, тантрические садханы приводят не к тому результату, к которому должны вести.
По поводу символов Ганеши, Шивы, я так понял, вас интересовала в целом архетипичность, а не в частностях, конечно, если интересны частности, т.е., что означает голова слона, вахана (ездовое животное Божества) и т.д., это я могу тоже рассказать. Символик и их значений ведь много, в виде мурти/виграха, янтры, мудр и т.д. Но вообще и самих форм Ганеши немало. У натхов, как я уже сказал, Гуру-таттва (сущность понятия Гуру) является важнейшей, поэтому у нас Шива в виде Горакшанатха, Ганеша в человеко-образной форме йогина, а не слоноголовый. Хотя сами Боги, в их обычных формах, тоже приемлемы, но у нас все начинается с Нара-таттвы (человеческой сущности). Боги потом.