Доброго времени суток, Ганеш.
Вам я бы задал вопрос о целесообразности позволения кому-либо произносить такие дифирамбы. Поскольку предполагаю (скажем так), что Вы не позволяете себе допускать непродуманных действий/высказываний. Возникают два варианта. Либо целенаправленно - например для чего-то вроде очищения сознания спрашивающего, либо не адепт - не Ваша проблема, пусть как хочет, так и ... извращается, его право. Просто от себя могу сказать, что отреагировал бы иначе на такие "песни".
Мы можем быть очень разными, к тому же каждый учился в разной среде. Если сказать коротко, я вижу целесообразным на такие вещи реагировать иногда нейтрально, а иногда даже требовать определенного уважительного тона, по выше указанным Вами причинам. Может быть кому-то на первый взгляд покажется, что это мое личное отношение, но я скажу честно, моего отношения в данном случае процентов 10-15, остальное – правила, которые придумал не я. Когда я стал монахом и жил в горакхпурском храме, всегда, когда я приходил на даршан к патриарху Аведьянатху, также пришедшие туда многие миряне автоматически совершали мне поклоны. Они и сейчас поступают так же и, думаю, будут всегда поступать так. Это не просто монастырь со своим уставом, это целая культура, которая существует более 1000 лет, и на которую некоторые ссылаются, но на деле от нее полностью далеки. Так вот, в первое время я говорил: «Спасибо, не нужно поклонов, не надо касаться моих стоп». Но патриарх меня неоднократно поправлял, говоря: «Сиди спокойно, ты садху, и так должно быть - нравится тебе это или нет». Прошло время, и я понял, что они все-таки правы. Более того, если бы Вы знали все правила, которые приняты в Индии, то у Вас, думаю, появилось еще больше возражений. Вот, например, одно из них: когда Гуру смеется, ученики должны повторять это автоматически. Вам это может показаться сумасшествием, но если Вы в Индии скажете, что это сумасшествие, то о Вас, вероятно, подумают аналогичным образом.
После нескольких лет непрерывного пребывания там я вернулся в Россию, и когда увидел все то, что здесь существует в сфере индуизма, то понял, что он совсем не такой, каков существует индуизм в Индии. Первое время я полагал, что так и должно быть, культурные слои разные и т.п. Но потом, когда у меня появились ученики, и они начали выполнять классические индийские садханы, то я стал замечать, что сиддхи проявляются у тех, кто изначально ко мне относился хотя бы приближенно к тому этикету, который принят в Индии. Что касалось остальных: у них садханы не работали, и, конечно, можно много говорить о том, что Гуру плохой, но суть не в Гуру, а в том, что садхана сама по себе неправильная. Если вы практикуете садхану, не удивляйтесь тому, почему же мантры, переданные от Гуру, не работают, когда в ниямах предписано не общаться с теми, кто оскорбляет вашего Гуру, а вы общаетесь, поэтому все вопросы не ко мне. Я НИКОГДА ничего не говорю просто так, от нечего делать. Если было сказано, что нужно поступать определенным образом, без всяких двусмысленностей, то это именно так и должно выполняться. Другое дело - что от меня хочет человек, если ему нужна просто голая информация вместо реализации - не вопрос, он проходит теоретический курс, и ему выдадут диплом о том, что он знает теорию или НАЧАЛЬНЫЙ оздоровительный уровень йоги. Но тогда он не должен называть себя садху или даже садхаком, занимающимся духовной практикой, которая в себя включает все сразу. И потом, какой в этом смысл, ведь садхана должна раскрывать сиддхи - на то она и садхана, а если она не работает, то не может называться садханой. Садхана в переводе означает «средство» для достижения «садхьи» (цели садханы).
Я посмотрел на все организации, которые в России претендовали на индуизм, какие-то из них просто посыпались, потому что их практики были клоунадой, не имеющей к полноценной садхане никакого отношения. Люди напичканы философской информацией, но она их не только не делает лучше, а еще хуже, чем они были до этого. Поэтому, если будет стоять вопрос, что же все-таки лучше: чтобы человек в экзальтированном состоянии кричал «Матсьендранатха Махарадж ки Джайя» или называл себя традиционным и при этом не соответствовал традиции, то при всей внешней нелепости первого варианта, я его счел бы за более правильный. Я не мега маньяк, который упивается тщеславием, властью, нарциссизмом, я прекрасно отдаю себе отчет, что подобное поведение может быть неискренним, более того, иногда крайне лицемерным (это не конкретно о ситуации с Виктором, а вообще). Но я считаю, лучше пусть будет по правилам, ибо человек инертен по своей природе, пусть лучше инертным способом развивает правильные вещи, чем инертным - неправильные. Когда кто-то достигнет существенной чистоты, независимости от многочисленных влияний, высокого уровня осознанности и мудрости, тогда многие условности можно отбросить. Но, говоря об уровне всех тех, кто себя называет йогами, положа одну руку на сердце, а другую протянув в небо к Богу, я могу честно, не колеблясь, сказать: почти НИКТО из них на такой уровень не тянет. Лучше пусть говорят, что меня заело самолюбие, но я буду говорить о том, как должно на самом деле быть, и кто этому последуют - те потом скажут искреннее спасибо.
