Адеш!
Все что божественно, по-моему, не обусловлено мирским и бытовым. А практики часто, как и многие другие позитивные понятия, недалекими людьми были сведены к чему-то ограниченному. У многих простых людей практика чаще всего ассоциируется с чем-то очень далеким от жизни, или рассматривается как приложение к жизни, ее дополнение. Они ходят на йогу для того, чтобы потом, выйдя из зала, у них заново началась обычная жизнь: в зале на коврике у них одна жизнь, а на работе и в общении с людьми - другая. Тем, что они называют йогой, они хотят немного окрасить свои бытовые страдания. Более того, эти страдания они привносят и в йогу тоже. Лет 12 назад, когда я еще жил семейной жизнью и вел занятия, обучая разным практикам, к моей жене на занятия ходили только мужчины, а ко мне - женщины. Странно, почему так? Потому что им всем, на самом деле, йога и практика нужна была постольку поскольку. Лишь очень малый процент людей интересовался глобальными вопросами, как например, превзойти все виды страданий, как обретается это состояние и действительно ли йога к этому ведет, если ведет, то как и какая йога?
Божественную радость я бы связал с тем, что реализовано на фоне великой духовной мудрости, то, что свойственно духовно зрелым людям, это способность тех, кто стал завершенным йогином, кто знает источник того, что не ограничено переходящим миром. Этот источник можно назвать просто источником божественного, не важно, радости, счастья, или даже несчастья, ведь все переходящее, но если все видеть как энергию вечного трансцендентного сознания, то все может стать источником радости. Все изменения в вашей жизни, это некое совершенное внутреннее состояние, которое невозможно никак описать, оно является божественной душой, проявлением трансцендентного сознания. Если вы научились его слышать и пробудили его, то вы будете его чувствовать постоянно, чем бы вы не занимались, исчезнет раздвоенность на духовное и не духовное ДЛЯ ВАС ЛИЧНО, все будет духовным и все будет вести к радости. Такие практики есть, например, в Кашмирском шиваизме, у Натхов они тоже есть, но описаны так, что понятны не каждому и требуют разъяснений от мастера. Я вижу йогу как естественную практику, несмотря на то, что многие ее методы могут казаться несколько вычурными. Если йогу понимать как скопление множества техник, имеющих одну суть, и в каждой практике изначально на нее ориентироваться, то все методы йоги станут естественными. Основой всех практик тантры и йоги является сахаджа (врожденное духовное естество), на него в действительности направлены все виды практик, но многое зависит от того, кто вас им учит. Если это реальный йогин, он сможет вам дать их правильное понимание, если это обычный инструктор, в ком вместо йоги доминирует бизнес и кто, спекулируя на методах йоги, на самом деле питает в себе эго, тот вряд ли сможет научить чему-то настоящему.
Многие виды практик, которые направлены на духовное развитие человека, в каком-то смысле не являются практиками, как их привыкли понимать многие. Если вы кому-то скажете что йога ведет к божественной радости, то, наверняка, кое-кто решит, что надо два часа в день высиживать с серьезным выражением на лице в позе лотоса. А если вы еще постелите шкуру тигра, зажжете благовония и повесите на шею рудракшу, про вас скажут: «О, это настоящий йог, он очень серьезный, он идет к достижению радости». Но такой человек является просто тщеславным извращенцем, который, быть может, в детстве был обделен любовью, он не только не идет к радости, но и к какой-либо йоге вообще. Он скорее делает все с точностью до наоборот, то, что должно очищать, он использует для того чтобы стать еще более помраченным. К сожалению многих духовные практики к этому и ведут. Часто, среди простых людей, не знающих ничего о духовном и практиках, можно встретить более радостных и чистых людей, чем среди носителей джняны, среди эзотериков, мистиков, тантриков, психологов и т.п. Многие из «йогов» и «тантриков» никогда, и почти НИКТО, не учились долго в Индии у реальных Гуру и не прошли традиционной школы обучения, никто и никогда не учился ни у одного Учителя, который бы разрушил их тамасичные состояния. Поэтому все техники, которым они учат, никого не могут сделать чище. Многие называют себя ачарьями, нахватавшись санскритских терминов они изображают из себя духовных людей, учат разным философским системам, хотя не искоренили гниль низшей человеческой природы, поэтому все их техники и знания приносят много вреда людям.
Соответственно, дело не в практиках, а в источнике, из которого получена практика. Если вы знаете человека, который практиковал тот или иной метод и в результате этого человек пребывает в божественной радости, то он может указать вам правильное направление, в котором можно двигаться. Такой человек учит вас тому, во что он сам верит, чем он сам является, вся его школа в нем самом. Мне встречались такие Учителя, к сожалению, я не могу назвать их имен. Люди любят принадлежность к Сампрадаям для «крыши», реальные практики мало кого интересуют. В этом мире бизнеса, лицемерия, дружбы исключительно из меркантильных интересов, где общение не бывает удачным без НЛП, где люди почитают тех, кто их топчет, и топчут тех, кто им искренне, чистосердечно помогает без задних мыслей, - жить с божественной радостью может тот, кто знает цену этой БОЖЕСТВЕННОЙ радости.