Пожалуйста, хотя, до подробно ответа пока еще далеко, но идеи Ваши мне нравятся и их вполне реально можно воплотить. Самое удобное место, где можно встретиться - это Индия, где я буду уже завтра, до средины ноября, ненадолго выеду в Израиль, в Индии и в Израиле будут проходить семинары. В следующем году в Индии я буду в Бангалоре, в конце февраля, где приму участие в международной конференции, которая как раз и посвящена традиции натхов. Сейчас вот готовлю доклад по практикам шамбхави-мудры и тарака-йоги. Можно и в России встретиться, но пока я не знаю, когда там буду.
По традиции натхов в русских научных кругах все весьма и весьма бедно, у меня есть ряд знакомых, кто связан с Петербургским Востоковедением. На мой взгляд, есть люди, которые что-то знают, но очень поверхностно, лишь в самых общих чертах.
Мы можем обсуждать что-то прямо на этом форуме, я вижу такой вариант наиболее научным, потому что, когда идет описание кем-то какой-либо традиции, без вынесения на общее обозрение, часто появляются отклонения в личные мнения, слабо обоснованные факты, которые далеки от научного подхода. Ведь в Индию немало ездит поверхностных людей, которые, например, могли с какими-нибудь натхами садху пару тройку раз покурить гандж, а по возвращении к себе домой рассказывать, что они уже знающие, посвященные адепты, что-то потом рассказывать нелепое тем, кто вообще слабо ориентируется не только в натхах, но и в индуизме. Вот это я называю сектантством и безграмотным подходом, к сожалению, информации по натхам от такого рода персонажей на Западе немало, отсюда много появляется путаницы. Разобраться, что есть что, становится практически невозможно, а чтобы понять что-то более менее адекватное, нужно надолго ехать в Индию, по-хорошему года на четыре или больше.
Первое, что я могу посоветовать, это перечитать книгу, которая висит у нас на сайте «Введение в Натха-йогу», это наш перевод с английского, труд адекватный, так как автор Акшая Кумара Банерджи жил в Горакнатх-мандире и написал эту книгу под руководством патриарха Аведьянатха. Это люди большой величины, А. К. Банерджи уже оставил тело, а Аведьянатх - мой упадеши-гуру, как раз он и рекомендовал все его труды для изучения. Кстати, эта книга, как и многие другие работы данного автора, принадлежат мандиру Горакхпура, изначально они все были написаны на хинди. Сейчас на английском были изданы всего три книги: "Введение в Натха-йогу", "Философия Горакшанатха" и "Йогирадж Гамбхирнатх". Я сам эти книги приобрел лет девять назад, но, думаю, их можно заказать через Амазон. По-моему, еще Сурадж помещал ссылки на некоторые тексты. На хинди перечисленные мною книги издавались под названием "Натха-йога и Горакшанатха ки даршана". Еще есть книга "Классические тексты Натха-сампрадаи", которая была издана через Ника-центр, за что особое спасибо А. Сидерскому. В ней, правда, содержатся сами классические тексты, а не исторический материал по натхам, типа легенд. Кстати, уже скоро должна выйти другая моя книга, куда вошли: "Сиддха-сиддханта паддхати", "Аманаска-йога" и др. тексты. Как только книга появится в продаже, на форуме будет сообщено отдельно, это должно быть уже очень скоро.
По истории натхов одной из самых адекватных книг, пожалуй, является труд Г. Бриггса, хотя, конечно, он чрезмерно реалистический, а не в духе прозелитических книг Прабхупады. Например, там открыто говорится, что тот или иной махант (настоятель храма) проворовался, некоторые посвещенные натхи занимались фокусничеством и дешевым шарлатанством, отчасти, конечно, это правда. Эта книга не особо освящает религиозно-мистическую часть учения, там приведен просто ряд исторических фактов, сводки статистических отчетов и отчасти реалистическое описание жизни Индии на тот момент времени. Где-то только немного описаны какие-то истории известных натхов или же поверхностно сами ритуалы.
