Адеш!
Шестнадцать адхар упоминаются фактически во всех основных тантрических традициях. Несмотря на их различное описание в разных традициях, они все же подобны людям. Все люди имеют руки, ноги и т.д., однако каждый человек имеет и свои отличительные особенности. В Кубджика-мата Тантре они перечисляются, например, как «сарвадхара», концентрируясь на которой йогин устраняет влияние яда и способен вызвать землетрясение, «санкоча» - концентрируясь на этой адхаре йогин, будучи «вирой», способен спускаться в нижние миры, не подвергаясь их влиянию, «джанмачакра» - йогин способен привлечь всех йогинь и контролировать всю вселенную и т.д. Говорится, что Богиня Кубджика тождественна Богу «Хамса», и шестнадцать адхар - части ее тела, они расположены в ней и в «Хамса». Эти адхары там также называются «грантхами» и могут, при правильной практике, быть развязаны, чтобы поддержать дух, который является Чит-шакти. Посредством шестнадцати адхар Чит-шакти, будучи Парасамвитом, приходит к растворению в себе самой (поглощению в источнике своего происхождения). Неслучайно адхар шестнадцать, и это число связано с луной, которая отражает солнечный свет. Пятнадцать суток светлой луны плюс Пурнима (полная луна), символизирующая трансцендентную, запредельную калу. Подобным образом мы встречаем описание шестнадцати адхар в Шри Видье, а именно, в тексте Бхаскарараи «Варивасья-рахасья», где шестнадцать адхар описываются как точки, расположенные на уровне шести чакр, плюс десять сверху, которые относятся к двадашанте: бинду, ардхачандра, нибодхика, нада, наданта, шакти, вьяпика, самана, унмана, махабинду. Эта практика связана с мантрами и также соотносится с грантхами. Ибо повторение панчадаши-мантры увязано с тремя грантхами, каждая кута из пяти слогов имеет связь с одной грантхой, и последняя биджа, переходя в анусвару, распространяется в двадашанту. Это так же легко соотносится с Кубджика-тантрой, так как, согласно ее описанию, Хамса перемещается по телу вместе с Богиней «Хамсагамини», по сути, это два потока - подъема Шакти и ее нисхождения, арохан и аварохан, анулома и вилома, нивритти и правритти, унмеша и нимеша. Учитывая, что шодаши-мантра есть тантрическая форма гаятри, а гаятри - развернутая форма Омкары, то многие практики работы с двадашантой, как например, в Кашмирском Шиваизме, фактически имеют одну основу. В комментарии на Нетра-тантру Кшемараджа описывает шестнадцать адхар и их места локализации, они следующие: 1) палец ноги, 2) лодыжка (голеностопный сустав), 3) колено, 4) задний проход(анус), 5) гениталии (пайю), 6) корень (канда), 7) канал жизненного дыхания (нади), 8) живот, 9) сердце, 10) канал черепахи (карманади), 11) горло, 12) нёбо, 13) межбровье, 14) лоб, 15) впадина Брахмы, 16) завершение двенадцати. Согласно Традиции Каула они соотносятся с шададхаван (шесть путей). В этом контексте, поддержки, как понимают, являются обширными мировыми порядками (бхувана), которые содержат меньшие миры и их соответствующие принципы, энергии, мантру, части мантры и буквы, которые составляют эти шесть путей. Поддержки перечислены в сутре шестнадцати поддержек, указанных полностью в Трике как часть сутры тела (дехасутра).
Вероятно, система из шестнадцати адхар по Горакшанатху, наиболее полно описанная в ССП, так или иначе имеет связь с перечисленными традициями: Каула, Кубджика, Шри Видья и др. Неслучайно Горакшанатх во многих своих текстах подчеркивает, что «тот, кто не знает девять (шесть) чакр, шестнадцать адхар, три лакшьи и пять вьом, тот не может называть себя истинным йогином». Ведь, по сути, эти элементы йоги связывают все системы тантрической йоги, сутью которых является йога натхов. Но, к сожалению (а может быть и к счастью), даже в самой Натха-сампрадае вы фактически не встретите сейчас ни одного йогина, который вам мог бы объяснить, что это за элементы, с чем они связаны и т.д. Большинство гуру даже понятия не имеют о том, что существуют тексты Кубджики, Кашмирского Шиваизма и др. Я расспрашивал очень и очень многих гуру, некоторые из них поначалу мне даже врали, соотнося описанное в текстах Горакшанатха со всем, что им может прийти в голову. Конечно, мне неприятно об этом говорить, но я вынужден говорить правду. А позже, когда многие уже стали понимать, что мои знания, в принципе, далеко немалые, то тогда они просто честно признавались, что не знают, но что-то предполагают. После чего я уже встретил тех, которые, как ни странно, не позиционировали себя как гуру, просто были искренними практикующими, и они мне смогли дать более-менее разумные ответы.
В действительности, так и есть - тот, кто знает чакры, адхары, лакшьи и вьомы, является настоящим совершенным мастером йоги, и, конечно, понять то, как эти важные элементы садханы связаны между собой, может только тот, кто в совершенстве владеет как теорией, так и практическим опытом.