Адеш!
Получается, бхакти ведет к контролю пяти махабхут?
Ответ Лета Бабе:
Да, с помощью чистой бхакти достигаются такие сиддхи, есть интересные описания этих процессов Бхагаваном Кришной в «Бхагавата-пуране» 11.15. Давая наставления Уддхаве, Кришна говорит о том, что тот, кто на него совершает дхьяну, тот получает разные сиддхи, а именно: кто медитирует на Бхагавана, находящегося в атоме, тот сам способен стать маленьким как атом, кто медитирует на него как на вселенную становится вселенной, кто медитирует на Бхагавана как на находящегося в пяти элементах, тот контролирует элементы.
Необязательно нужно медитировать на Кришну или еще какой-то аспект, важно то, какого уровня бхакти. То, на что мы направляем внимание, тем мы и становимся, поэтому в тантрах большое значение придают «лакшье» - объекту, на который направлено Ваше сознание. Ведь ум, если мы куда-то направляем, и источник - не совсем совершенный, то это может, например, привести к потере энергии, так, когда мы в мыслях мусолим какое-то не очень хорошее событие, то мы можем потерять на этом силы. Соответственно, ум, прана, это как финансы, их можно инвестировать в то, что принесет доход, а можно в то, что обанкротит. Также дело обстоит и с «лакшьей»(целью), только в выборе духовной лакшьи стоит подходить еще более разборчиво, это иногда бывает еще важнее, чем материальные инвестиции. Совершенные материальные ошибки иногда можно исправить, а духовные могут улучшить судьбу, но могут и ухудшить. Тем более к Иштадеве необходимо отношение как к своей самой истинной природе, дхьяна - это своего рода некая жертва. Медитация-это тоже пуджа, только без внешних элементов, когда натх в храме делает пуджу Горакшанатху, он постоянно совершает дхьяну, потому пуджи у натхов и упрощенные, внешне, что акцент смещен на внутреннее сосредоточение. Йога немыслима без дхьяны и бхакти тоже, киртаны, баджаны, которые совершают вайшнавы направлены на очищение, но истинная бхакти это глубокий транс, предельная направленность сознания на Божество, такая дхьяна есть йога. По Гхеранде, это стхула или джьотир, просто многие невежественные «йоги», медитируя на свет внутри тела, не понимают, что Кундалини-это Шакти Шивы, конечно, они не видят в этом созерцании никакой бхакти. Они, вроде бы, сидят в лотосе и, вроде бы, медитируют на свет как и рекомендовано в тексте, но не имея никаких представлений о природе Кундалини, они занимаются ненастоящей йогической садханой, а аутотренингом. Без бхакти не может быть йоги, без правильного отношения к Божествам, без понимания их природы, не важно где эти божества - в чакрах, на алтаре или Сваргалоке, они на самом деле везде, все зависит от личного восприятия. Поэтому, конечно, для некоторых практик нужна солидная теоретическая база, чтобы выполняемые практики были полноценные.