Остальная литература, например, книга Девида Гордона по алхимии, косвенным образом содержит ссылки на натхов, он там что-то берет из натхов для того, чтобы объяснить свои исследования в области алхимии. Поэтому текст нужно читать отсеивая, понимая где автор что-то вытаскивает из традиции натхов и какие цели старается преподнести в целом, в своем труде. Книга Дасгупты тоже интересна как исследовательский труд, проводящий параллели между ваджраяной, вайшнавским культом сахаджа и самих натхов. Книга полезная, если есть возможность ее приобрести, то я бы рекомендовал ее, треть в ней посвещена именно натхам. В общем-то, могу еще назвать ряд книг. Шивендранатх, с моей точки зрения, неплохо отражает менталитет натхов, но у него прослеживается некая адаптация учения под Европу, местами у него практически передрана лекция о Горакшанатхе у Ошо Раджниша. Шивендранатх добавил там несколько своих слов, но нового и существенного материала очень мало. Я, конечно, понимаю, что он ученик Навминатха, хотя и не со всеми передачами в традиции, при всем моем уважении к Шивендранатху, информация у него скорее лирическая. В реальной жизни он преподает аюрведу, на это и живет в Европе. Как я понял, традиция натхов в его случае больше как внешний фон, хотя, это может в каком-то смысле и разумно для него лично. Что касается Майка Меджи, который живет в Англии и создал нео-натхизм, или же «Натха-йога центр» в Европе, основатель которого Крег. М - эти организации к натхизму не имеют отношения. Они только используют сам бренд, хотя, конечно у них есть и интересные материалы по тантре. Та информация по натхам, что у них есть, в основном заимствована из Бриггса, книг Мирча Элиаде или Дасгупты. Это если описать ситуацию в целом. Есть еще ребята из Италии, посвященные у натхов, среди них даже есть одна женщина - Дурга Маи (Дарья), которая проживает в Индии как садху, и Италайнатх, котрый 25 лет назад уехал в Индию и остался, он сейчас имеет свой храм в Кашмире. Это люди знающие, но они практически ни с кем не идут на контакт. Италайнатх вообще сменил гражданство. Аджалпайнатх был какое-то время махантом в Пушкаре (Раджастхан), но сейчас вроде бы вернулся в Италию. Это основная ситуация.
Что касается непосредственно традиции, дат её возникновения точно не знает никто. Некоторыми учеными предпринимались попытки вывести примерные даты, но они очень условны, предположительно с VII-XII вв. В процессе моих исследований я пришел к выводу, что эти даты очень мифичные, вероятно, ученые их обозначили для того, чтобы им сами легче было что-либо сказать о натхах. Но если взять другие источники, где упомянуты имена Горакши и Матсьендранатха, то получатся очень и очень растянутый во времени период, начинающийся до нашей эры. Сами натхи исходят из того, что Горакшанатх и другие йоги являются бессмертными существами, поэтому говорить о датах их явления особого смысла нет. Тем более в Индии много разных штатов, и в каждом на разных языках сохранились свои письменные источники, с разными легендами и версиями, что Горакшанатх являлся именно в их штате. Все они, как правило, противоречат друг другу, по историям и датам, по спискам девяти великих натхов и 84 сиддхов. Сама традиция имеет массу связей с другими культами: нагами, капаликами, кашмирским шиваизмом, кубджикой и др. Многие имена, такие как Бхартрихари, Матсьендранатх, Махешварананда и др. имеют параллельно отношение так же к кашмирскому шиваизму, пашупатам, джаинам и др культам. Есть немало исследовательских трудов, которые подтверждают, что Бхартрихари, который был известным грамматистом, являлся учеником Горакши. На его работы опирались такие гуру кашмирского шиваизма как Абхинава Гупта, Кшемараджа, Сомананда. Культ натхов делится на 12 направлений, хотя, их на самом деле больше, это число не фиксированное, некоторые линии связаны с мусульманами, например Натешвари и Равал пантх.