О "разного рода Гуру". Для правильности понимания, если у кого возникли ошибочные мысли относительно моей возможной критики натхов. Искать цитаты ув. Матсиендранатха не буду. Думаю, что для участников форума найти не затруднительно.
Совершенные, реализованные Гуру все же есть, но их система поступков очень скромна, а те, кто проводят крупные правачаны, заняты социальной деятельностью, акцент делается на заработок денег, и вся подобная деятельность сказывается на этих людях, так как в их сознании начинает преобладать эмпиризм, много захламленности чем попало, но только не традиционной йогой. Но так как такие гуру всегда на виду, то первое впечатление о всей традиции, простой человек формирует именно через подобных гуру, ведь искать и глубоко копать дано не всем, кто даже посвятился в традиции. Поэтому, я лично, просто констатирую факты и говорю честно о том, с чем вам может придеться иметь дело, если вы приедете в Индию, дабы не разочаровать потом многих. Но я не говорю, что традиции вымерли, упаси Бог, они весьма сильны и по сей день, просто как вы верно сказали, на них надо смотреть под определенным углом зрения, научиться чему-то можно у каждого, просто надо знать чему. Конечно, каждый вам там скажет, что он мастер во всем и что единственный во всей сампрадае сиддха. Надо просто сами системы копать глубоко, в Индии, как и везде, много всяких учителей, которые сами обучают традиции далеко не объективно, а создают от нее ограниченные ветви и листья. Это не крупные направления, а просто приделанные к традиции личные предпочтения, конечно, такого плана учителя что-то берут от сампрадай, к которым принадлежат, но остальным они рассказывают только то, что нравится им лично, а не то, что объективно. Вот если бы эти многочисленные учителя честно говорили: "есть вот такое и такое, а я сам учу так, потому что это мне по определенным причинам выгодно", тогда не создавалось бы и путаницы. Везде, и в Индии в том числе, все хотят выжить, и поэтому такие гуру все для этого сделают, они расскажут о своих опытах, но не расскажут, например, о том, что есть в двенадцати пантхах натхов. Или не расскажут о том, чему учат базовые натховские тексты, оправдываясь, что это, мол, все книжное и ненастоящее, но надо трезво смотреть на вещи, познавший высшее и "не книжное" должен быть мастером в "книжном", коли он этот уровень превзошел, то эта стадия должна быть ему по зубам. Я считаю, что Высшее включает в себя низшее, и если у человека есть трансцендентное знание, то Апара-видья для него - раз плюнуть, вот такая ситуация наблюдается не у многих.
Однако я уже писал, что встречал в Индии среди натхов реализованных и просветленных мастеров, у некоторых имел возможность получать бесценные наставления по садхане, поэтому, сказать что все крайне плохо, я не могу. Такие Учителя как Шантинатх, Амарнатх, Махешнатх, Итаварнатх, Нитьянатх, Гуруджи Митхлешнатх и др. - очень уважаемые йогины.