Что касается различных древних духовных традиций, в которых присутствуют элементы йоги. Все мы с вами, конечно, можем сказать такую, на вид, простую фразу всего из двух слов: «Все едино». Об этом так много людей говорит, но говорить можно что угодно, а реальность, чаще всего, бывает совсем иной, особенно для тех, кто говорит о единстве. Подобные фразы чаще всего можно слышать именно от тех, кто не знает ни сиддханты, ни истории, ни практик разных традиций, по сути, такого плана речи, это олицетворение незнания. Незнание - показатель слабости, а слабый человек не может быть искренним в том, что он говорит. Поэтому, лично я, в отношении большинства такого рода людей, только делаю видимость, что их слушаю, на деле же, воспринимать такое в серьез –совершенно нелепое занятие. Итак, в чем же различие тех направлений, которые используют методы йоги и которые следуют йоге как пути, насколько велики эти различия, насколько вообще стоит на это обращать внимание? Тем, кто выбирает йогу как свой главный путь, именно на это и надо обратить внимание в первую очередь. Все дело в том, что такие великие Гуру как Шанкарачарья, Рамануджа, Махавира, Будда и др., были весьма великими личностями и не исключено, что они могли переживать опыт очень близкий к тому, который был, например, у великих натховских Гуру. Но каждый из этих Учителей являлся в определенном месте и времени, поэтому они учили исходя из условий и способностей восприятия своих учеников, которые их окружали в то время и в том месте. Они доносили свой трансцендентный опыт тем, кто его как-то мог воспринять. Эти Гуру описали опыт так, как сочли правильно, исходя не только из того момента, в котором жили, они описали его таким образом, чтобы знание получило силу для развития в будущем. Они преподнесли знание так, чтобы с их подачи, в будущем, получилось учение, которое сохранится на протяжении долгого времени и принесет многим пользу. Насколько я сам простой человек, и то, учитываю ситуацию и возможный ход событий, например, мне несложно сказать всем своим ученикам, продвинутым и не очень: «Действуйте на свое усмотрение, игнорируйте правила традиции», но я знаю, чем потом это все выходит. Поэтому я говорю о том, что правилам надо следовать. Неужели те, кто создал большие направления, были глупее меня, они тоже могли утвердить какие-либо системы, которые, быть может, кому-то казались ограничивающими и неприемлемыми, но, тем не менее, они были намного эффективнее, чем те, которые могли бы показаться массово более привлекательными. Речь не идет о том, что нравится нашему уму, обусловленному фрагментарным моментом, а о том, что является более широкой истиной для этого ограниченного мира. Этого так и не смогли понять Лобанов, Бидичев, АЙЦ и т.п. и не могут понять те Гуру в Индии, которые не хотят учить своим основным традиционным направлениям, предпочитая придать массовому забвению то, во что они, быть может, на самом деле верят. Но речь идет даже не о них. Безусловно, великие основатели традиций были бОльшим чем то, чем они кому-то казались, Учителями, преподносившими тот или иной путь. Будда мог быть кем угодно: верующим в Атман и в Бога, он даже мог себя считать Богом, но что он говорил своим последователям, для их реального духовного прогресса, это уже другой вопрос. Сейчас многие говорят, что относительно великих Учителей прошлого, было придумано много легенд об их величии и приписаны им божественные статусы. Но нам ли судить, какими были эти учителя в целом, и что они пережили? Если учесть тот факт, о котором я упомянул выше, они доносили только то, что было полезно для несовершенных существ, а доносить до несовершенных существ истину куда сложнее, чем просто периодически демонстрировать сиддхи колдовства, когда тебя почитают как Бхагавана, но реально ты не способен никому духовно помочь, даже себе самому. Поэтому, само то, что великие Гуру себя преподносили в очень ограниченной для них форме, есть показатель их силы и могущества и видеть в них божественное не будет лишним, а скорее может стать видением более высокой реальности. Дело даже не в той форме, в которой явился Горакшанатх или Будда, Горакшанатх больше чем форма, он - Параматма. Почему же тогда многие последователи почитают ограниченные формы Учителей и те системы, которые они принесли? Дело в том, что это ограниченное, на самом деле, сущностная суть безграничного, без прачараны йога-марги мы бы не знали, кто такой Горакшанатх. Если бы он не написал множество трудов и