Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Парктика нада-анусандханы.  (Прочитано 6584 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Парктика нада-анусандханы.
« : Сентябрь 16, 2008, 23:10:55 »

Адеш!
Хотелось бы лучше взобраться в том, что это такое?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Парктика нада-анусандханы.
« Ответ #1 : Сентябрь 17, 2008, 00:13:18 »

Адеш!
Практика заключается в погружении во внутренний звук анахата-нада. Этот звук переводится как "непораженный" или тот, который не происходит посредством соприкосновения двух объектов, как это бывает, например, когда губа соприкасается с другой или язык с небом. Звук - это проявление мысли, как сознание имеет свою градацию, так же и звук. Погружение в более тонкую звуковую вибрацию отражается и на сознании, мысль растворяется в своем источнике Читте. "Ану" означает сверх, "сандхана" - соединение, т.е. предельное погружение ума в Наду и растворение в ней. Нада-анусандхану еще называют Надопасаной (почитание нады), так как Нада - это Шива и Шакти. Для этого обычно на начальном этапе применяется бхрамари-пранаяма. Внешне практика кажется простой, но все зависит от того, насколько вы хорошо понимаете, что такое нада, что такое анахата-нада, шабда-брахман, мантра как проявление чит-шакти. Чтобы от практики наданусандханы получить максимальную пользу действительно нужно неплохо понимать теорию этой садханы натхов. Это практика является фундаментальной в Лайя-йоге. Многие склонны отождествлять ее с Кундалини-йогой, хотя последняя в виде такого термина появилась, как я предполагаю, не так давно. Кундалини-джагаран садхана больше относится к Кубджике, натхам, КШ, Шри Видье, что я бы, скорее, назвал больше процессом, чем видом йоги, потому что в знаменитых классических текстах йогинов термин "Кундалини-йога" не встречается. Кундалини-шакти может пробудиться посредством садханы мантра, хатха, раджа и лайя-йоги.
« Последнее редактирование: Сентябрь 17, 2008, 00:19:27 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Парктика нада-анусандханы.
« Ответ #2 : Сентябрь 17, 2008, 14:54:57 »

..."Кундалини-джагаран садхана больше относится к Кубджике, натхам, КШ, Шри Видье, что я бы, скорее, назвал больше процессом, чем видом йоги, потому что в знаменитых классических текстах йогинов термин "Кундалини-йога" не встречается. Кундалини-шакти может пробудиться посредством садханы мантра, хатха, раджа и лайя-йоги."

  Адеш,Гуру джи!
 Можно ли об этой садхане рассказать больше?
 Спасибо за Ваши ответы.
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Парктика нада-анусандханы.
« Ответ #3 : Сентябрь 17, 2008, 20:39:49 »

Адеш, Гуруджи!
Присоединяюсь к вопросу Крипанатха, заодно хотелось бы узнать как можно больше деталей относительно самого этого слова "анусандхана". Я где-то читал, что оно означает поиск. Я так понимаю, что санскрит - вообще дело такое крайне необычное, и уже смирился с тем, что йогической общественности, особенно русской, многие понятия, связанные с крутыми йогическими техниками,  свойственно игнорировать. Например, я бы никогда не подумал, что само слово "пранаяма" имеет очень глубокий смысл, в котором заключена вся хатха-йога, о чем Вы рассказывали на своих лекциях.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Парктика нада-анусандханы.
« Ответ #4 : Сентябрь 18, 2008, 18:44:40 »

