Адеш!
В Махартха Манджари упоминается, что Горакшанатх и есть сам Махешварананда:
GorakSo lokadhiyA deshikadRSTyA maheshvarAnandaH |
unmIlayAmi parimalamantargrAhyaM mahArthamaJjaryAm || 7 ||
Я, Махешваранада, известный в миру под именем Горакша, под присмотром наставника, поведаю «Махартха манджари» дополненное комментарием, названным «Паримала».
Крама часто рассматривается в КШ как часть Трики или конкретно шактопайи, именуемая как единство в дуальности - бхеде абхедах, включающую в себя сразу три шакти: Апара, Парапара и Пара, т.е. двайту, двайтадвайту и адвайту. Двенадцать Кали, разделяясь на три группы по четыре Кали и с тринадцатой в центре чакры, как раз символизируют различный опыт погружения «самавеша» в сознание и шакти Божества. Что, собственно, включает в себя различные опыты недуального самоосознования и позволяет Краму рассматривать как вполне независимую традицию, существовавшую также до Абхинава Гупты и Васугупты. На самом деле, есть много определений Крамы: Ануттара-крама, Махартха-крама, Анупая-крама, Девата-крама, и текстов этой традиции, такие как Крама-стути Шамкары, Крама-Дипика Кешава Бхатта, Крамоттама, Крама-ратна, Крама-ратнамала, Крама-самграха, Крама-сандхана, Крама-малика, Шри-крама-самхита и Крама-васана и т.д.
Двадашанта, несомненно, связанна с Кали, как с сущностью, присутствующей в йогическом осозновании; например, пространство над макушкой головы выводит на опыт вьомешвари, шакти различных вселенских пространств. Крама-чакра это примерно то же самое, что в Натха-сампрадае называют брахманда-бхраман (осознавание чакры различных вселенских макрокосмических энергий). В общем-то, несмотря на то, что какие-то школы Крамы вымерли в Индии, т.е. они практически растворились или в Шри Видье или же в Натхах, но, по сути, Крама и есть натховское учение, по крайней мере, большая часть традиции Краманая. В чистом виде сейчас Краму, думаю, найти нереально, но как растворившуюся в других культах - вполне можно, например, у натхов, и это факт. Ведь действительно текст "Махартха Манджари" натхи считают своим, это не мои выдумки, а так оно и есть на самом деле. С другой стороны, у них практически нет ориентации на массы других текстов, например, которые я указал выше и др. Но как бы там ни было практики сохранились, проблема только в том, что немногие Гуру нашей линии достаточно хорошо знают множество тонкостей о связях одной традиции с другой. Тем не менее, они есть, и такие учителя, как Аведьянатх, Шантинатх, Гуруджи Виласнатх говорили, что КШ можно считать видоизмененным ответвлением натхов, я бы даже добавил, что, вероятно, кашмирские пандиты получили от натхов стимул к своим философским изыскам и попытались слепить свою особую уникальную систему, что у них и получилось. Но как мощная традиция они не особо смогли распространиться. Может быть, потому что система многим показалось сложной и слабо востребованной, понятной только для определенного класса брахманов, коих было немного. В той же Шри Видьи дело обстоит куда получше.