Адеш !
У меня тут ряд вопросов все же к Сураджу.
В самом начале темы,в ответ на цитату Ферштайна:
И если это(техники шести йог Наропы) путь формы-цинлам,то бесформенный-чаггьяй-ченпо(чаг-чен) Ферштайн сравнивает с дзен."Установка усматривать совершенное тождество между феноменальным миром трансцендентной Реальностью вырабатывает внутренний иммунитет ко всякого рода страху и сомнению.Она укореняет практиков в их истинном бытии,которым является совершенное блаженство."
Вы написали,что:
Совершенно не верно сравнивать учение Дзен, который основан на сутрах, с учением тантр.
Если учение сутр говорит о постижение шуньи (пустоты), то учение Ануттараиогатантр Ваджраяны говорит о постижениии Союза пустоты и блаженства, пустоты и светоносой ясности, пустоты и сострадания. Pечь идёт о мадхьямаке ("срединное учение") Ваджраяны.
И,тем не менее,думаю,что это ,-Ваша личная точка зрения.
Ферштайн помимо посвящений в инд.тантру,Ваджраяну,имеет также и реализацию многих практик.
В том числе и подъем кундалини.
И,сравнивает он не по форме,а по сути.
И с подобной точкой зрения я встретилась у Эванса-Вейтца. Решилась, все же перечитать "своими глазами" его работу "Тибетская йога и тайные учения".
Несмотря на корявый в некоторых местах перевод на русский язык,-у него посвящена целая глава
сравнению Махамудры и Дзена. Она так и называется - Махамудра и Дзэн.
Он был учеником ламы Кази Дава-Самдуп.Несколько лет обучался в тибетских монастырях.
В общей сложности провел более 15 лет на Востоке.
"Исходя из
моего опыта изучения и практического применения Дзэн и тантризма,берусь утверждать,что учение Дзэн и высшие направления тантризма тождественны друг другу.""Если есть различия - то они чисто внешние.относящиеся к способу и методам изложения в сущности одинаковых учений.Тем не менее следует знать,в чем состят эти различия и как они возникли".
Далее по тексту это рассматривается.
.............................
И,еще о другом:постижениях пустоты,блаженства и сострадания.
"Распространено ошибочное мнение о том,что Дзэн придает первостепенное значение только Мудрости(Праджня),а не великому Состраданию(Каруна).Это можно утверждать в отношении только поверхностного Дзен.Полностью просветленный учитель Дзен является глубоко сострадающей личностью.Также цель Махамудры - просветление,имеющее природу сострадания и природу мудрости.
Просветление не может быть только односторонним,сводящимся только к познаниюНеобходимо совершенное слияние Бесконечной Мудрости и Бесконечного сострадания.В "Обете Махаяны" есть слова Гармабы,подтверждающие эту мысль:
Когда в момент озарения я вижу изначальный лик ума,
рождается беспредельное сострадание.
Чем ярче озарение,тем глубже сострадание.
Чем глубже сострадание,тем совершеннее мудрость,
постигаемая мной.
Этот безошибочный путь слияния двух в одно
есть высшее осуществление Дхармы".
.............................
Такую же мысль выражает следующий коан Дзэн:
"До того как я постиг великое дело(то есть достиг Просветления),я чувствовал себя так,как если бы я лишился родителей.После того как я постиг великое дело,я чувствовал себя так,как если бы лишился родителей."
.............................
Отмечено также в начале главы ,что путь бесформенный Махамудры не столь сложен и и труден как путь формы -Шесть йог Наропы.
И,что если в своих простых формах Махамудра и Дзэн поддаются рациональному истолкованию,то шесть
видов йоги представляют собой "практику,приводящую к определенным уровням сознания и соответствующим физиологическим состояниям,которым может давать правильную оценку только йог.сам прошедший через эти ступени и запечатлевший достигнутые результаты в своем уме и теле.
Многое из этого сложного аспекта тибетского тантризма не поддается рациональному объяснению.
Также и тот,кто является только ученым,а не адептом практической йоги,не может до конца понять буддизм,который в сущности является системой практической йоги."
....................
Отсюда вопрос : Сандерсон- является ли практиком,реализовавшим соответствующие состояния ?
Спасибо,заранее.