По поводу сиддх, они все - проявление Шакти, которая является Дхармой и Адхармой, Видьей и Иллюзорной силой, поэтому относиться к сиддхам однозначно невозможно. Они действительно могут быть припятствием - это бессознательная сила, независящая от воли Ишвары, а сиддхи - это качества Пракрити, которые достигаются в савикальпа-самадхи, посредством самьямы. Но тантрическая доктрина и натхизм, по-другому рассматривают Шакти и даруемые ей силы, там тоже, как и у Патанджали, Адвайта-веданте, несомненно, сиддхи - искушения, но тантра еще дополнительно утверждает, что они, все-таки, при правильном к ним отношении могут стать средством для освобождения (дживан-мукти). Разумеется, при правильной общей ориентации, которую дает Гуру и вера в истинное учение. Согласно тантрической йоге, мы - Шива и тождественны с Шакти, и со всеми совершенствами, они нам свойственны изначально и реализовать их - означает реализовать весь свой потенциал. И проблема то ведь не просто в эго, в мирском эго, которое цепляется за частности, отождествляясь с ними. Мы не знаем, что такое сиддхи или сиддха, поэтому надумать можем что угодно, действительно без Гуру сложно достичь чего-либо, на самом деле духовного. Я лично, видел много примеров, когда человек даже изучив санскрит, доктрину, но не пройдя серьезной школы очищения, максимум на что был способен - это обмануть многих, манипулируя их тенденциями к заблуждению. Реально такими людьми движет самые элементарные инстинкты выживания в этом мире, помочь себе и другим они не способны.
Еще скажу от себя, что я думаю по поводу разного рода сиддх и на что многим не мешало бы обратить внимание, речь не о конкретной традиции. В каждой религии и мистической среде, в разных народах и культурах, всегда были те, кто обретал разные сверхспособности, некоторых из таких персонажей заносили в ранг святых, а некоторых окрестили как проявления бесовщины или асуризма. В каждой культуре есть свои описания и трактовки сверхспособностей, 8 сиддх, сиддхи, получаемые при 6 тантрических кармах и т.д. Общие критерии совершенства весьма расплывчаты. В свое время мы жили в государстве, где воспитывались на атеизме и т.п., где за определенные идеи могли посадить в тюрьму или отправить в психушку. Многие представления о тонком мире, трактовались как опиум для народа, бредовые мифы и т.п. Однако я и много других людей, не раз были свидетелями, что независимо от того, верит человек в эти вещи или нет, они влияли на него и на события. Так, я думаю, на данной территории и отрезке времени, жила какая-то часть человечества, которая в мистику не верила, на другой части планеты, в это же время, жила другая часть, которая не сомневалась в том, что есть Боги, демоны, преты, пишачи и т.п. Сейчас также есть, к примеру, Северная Корея, где ситуация похожа на ту, что была у нас раньше при Сталине. Нам кажется, что прошло несколько десятков лет и некоторые формы человеческой массовой тупости перестали существовать. Мы во что-то чуть-чуть большее поверили, но это не значит, что нам открылась уже вся истина, нет гарантии, что житель нынешней России, или какой угодно точки планеты, уже знает все законы мироздания. Что даже самый развитый на вид человек застрахован от каких-то заблуждений. Мы зависим от слишком многих вещей, причем, даже учась в какой-то традиционной школе, не застрахованы окончательно от этого. Что уж говорить о том, кто свободен от школ и Учителей. Я уже писал, что понятие свободен - это только слово из нескольких букв и не более того. Когда люди говорят о свободе от чего-то одного - это означает, что они не свободны от чего-то другого. Допустим, я не принимаю идею о Гуру, говоря, что я свободен, но могу не задумываться о том, что само непринятие уже означает наличие какой-то еще зависимости. Так что нужно исходить из того, что человек может быть испытан в любую минуту чем угодно, где угодно и только наивный может считать, что приткнувшись к традиции или к книгам, информации, надерганной из сети, он застрахован от заблуждений.