Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Двадашанта.  (Прочитано 8762 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Двадашанта.
« : Октябрь 06, 2008, 08:01:33 »

Адеш!
Вопрос к Гуруджи или ко всем кто знает, меня интересует двадашанта, я слышал, что их несколько, хотелось бы знать, что она из себя представляет в кашмирском шиваизме и у натхов, где располагается. Что из себя представляют практики, связанные с ней связанные?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Двадашанта.
« Ответ #1 : Октябрь 07, 2008, 09:19:50 »

Адеш!

Двадашант несколько, одна находится на расстоянии двенадцати пальцев над макушкой головы, другая - до брахмарандхары от талу чакры, третья - от кончика носа, четвертая-  от области талу вниз до анахаты. Разные источники перечисляют разные двадашанты. Они связаны с контролем праны, пяти махабхут, а так же составляют часть практик, связанных с Кундалини-джагаран садханой. Практика действительно известна во всех тантрических школах, у Натхов, в Шри Видье, в Кашмирском Шиваизме, Кубджике. У Натхов, это практика выхода на пространства брахманды, а в Кашмирском Шиваизме на шуддха-таттвы. Техника работы с двадашантой есть в «Виджняна-бхайрава тантре», а в нашей линии: в ССП, Вивека-мартанде, Амараугхашасане, о ней, по сути, говорится даже в Хатха-йога прадипике. Например, медитация на развязывание грантх, начиная с анахаты и выше, практически, там  двадашанта и подразумевается. На самом деле, Кашмирский Шиваизм и натхи - традиции родственные, например, три «упаи», легко могут быть соотнесены так: анава с мантра и хатха-йогой, шакта - с лайей, а шамбхава - с раджа-йогой. Отличие только быть может в строении традиции, в Кашмирском Шиваизме нет пантхов, они ориентируются на  санскрит: матрики, малини и др., а натхи ими не ограничиваются. Ну, и еще, у натхов, вместо подробного разбора шуддха и шуддха-ашуддха таттв, больше внимания уделяется теории тела Вишеша-пуруши и Вьяшти-пинды, но, с другой стороны, теория 36 таттв приемлема и натхизму. 
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2008, 10:09:58 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Двадашанта.
« Ответ #2 : Октябрь 07, 2008, 13:40:02 »

Адеш!
Спасибо Гуруджи, а каким образом двадашанта связанна с 12 Кали, в традиции Крама? Я читал на форуме, что в Махартха Манджари упоминается Горакшанатх как сам Махешварананда и что этот текст Крамы был издан натхами в Горакхпуре. Существует ли какая либо связь двашанты с энергиями 12 Кали и можно ли сказать что эти формы Кали не просто как объекты внешнего ритуала, а некие внутренние йогические процессы? Кали ведь связанна с праной, ну и следовательно должна быть взаимосвязь с пранаямой, сила которой отмеривается ангулями.
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2008, 13:42:18 от Leta Baba »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Двадашанта.
« Ответ #3 : Октябрь 07, 2008, 18:08:15 »

Адеш!
В Махартха Манджари упоминается, что Горакшанатх и есть сам Махешварананда:

GorakSo lokadhiyA deshikadRSTyA maheshvarAnandaH |
unmIlayAmi parimalamantargrAhyaM mahArthamaJjaryAm || 7 ||

Я, Махешваранада, известный в миру под именем Горакша, под присмотром наставника, поведаю «Махартха манджари» дополненное комментарием, названным «Паримала».    