Поверьте, у меня есть очень много причин такое утверждать, за последние годы я видел многих «йогов» из России, которые говорили о неподдельном и искреннем поведении и выдвигали разные теории на тему того, что достаточно понять все на уровне ума. Но, видя как они рефлекторно относятся ко всем остальным Учителям, не только ко мне, я понял, что все их речи можно не слушать вообще, это то же самое, если я буду слушать наркоманов, которые мне будут говорить «дай наркотик, последний раз ширнусь, а завтра поменяюсь». Вы верите в то, что многие люди меняются так просто? Я не верю. Нужны усилия, противоположные их обычным тягам и рефлексам, только тогда можно ждать сдвига с мертвой точки. А самое главное, я знаю на примере многих учеников, треть из них не соблюдают всех требований традиции, но задают мне вопросы, просят дать им разные практики пурашчараны (рекомендации для реализации мантра-сиддх). Но они, сделав поверхностные представления о пурашчаране, сами не знают, что они просят, не надо о садхане делать выводы по тому, чему в России уже учили многие шарлатаны от тантры. Они хотели просто построить себе организацию, собрать деньги и свалить, тогда было время другое, у этих товарищей было поле для экспериментов над людьми. А я не говорю об экспериментах. Если вы спросите, чему учу я, чтобы сравнить с обучением у других, у кого вы «учились» ранее, то первое, что я скажу, - забыть то, чему вас научили ранее. Если это вас не сделало чище и не принесло сиддхи, то это как с часами, которые вместо двенадцати - пробили тринадцать ударов, и сколько бы вас не уверяли, что часы исправны, это не берется во внимание, такие часы выбрасываются и заменяются на исправные.
«Я не в теме о "межконфессиональных" разборках. Могу говорить только о том, с чем столкнулся сам. Если все обстоит так как Вы говорите, то это действительно маразм и дебилизм. Или война за рынок».
Да, все их недовольства вызваны только этим, и не чем иным. Все пошло с самого начального общения с ними. Они попросили мои данные, чтобы занести в свою базу, как я понял, это что-то вроде «загона для овец». При этом подчеркнули, мы не будет писать, что вы ученик Митхлешнатха и посвящены в традиции натхов, о натхах в СНГ никто не знает (передаю дословно, не придумываю). Вы были у Паттабхи Джойса, давайте мы о вас напишем как об ученике П. Джойса.
Разумеется, я сказал - нет, никаких Джойсэв, я много кого в Индии посещал, наберется десятка три учителей, но у меня главный Гуру - Шри Митхлешнатх и традиция натхов. Они долго пытались на меня давить и навязывать свое, но я настаивал: либо Митхлешнатх, либо никто. После долгих диалогов они все-таки успокоились. Потом писали письма моим ученикам, чтобы те не указывали меня как своего учителя, а указали или Митхлешнатха или того же П. Джойса. Но ученики оказались нормальными, они переслали мне эту переписку. После этого я окончательно понял, что мои попытки видеть в людях больше заинтересованных в йогической практике, а не в построении ими диктаторской системы под названием «содружество йогов», - это просто розовые очки. Нет там никаких содружеств, а скорее диктат и совражество.
Я понял, что лучше с подобными деятелями не иметь больше дел, а тем, кто у меня будет спрашивать, настоящая это йога или нет, говорить честно как есть, исходя не из личных побуждений, а из реальных фактов. Если ко мне человек приходит и йогой интересуется как садханой, он достаточно со мной искренен, то я не могу ему не сказать правду о том, что это не йога, а исключительно чей-то коммерческий замысел, в жертву которого приносится вся традиционная йога. Я не могу обманывать людей, говоря им вещи, которые не соответствуют действительности. Конечно, если кого-то интересует фитнес, то может быть такая «йога» и подойдет для данной категории, но вряд ли даже под фитнес подойдет в чистом виде, так как последователи фитнеса не приплетают Индию и т.п., устоям и традициям которой надо качественно соответствовать. Фитнес позиционирует себя исключительно как фитнес и не более, что, кстати, достойно уважения, поскольку о себе заявляют как есть.
