Адеш!
Без Шакти не может произойти ничего, никакого изменения, в том числе и духовного, поэтому все практики натхов, так или иначе, пробуждают Кундалини-шакти, или же они подготавливают к этому тело, ум и дух человека. В каждой йоге есть свои уровни, в мантра-йоге это различные тонкости, связанные с местом, временем - когда, как и что вам лучше практиковать. В хатха-йоге это тонкости, связанные с очистительными техниками, асанами, пранаямами, бандхами, мудрами - они все подготавливают ваше существо для пробуждения Кундалини. Лайя-йога, как правило, включает в себя подготовительные практики, в которых используются или пранава «Ом» или же бхрамари-пранаяма, одним словом, грубая форма звука, от которой можно оттолкнуться и перейти к внутренним практикам. В них нада поглощается в свой источник проявления,т.е. бинду. Раджа-йога включает в себя подготовительные практики в виде концентрации на стхула, сукшма и джьотир объектах, медитация на лакшьи и вьомы; далее, уровень временного трансового состояния савикальпа-самадхи и, на высшем уровне, нирвикальпа. Хотя все, что может быть кем-то сказано о высшем, на практике может оказаться совсем не таким; нирвикальпа-савикальпа, видеха-садеха (дживан мукти) - все эти понятия очень относительные, на уровне концепций. Пространство Нирвикальпы присутствует везде, и когда речь идет о том, что оно подобно пралайе или смерти, это не обязательно может означать то, что нам может казаться, в общем, это истина опыта, а не философии.
Говоря о Кашмирском шиваизме, Шри Видье, я упомянул о Кундалини-шакти, это, пожалуй, одна сила, с которой имеют дело все настоящие духовные традиции, и натха йоги в том числе. До тех пор, пока Кундалини не поднялась по сушумне, и садхака не обрел опыт выше стандартного для всех телесного восприятия, можно сказать, что его йога, если и началась, то только формально. Я не говорю, что пробуждение и подъем Кундалини - это просто, но это то, к чему надо стремиться. Изучать то, как различные мудры, бандхи, пуджи дхьяны влияют на пробуждение Кундалини, что такое Кундалини, что происходит на уровне мировоззрения с человеком в процессе такой практики. Т.е., чтобы практиковать мантра-йогу мы должны понять, что это такое и каковы ее цели, то же самое с хатха-йогой и другими.
Если вас мантры интересуют просто для того, чтобы немного успокоить ум, или хатха - чтобы похудеть, то это, конечно, все хорошо, но у этих методов есть намного большее предназначение, что и делает их полноценными способами самосовершенствования. Поэтому, и мантра-йога, и хатха, и лайя могут иметь как общий уровень практики, полезный для простых людей, так и уровень для тех, кто решил практиковать серьезно, и для кого йога стала нормальной полноценной духовной практикой.
Что касается Нада-анусандханы, то она начинается с повторения Омкары или же медитации на звук бхрамари, подобному звуку пчелы. Тут, конечно, есть свои тонкости - в названии есть слово "бхрама" (трутень), этот трутень издает глухой звук, подобный гулу, который вы издаете при вдохе. А есть "бхрамари" (пчела самка), она издает звонкий гул, подобный звуку, который мы издаем при выдохе. Чаще всего выдох называют шуньякой, и он больше подходит для растворения ума, поэтому обычно многие выдох и используют в этой практике. Кумбхака - «кувшинная» задержка дыхания, здесь нет звука, вызванного процессом вдыхания и выдыхания. Обычно бхрамари относят к разновидности кумбхак, в принципе, эта кумбхака может сама по себе стать кевали, если вы сможете услышать внутренний звук. Неслучайно такое название сравнивают с пчелой, так как она собирает нектар, но, в данном случае, бхрамари позволяет собирать нектар Нады. Этот нектар образуется внутри тела. Просто звук при вдохе и выдохе успокаивает нервную систему, снимает стресс, а вот внутренний, непроизведенный звук уже погружает в глубокую медитацию, растворяя более инертные состояния сознания. К тому же, бхрамари - это, по сути, звук самой анусвары, она изображается в виде «бинду» точки, расположенной поверх всех букв санскрита, которые являются лепестками чакр, каналами нади. Можно сказать, что звук бхрамари - это звук все проявленных звуков, ко всему прочему, он при своем завершении переходит в наданту (завершенное звуковое состояние, связанное со смолканием ума). Так как ум следует за звуком, то когда звук смолкает, ум тоже растворяется. В таком состоянии пустоты уже далее можно перейти на более высокий уровень слышанbя звука из ничего, из пустоты и углубленного погружения в него.
Это если коротко и в самых общих чертах рассказать о Надопасане. В ней, конечно, есть еще моменты, например, разные градации слышимого звука по тонкости. Звук связан с праной, поэтому бхрамари-пранаяма и помогает, посредством праны и звука, растворить ум. Считается, что благодаря смолканию ума внутренняя шакти начинает пробуждаться и подниматься вверх через чакры. Внутренние звуки связаны с внутренней активностью праны, но эта практика более высокого уровня, в ней задействованы разные уровни пробуждающейся Шакти и сознательной силы.
В общем, Нада-анусандхана - одна из главных практик у натхов, хотя сами теории нады встречается во многих тантрических школах и соответствующие практики тоже; например, в Кашмирском шиваизме тоже есть подобные техники, и даже теории о градациях звука, соотношения его с разными уровнями сознания, как и праны. У натхов, в основном, уделяют внимание ключевым моментам практик, связанных с надой.
Слово «анусандхана» может иметь несколько значений, таких как: вслушивание, исследование - в зависимости от контекстов может подразумеваться: погружение, растворение.