  Крама часто рассматривается в КШ как часть Трики или конкретно шактопайи, именуемая как единство в  дуальности - бхеде абхедах, включающую в себя сразу три шакти: Апара, Парапара и Пара, т.е. двайту, двайтадвайту и адвайту. Двенадцать Кали, разделяясь на три группы по четыре Кали и с тринадцатой в центре чакры, как раз символизируют различный опыт погружения «самавеша» в сознание и шакти Божества. Что, собственно, включает в себя различные опыты недуального самоосознования и позволяет Краму рассматривать как вполне независимую традицию, существовавшую также до Абхинава Гупты и Васугупты.  На самом деле, есть много определений Крамы: Ануттара-крама, Махартха-крама, Анупая-крама, Девата-крама, и текстов этой традиции, такие как Крама-стути Шамкары, Крама-Дипика Кешава Бхатта, Крамоттама, Крама-ратна, Крама-ратнамала, Крама-самграха, Крама-сандхана, Крама-малика, Шри-крама-самхита и Крама-васана и т.д.
     Двадашанта, несомненно, связанна с Кали, как с сущностью, присутствующей в йогическом осозновании; например, пространство над макушкой головы выводит на опыт вьомешвари, шакти различных вселенских пространств. Крама-чакра это примерно то же самое, что в Натха-сампрадае называют брахманда-бхраман (осознавание чакры различных вселенских макрокосмических энергий). В общем-то, несмотря на то, что какие-то школы Крамы вымерли в Индии, т.е. они практически растворились или в Шри Видье или же в Натхах, но, по сути, Крама и есть натховское учение, по крайней мере, большая часть традиции Краманая. В чистом виде сейчас Краму, думаю, найти нереально, но как растворившуюся в других культах - вполне можно, например, у натхов, и это факт. Ведь действительно текст "Махартха Манджари" натхи считают своим, это не мои выдумки, а так оно и есть на самом деле. С другой стороны, у них практически нет ориентации на массы других текстов, например, которые я указал выше и др. Но как бы там ни было практики сохранились, проблема только в том, что немногие Гуру нашей линии достаточно хорошо знают множество тонкостей о связях одной традиции с другой. Тем не менее, они есть, и такие учителя, как Аведьянатх, Шантинатх, Гуруджи Виласнатх говорили, что КШ можно считать видоизмененным ответвлением натхов, я бы даже добавил, что, вероятно, кашмирские пандиты получили от натхов стимул к своим философским изыскам и попытались слепить свою особую уникальную систему, что у них и получилось. Но как мощная традиция они не особо смогли распространиться. Может быть, потому что система многим показалось сложной и слабо востребованной, понятной только для определенного класса брахманов, коих было немного. В той же Шри Видьи дело обстоит куда получше.  
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2008, 18:16:07 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Двадашанта.
« Ответ #4 : Октябрь 14, 2008, 09:58:49 »

Адеш!
Гуруджи, я понимаю, что Вы сейчас очень заняты , но если у Вас будет время, могли бы Вы уточнить про эту самую двадашанту несколько тонкостей. А именно, связана ли она с разными уровнями осознaвания брахманды, о которых вы писали тут уже, тапо, теджа, джьоти-мандала? Я думаю, это интересует не только меня одного.
Спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Двадашанта.
« Ответ #5 : Октябрь 16, 2008, 14:31:26 »

