Адеш!
Я много слышал об Ошо позитивного от натхов, но многие считают, что теория у него хорошая, а вот реализация его теории его учениками неочень. Вполне допустимо, что кто-то может быть от рождения уже просветленным, даже не принадлежа ни к каким парампарам, таких Учителей называют «Самсиддха-гуру». Конечно, этому должны быть реальные подтверждения, начиная с ранних лет, например, проявления способностей, превышающих стандартный человеческий уровень. Раджниш - очень мудрый, ему пытаются многие подражать, но это глупо. Мы были в Пуне в его ашраме, конечно, атмосфера отличается от того, что исходит от самого Раджниша, даже смотря его на видео. Сейчас там все очень жестко поставлено на коммерческий поток, проблема даже не в том, что кто-то нуждается в деньгах, а скорее в том, когда они начинают в большей степени влиять на мотивацию поступков. Деньги нужны для содержания ашрама, в Пуне сейчас деньги стригут просто за то, что Вы прогуляетесь 5-10 мин с экскурсоводом по ашраму, при этом немалые прайсы. Ошо был мистиком, который жил в религиозной среде, он «пропитан» ей, сам ей является, он просто искренне учил тому, чем является сам. В Индии многие уже рождаются в определенных условиях, где множество Гуру и знаний, но я не рекомендую понимать таких как Ошо буквально, его путь - это его путь, он дарит то, что для него священно, свое просветленное состояние. Вообще не стоит подражать Гуру, каким бы он ни был и чему бы он не учил, иначе можно прийти к хроническому самообману, так и не обретя собственной духовной реализации. Лучше исходить из того, что актуально для вас именно, если насущные вопросы и проблемы решены, то и высшие темы понимаются и их уровень усваивается иначе. У Ошо очень много противоречивого в высказываниях, если Вы достаточно чисты, то он может в Вас пробудить чистое, от чего можно оттолкнуться и понять глубоко уже традиционные системы. В Индии сейчас полно школ полутрадиционных, все современные школы йоги, аштанга-виньяса, шивананда-йога, гитананда-йога, бикрам-йога, Йога Дхирендры Брахмачари, Свами Рамдева, Свами Рамы-это все полутрадиционные и авторские системы. Например, «Кундалини-йога» йоги Баджана не имеет отношение к классическим индийским шактийским, тантрическим или натховским традициям, где методы пробуждения и поднятия Кундалини рассматриваются как садхана. Поэтому, зная ситуацию в Индии, я не вижу большого смысла сравнивать того же Ошо со всеми этими направлениями, как это многие сейчас делают. Быть может Ошо потому и не ссылается ни на какие традиции, что его не интересуют формальные принадлежности к чему-либо и, более того, по большому счету от них надо будет избавиться, рано или поздно. Йогин - не часть этого мира, не творение какого-то «изма», это не мои мысли даже, почитайте «введение в натха йогу», там все очень хорошо сказано по этой теме. Но все-таки я советую, особенно вначале пути, выбирать именно традиционный подход, так как менять санскары сложнее, чем их создавать.
Относительно суфиев, я не компетентен в этой традиции, хотя, конечно, посетил много суфийских мест и видел весьма достойных мистиков в этой традиции. Все, что я могу рассказать, в кратком виде, так это о их проникновении в нашу традицию. Именно благодаря Горакшанатху произошла реформация как некоторых форм тантризма, так и ислама. Мусульмане не признавали идолов, ряд систем индуизма тоже, поэтому Горакшанатх ориентировался в основном на эссенцию тантризма, его сущностную часть, которая смогла вписаться и в ислам. Таким образом, появились некоторые натхи мусульмане. В йоге нет такой сложной карма-канды(ритуалов), кровавых жертвоприношений, как у капаликов, поедание нечистот, как у агхори, ритуалов 5М, в основном практики носят внутренний характер. Здесь многие суфийские методы легко согласовались с йогой.
Просветление означает обретение трансцендентного знания и совершенного опыта, благодаря которому многие ограниченные концепции и представления не влияют на вас таким образом что приводит к страданиям. Натховские мусульмане-йоги используют такие практики как сахаджа, рассматривая просветленность как врожденное состояние, которое не надо «достигать», а просто пребывать постоянно в нем.