«Статус или он им действительно является? (вопрос без привязки к данному форуму)»
Извиняюсь за вмешательство в диалог, тем более, что я в этой теме как бы участник. Это вопрос очень не простой, кто был в Индии не в попсовых школах, или же кто просто пожил и качественно ознакомился с их социумом, знают, что там гуру могут быть почти все. В СНГ на эту тему устраивается множество дрязг и разборок, основная причина которых - война разных коммерческих проектов. Поэтому в СНГ некоторым не привыкать очернять имена людей. И, как ни странно, очерняют именно тех, кто на самом-то деле, далек от сектантства, от политиканства и в разборки вступает весьма вяло. Поэтому именно таких людей, с «беловатым поведением», больше всего и пинают те, кто «чувствуют силу» и превосходство. Не подумайте, что я любитель войн, я к ним отношусь просто, нет войн - нет проблем, есть войны - тоже нет проблем, пускай они будут. Если надо ответить - я отвечу.
Я считаю, что если кто-то себя называет Гуру - это не проблема, а если есть статус Гуру - тем более не проблема. Но вот в чем Гуру? Если кто-то считает, что у данного человека есть знания и есть чему учиться, то никто не имеет права навязывать другим не выбирать данного учителя, если кто-то хочет выбрать его и таковым считать. Навязчивость и идеологическая промывка мозгов, давление, искажение правды о ком-то, сочинение клеветы - это должно пресекаться. Если кто-то не хочет у кого-то учиться, то пусть не учится, но не пытаясь свое «я» навязывать другим. Если кто-то считает, что учиться у данного Учителя ему нечему, то не надо кричать на весь мир: «Не идите к нему, это не Гуру». Тем более, если Вы сами себя не называете Гуру, то, как можно судить о Гуру-таттве, если у самого ее нет. Хорошо, кто-то может быть считает, что он "скромный"
, но зачем свои склонности к скромностям навязывать другим
, тем более, если таких скромных очень беспокоит то, что не скромен кто-то другой, это говорит, что со скромностью там что-то явно не совсем чистое
.
В Индии дело обстоит так, если вам нечему учиться у какого-то гуру, вы у него просто не посвящаетесь, а идете за знаниями и духовной реализацией туда, где они есть, не тратя время на то, чтобы очернять того, в ком вы не увидели гуру. Другое дело, если данный гуру настойчиво намекает вам, чтобы вы ему, например, платили деньги, или давит на вас правилами, на которые вы не согласны. В этом случае надо бороться, это явно агрессор. Но если кого-то вы не воспринимаете как своего гуру, при встрече с ним, или когда о нем говорите другим, не нужно совершать оскорблений в его адрес, если он вам не причинял никакого конкретного вреда. В СНГ люди совершают апарадхи (оскорбления) в адрес гуру, часто вообще необоснованно. Я думаю, что в большей степени это еще от кармы страны зависит, много и просто невоспитанных дикарей.
Сколько я жил в Индии, я всегда видел как всех садху, всех гуру, называют гуру без исключения все люди, даже если они и не его ученики. В России же какие-то параноидальные дикости происходят: если кому-то кто-то не нравится лично, этот деятель разовьет целую политику о том, что это - «не гуру». Это показатель того, что людям не личная садхана интересна, а ковыряние в луже, развитие своего бизнеса за счет опускания бизнеса других, что угодно, но явно не личная практика, или же она у таких людей на самом последнем месте.
«Альтернативы просты и концептуально определены очень давно: "Не давайте святыни псам, дабы они не попрали ее ногами и обернувшись не растерзали вас."
Думаю, что применимость к рассматриваемым вопросам понятна.»
Верно. И это даже не вопрос моего или чьего-то там эго, когда пытаются растоптать то, что является правильным с точки зрения целой традиции, то тут надо противостоять. Они ведь даже не столько меня лично пытаются растоптать, сколько сами принципы и идеи, носителем которых я являюсь, идеи, которым следуют настоящие йогины в Индии. Поэтому у меня колебаний не будет в том, чтобы противостоять этим личностям. Хотя я не ставлю задачи ведения каких-то воин, они неизбежны, это я уже понял. Главная моя задача - нести дхарму в чистом виде, а от того, что ей враждебно, ограждать тех, кто еще слаб и не способен отличить что есть что.
Я считаю, что индийскую традицию, конечно, не стоит копировать слепо, но есть то, без чего садхана не будет таковой, и какие-то предписания йогического этикета ни в коем случае нельзя нарушать, иначе просто получится бардак, нью эйдж с Традицией в одном флаконе, поданный для неофитов, у которых и так в голове полно шизотерического хлама. Если к избыточному хламу прибавить еще хлам, то какой результат можно ожидать? Результаты мы все уже видели, лично в моей школе этого не будет, я скорей разгоню всех учеников, чем стану заигрывать с чьими-то слабостями. У меня за плечами большая жизненная школа, чтобы не сомневаться в определенных вещах. Я знаю, что реально работает, а что нет, на основании этого опыта и говорю такие вещи.