Адеш!
Связана, но в текстах Горакшанатха описана двадашанта только та, которая от кончика носа, потому что она ориентированна на пранаяму, а вот той, что под брахмарандхрой (мурдханта) или над ней - не описана. Вероятно, Горакшанатх больше ориентировался на хатха-йогу и практики с двадашантой, которая связана в основном со звуком, решил детально не объяснять, он только описал ее как акаша-чакру или как унмани-мудру в брахмарандхре и все. Потому что опыт высшего - это, в первую очередь, именно опыт, концепции тут излишни. Вы ведь встречали немало тантриков, особенно среди западных "любителей тантры", которые говорят о каких-то утонченостях, но, в основном, ничего не реализовали из сказанного на практике? Причем, чем больше они знают, тем больше деградируют духовно, знания не избавляют от мирского его, материализма, гордыни и т.д. Но я не оправдываю и натхов, мало ли в традиции посвященных просто потому, что в ней почетно находиться, а не для духовных целей. Тантрики говорят, что они утонченные, чувствуют пространство над головой саману, унмани; а йоги - что они медитируют на свою внутреннюю сущность, все это хорошо, когда это на самом деле. Двадашанта - это техника в первую очередь, каждый ее уровень - это определенное самораскрытие, например, вьяпика - это осознание присутствия себя в каждой точке пространства, сама - это баланс в таком осознавании, унмана - это сверхсознательное состояние. Одним словом, эта двадашанта ведет к транцендентности, благодаря которой можно видеть все разнообразие брахманды (Вселенского тела Шивы). Многое еще зависит от трактовок разных танрических линии того, какая часть двадашанты связана с сушупти, турьеи или турьятитой: в КШ одни, в Шри Видие - другие, в Кубджика-тантрах - свои. Эти мандалы связаны с тарака-йогой, практикой шамбхави-мудры (она же кхечари), в общем-то, это уже продвинутые уровни практик.
   Я все писать не буду в деталях по этой теме, а то, я смотрю, уже некоторые товарищи учат о 5 вьомах других, просто наслушавшись моих рассказов, но на деле ни у кого нет пока этого опыта. Надо же сначала почистить тело, нади, контролировать чувства, и только получив практический опыт, учить этому других, потому что без опыта можно только заниматься обманом других, а это есть не хорошо.
    Видение этих пространств вселенной означает достижение самадхи, когда эмпирическая личность растворяется, раскрывается, природа не подвержена временным переходящим изменениям. Т.е. разные уровни брахманды можно воспринимать только тогда, когда нет проекции на них своего ограниченного "я". Соответственно, двадашанта - это средство превращения низшего "я" в транцендентное, которое способно видеть все точки вселенной, совсем просто, не правда ли :)?
    Эти дни я редко буду в сеть заходить, так что не смогу, наверное, отвечать тут часто.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Двадашанта.
« Ответ #6 : Октябрь 17, 2008, 11:53:49 »

Адеш!
Cпасибо! Т.е. верхняя двадашанта входит в состав унмани-мудры? А какие есть практики для нее?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Двадашанта.
« Ответ #7 : Октябрь 18, 2008, 12:10:54 »

Адеш!
Самый распространенный способ - повторение "аум" по слогам: "а"-концентрация на брахма-грантхе, "у"-вишну, "м"-рудра. Потом на различных уровнях звукового растворения, бинду, продолжение вибрации в ардха-чандре, "пробой" преграды "ниродхика", тонкая вибрация-нада, её пик-наданта, усиление состояния-шакти, распространение-"вьяпика", равновесие всех аспектов вьяпики, далее сверхсознание-"унмана", над ним -тождество с Шивой. При практике, на выдохе подъем звука и на вдохе нисхождение праны, "анулома-вилома". Техника непростая, поэтому у кого-то получается доходить до ниродхики, у кого-то до нады и др. Действительно, Горакшанатх помимо аджна-чакры описал ещё "нирвана-чакру" и "акаша-чакру", в них входит двадашанта в пространстве головы или над ней. Он также в "Горакх-бани" описал восемь мудр, там "унмана-мудра"- область брахмарандхары. Все эти области относятся к "акаша-чакре" или к сахасраре, во многих текстах вообще упоминаютcя только шесть чакр, подразумевая то, что сахасрара -это особая область, которую можно пройти на уровне опыта. В традиции обычно Гуру дают лично упaдеши по практикам такого рода, а тексты дают лишь общее описание, внешне даже противоречивое, думаю, многим понятно почему. "Талу-чакра," описанная у Горакшанатха и в ряде шактиcтcких источников, так же связана с "двадашантой," но только там подразумевается что она внутри тела. Видимо, это вызвано тем, что область над аджна-чакрой, зачастую, рассматривается как сфера сахасрары (сахасрагар). Существенных противоречий между трактовками Горакшанатха и тантрическо-шактийскими нет, тем более, если учесть тот факт, что разные тантрические направления тоже часто весьма противоречивы.
« Последнее редактирование: Октябрь 18, 2008, 17:03:40 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yuri

  • *
  • Сообщений: 225
Re: Двадашанта.
« Ответ #8 : Май 03, 2010, 22:26:09 »

Интересная и тонкая техника ,которой стоит уделить внимание и время.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re: Двадашанта.
« Ответ #9 : Май 05, 2010, 02:41:21 »

Адеш!