Адеш!
   Без Шакти не может произойти ничего, никакого изменения, в том числе и духовного, поэтому все практики натхов, так или иначе, пробуждают Кундалини-шакти, или же они подготавливают к этому тело, ум и дух человека. В каждой йоге есть свои уровни, в мантра-йоге это различные тонкости, связанные с местом, временем - когда, как и что вам лучше практиковать. В хатха-йоге это тонкости, связанные с очистительными техниками, асанами, пранаямами, бандхами, мудрами - они все подготавливают ваше существо для пробуждения Кундалини. Лайя-йога, как правило, включает в себя подготовительные практики, в которых используются или пранава «Ом» или же бхрамари-пранаяма, одним словом, грубая форма звука, от которой можно оттолкнуться и перейти к внутренним практикам. В них нада поглощается в свой источник проявления,т.е. бинду. Раджа-йога включает в себя подготовительные практики в виде концентрации на стхула, сукшма и джьотир объектах, медитация на лакшьи и вьомы; далее, уровень временного трансового состояния савикальпа-самадхи и, на высшем уровне, нирвикальпа. Хотя все, что может быть кем-то сказано о высшем, на практике может оказаться совсем не таким; нирвикальпа-савикальпа, видеха-садеха (дживан мукти) - все эти понятия очень относительные, на уровне концепций. Пространство Нирвикальпы присутствует везде, и когда речь идет о том, что оно подобно пралайе или смерти, это не обязательно может означать то, что нам может казаться, в общем, это истина опыта, а не философии.
       Говоря о Кашмирском шиваизме, Шри Видье, я упомянул о Кундалини-шакти, это, пожалуй, одна сила, с которой имеют дело все настоящие духовные традиции, и натха йоги в том числе. До тех пор, пока Кундалини не поднялась по сушумне, и садхака не обрел опыт выше стандартного для всех телесного восприятия, можно сказать, что его йога, если и началась, то только формально. Я не говорю, что пробуждение и подъем Кундалини - это просто, но это то, к чему надо стремиться. Изучать то, как различные мудры, бандхи, пуджи дхьяны влияют на пробуждение Кундалини, что такое Кундалини, что происходит на уровне мировоззрения с человеком в процессе такой практики. Т.е., чтобы практиковать мантра-йогу мы должны понять, что это такое и каковы ее цели, то же самое с хатха-йогой и другими.
 Если вас мантры интересуют просто для того, чтобы немного успокоить ум, или хатха - чтобы похудеть, то это, конечно, все хорошо, но у этих методов есть намного большее предназначение, что и делает их полноценными способами самосовершенствования. Поэтому, и мантра-йога, и хатха, и лайя могут иметь как общий уровень практики, полезный для простых людей, так и уровень для тех, кто решил практиковать серьезно, и для кого йога стала нормальной полноценной духовной практикой.

       Что касается Нада-анусандханы, то она начинается с повторения Омкары или же медитации на звук бхрамари, подобному звуку пчелы. Тут, конечно, есть свои тонкости - в названии есть слово "бхрама" (трутень), этот трутень издает глухой звук, подобный гулу, который вы издаете при вдохе. А есть "бхрамари" (пчела самка), она издает звонкий гул, подобный звуку, который мы издаем при выдохе. Чаще всего выдох называют шуньякой, и он больше подходит для растворения ума, поэтому обычно многие выдох и используют в этой практике. Кумбхака - «кувшинная» задержка дыхания, здесь нет звука, вызванного процессом вдыхания и выдыхания. Обычно бхрамари относят к разновидности кумбхак, в принципе, эта кумбхака может сама по себе стать кевали, если вы сможете услышать внутренний звук. Неслучайно такое название сравнивают с пчелой, так как она собирает нектар, но, в данном случае, бхрамари позволяет собирать нектар Нады. Этот нектар образуется внутри тела. Просто звук при вдохе и выдохе успокаивает нервную систему, снимает стресс, а вот внутренний, непроизведенный звук уже погружает в глубокую медитацию, растворяя более инертные состояния сознания. К тому же, бхрамари - это, по сути, звук самой анусвары, она изображается в виде «бинду» точки, расположенной поверх всех букв санскрита, которые являются лепестками чакр, каналами нади. Можно сказать, что звук бхрамари - это звук все проявленных звуков, ко всему прочему, он при своем завершении переходит в наданту (завершенное звуковое состояние, связанное со смолканием ума). Так как ум следует за звуком, то когда звук смолкает, ум тоже растворяется. В таком состоянии пустоты уже далее можно перейти на более высокий уровень слышанbя звука из ничего, из пустоты и углубленного погружения в него.
      Это если коротко и в самых общих чертах рассказать о Надопасане. В ней, конечно, есть еще моменты, например, разные градации слышимого звука по тонкости. Звук связан с праной, поэтому бхрамари-пранаяма и помогает, посредством праны и звука, растворить ум. Считается, что благодаря смолканию ума внутренняя шакти начинает пробуждаться и подниматься вверх через чакры. Внутренние звуки связаны с внутренней активностью праны, но эта практика более высокого уровня, в ней задействованы разные уровни пробуждающейся Шакти и сознательной силы.
     В общем, Нада-анусандхана - одна из главных практик у натхов, хотя сами теории нады встречается во многих тантрических школах и соответствующие практики тоже; например, в Кашмирском шиваизме тоже есть подобные техники, и даже теории о градациях звука, соотношения его с разными уровнями сознания, как и праны. У натхов, в основном, уделяют внимание ключевым моментам практик, связанных с надой.
   Слово «анусандхана» может иметь несколько значений, таких как: вслушивание, исследование - в зависимости от контекстов может подразумеваться: погружение, растворение.
« Последнее редактирование: Сентябрь 18, 2008, 21:52:49 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Парктика нада-анусандханы.
« Ответ #5 : Сентябрь 18, 2008, 21:19:59 »

Адеш!
Спасибо.
Записан

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Парктика нада-анусандханы.
« Ответ #6 : Сентябрь 19, 2008, 17:57:34 »

 Адеш!
Спасибо за ответы.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Парктика нада-анусандханы.
« Ответ #7 : Ноябрь 25, 2008, 19:31:18 »

Адеш!
Гуруджи, а можно ли освятить тему слышимых звуков, в десяти видах чини, чини-чини и т.д.? Что это и почему они по разному описаны в разных источниках, например в Хатха-йога прадипике их не десять, а что-то около четырех или даже трех.
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2008, 20:03:56 от Leta Baba »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Парктика нада-анусандханы.
« Ответ #8 : Ноябрь 26, 2008, 20:21:37 »

Адеш! 

Я думаю, что наилучшее описание этих звуков можно найти у натхов, в тантрах кашмирского шиваизма, в Кубджика-тантрах и упанишадах, таких как Матсьендра-самхита, Падартхадаршана, Кубджикамата-тантра, Хамсопанишад, Шарада-талака, Брахмаямала, Свачханда-танра, Малинивиджая  и др.   

Звуки описаны как:   

1] звук "чини".
2] звук "чинчини".
3] сверчка "чираваки".
4] раковина моллюска "шанкхашабда".
5] звук муз. инструмента "тантригхоша".
6] флейта/воздух в полом бамбуке "вамшарава".
7] тарелки "цимбалы" "камшьятала".
8] грозовая туча "мегхашабда".
9] лесной пожар "даваниргхоша".
10] литавра "дундубхисвана". 


В Дикшоттара-тантре три первых звука соотносятся с идой, пингалой и сушумной, тремя основными нади. Действительно где-то упоминается три звука, где-то десять или меньше. Думаю, что здесь такая же ситуация как и с количеством чакр, все зависит от видения того или иного Гуру и системы, которой он учит. Не только количество, но и последовательность в которой должен быть услышан звук, в разных источниках описана разная. 

Для тех, кто не знает о чем идет речь, поясню. Как мне объясняли мои Гуру нада-упасану и как я сам это чувствую, практика погружает ум в т.н. «неударный звук», делает сознание пустым и поглощенным, а дальше уже высвобождается «изнутри» нада, что и есть пробуждение Кундалини-шакти. 

Сначала используется бхрамари-пранаяма, потом поглощение происходит без нее, когда ум опустошается и становится восприимчивым, далее вы воспринимаете эти звуки нады. В общем-то, они настолько тонкие и несравнимые с внешними, что вы забываете обо всем внешнем.

Кстати в ССП, нада вместе с Кундалини-шакти считается внутренней лакшьей, на которую нужно направить свое сознание и познать. Также говорится о том, что надо ее воспринимать в пространстве головы, что, собственно, вяжется с описанием чакр и тем, что объяснено в Хатха-йога прадипике.  Четыре стадии лайя-йоги, работа со звуком, с праной (пранаяма) - это одна практика.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Парктика нада-анусандханы.
« Ответ #9 : Ноябрь 26, 2008, 20:26:04 »

Адеш!
Большое спасибо!
Записан