Полагаю эту технику ключевой - для очень важных процессов и достижений натховской садханы. Большая удача, что Гуруджи Матсьендранатх вообще стал публично об этом говорить, и давать поучения по затронутой тематике! Излишне даже упоминать о том, что практика работы с двадашантой нигде до этого, в доступных русскоязычных источниках, не упоминалась.

Интересно, а практикуется ли данная техника с использованием слога "АИМ", (вместо "АУМ")?

С уважением, Виктор.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Двадашанта.
« Ответ #10 : Май 06, 2010, 00:43:11 »

Адеш!

   Использовать биджу АИМ можно, в Шривидье, например, Шодаши-мантра так и используется, распределяясь на три кханды (раздела) в теле, каждой кутой (скоплением бидж), и последняя биджа с ее точечкой над ней (анусварой), - используется для распространения праны и сознания в чакры, которые над аджней, или сукшма-чакры. Так как понятие грантх и их локализации в теле являeтся очень разносторонней темой, то все это увязывается с теорией Кади-видьи, Хади-видьи, Сади-видьи и с тем, как можно рассматривать солнечный, лунный и огненный принципы. Все вместе это называется Шамбхави-видья, она считается секретной формой знания.
   Биджа АИМ очень значима для многих видов практики, для мысленного почитания Гуру в верхнем лотосе, для почитания принципа Вак или Шабда-брахмана (первозвука, сотворившего Вселенную), для почитания Богини в форме звука, и также, что очень важно для многих шактийских культов, почитания Богини как формы "йони" (источника сотворения всего сущего).
   В Неварской традиции эта биджа трактуется как форма "йони", так как биджа АИМ имеет треугольную форму, подобную "йони", три ее угла связаны с тремя известными Шакти-питхами: Камарупой, Джаландхарой и Пурнагири, внутри треугольника с четвертой - Уддьяна-питхой. Четвертая питха является бинду, из которой разворачиваются три бинду, олицетворенные тремя питхами, эти бинду - Сурья, Чандара и Агни (мишрита-бинду). Они являются источниками раскрытия (проявления) из нашего сознания макрокосмической реальности, это Кундалини-шакти, проявляющая из своего лона многочисленные вселенские энергии, которые всегда сохраняют на всех уровнях тождество с ней. Это раскрытие символизируется восходящей вверх линией (рекха) и второй бинду над ней, которую мы, в отличие от центральной, способны видеть, это поток раскрытия и каузальный источник всего мироздания. По сути, рекха- и урдхва-бинду являются символом микрокосма. В Неварской традиции тантрики обычно изображают две йони, где одна содержит в себе другую, внутри большой биджи АИМ вписан меньший по размеру слог АИМ. Но это также может обозначать и Шиву, как всеобъемлющий Абсолют, так и Шиву в форме микрокосма, воплощенного существа (дживатма). Аналогичная теория актуальна и для натха-йогинов, она изложена в освещающей натховскую даршану "Сиддха-сиддханта паддхати", где в первой упадеше (наставлении) Горакшанатх излагает теорию Самашти-пинды (макрокосма), содержащего в себе Вьяшти-пинду (микрокосм). Во многих доктринах - Дао, Герметизме, Каббале и т.д. - вы можете встретить какие-то аналоги этой концепции.
    Что касается двадашанты, о ней я встречал упоминание во многих индийских тантрических источниках, и в текстах натховских Гуру также. Конечно, они на концептуальном и практическом уровнях могут как-то отличаться, но основная архетипическая связь практически идентична.
« Последнее редактирование: Май 06, 2010, 04:02:54 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Двадашанта.
« Ответ #11 : Апрель 25, 2014, 17:39:45 »

    Кстати, в "Тантралоке", в пятой ахника (пятой части) есть интересное объяснение двадашанты, в основном, это в комментариях Джаяратхи. Там говорится, что в каждом энергетическом канале (нади) есть своя двадашанта. Все каналы расходятся из сердца (из него манифестируется все проявление) и оттуда же расходятся каналы. Дальше по контексту ясно, что если одна из двадашант включается, то остальные работают синхронно, все они завязаны на вдох и выдох, на прану и апану. Т.е. вся психофизическая система отображает главные изменения в психике человека.  
  
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.