если бы это не продолжили делать его ученики, то не было бы и Горакшанатха. Почему бы нам не поверить в реальность, которая собой пронизывает время и пространство, которая охватывает все изменения во времени? Эта реальность самого Горакшанатха, она осталась вечной даже во всем том, что было после него. Вот в этом сила, а не в колдуне, который пару раз пролевитировал и умер, про которого никто не помнит, потому что он, своей левитацией только наслаждал эго. В Индии есть много тантриков абхичаринов, если кто-то, пусть и на самом деле, может что-то показать, продемонстрировать Вам «чудо» так, что ваша низшая природа будет в восторге, но кто этот колдун по сравнению с создателями крупных учений, такими как Шанкара, Будда, Горакшанатх? Никто. То, что создали эти Учителя, достойно уважения. Все те методы, которым они учили множество людей, священны. Они - сущностная сокровенная часть этих Учителей и ее нельзя игнорировать. В любой великой традиции всегда было множество ее продолжателей, они продолжили то, что начали основатели и поэтому сами стали частью души тех Учителей, сила которых не исчезла и, на самом деле, благодаря последователям, стала намного мощнее. Сейчас многие говорят фразы, вроде этой: «Да, вот раньше были в традиции натхов Горакшанатх, Матсьендранатх, Чаурангинатх, где же они сейчас? Они в традиции и она священна. Однако каждая традиция, несмотря на множество своих последователей и свою древность, имеет свои, на вид, «ограниченные правила». Эти правила лишь кажутся такими, но, на самом деле, они - сущность учения, они трансцендентны для тех, у кого есть духовное видение, и оковы для тех, у кого этого видения нет. В каждой традиции есть основное и приложение. Что является основным, надеюсь, для многих читающих понятно. Что же является приложением? Приложение может быть разным, допустим, в некой сампрадае жил да был некий натх-йоги, он учил бхакти и верил в Кришну (натхи могут верить в кого угодно, рассматривая данный объект как проявление Горакшанатха). И, допустим, этот натх-йоги изобрел свою систему (таких тоже немало), так вот, приживется в сампрадае эта система или нет, и будет показателем того, какого рода это приложение. В будущем оно может стать для всех священным, но также может быть предано забвению, в связи с тем, что некто может оказаться круче и предоставить систему получше. Так вот, когда кто-то в традиционные системы привносит изменения, то нужно учесть то, насколько они будут приняты основной частью сампрадаи. Конечно, в веданту можно включить обилие хатха-йоги, но будут ли ее практиковать в крупных ведантических орденах также, как например, на Западе? Это одно. Второе, допустим, натхи рассматривают хатха-йогу как метод достижения самарасьи - единство Шивы и Шакти, а ведантические Гуру будут использовать хатха-йогу как технику разогрева тела и спасение от морозов в горной местности, тут, Вы меня извините, это будет не одно и тоже. А потом получится, что некий ведантический Гуру скажет: «Я учу истинной йоги», и дальше пошло поехало, все ему поверили и на Западе начали нести его учение, по сути, не веданту и не йогу, которой учил Горакшанатх. Примерно так и появились тенденции верить, что йога - это в основном практики тела. Да и как тут не поверить, цвет кожи у него темный, он коренной житель Индии, традиция тоже есть, брахманический шнур и данда, все как полагается, а значит и йога, которой он учит - традиционная. А тому, кто посмеет сказать, что это нетрадиционная йога, придется очень нелегко, особенно если такой Гуру уже оброс тысячами или миллионами последователей. Тем более, как же не поверить в то, что эта йога настоящая, если у этого Гуру так много последователей? Массовость влияет на всех гипнотически, так что сомнения остаются только очень глубоко в душе, которая спит. Но мы знаем массу примеров того, как в любую придуманную идеологию могли поверить даже не тысячи и миллионы, а целые нации, пожалуйста, идеология Гитлера, Сталина, Муссолини. Кто бы мог усомниться в правоте учений этих личностей? Но как потом выяснилось, ошибаться могут даже миллионы. Поэтому величина последователей на какой-то отрезок времени еще не показатель истинности учений. Истинно только то, что проверено веками, а не временным промежутком, в течении каких-то нескольких десятков лет.
Теперь я все-таки продолжу тему, поклоняться ли не своему Гуру в традиции или нет. Если Вы не в традиции, то ok, но тогда и не надо называть себя традиционным направлением. А вот если ты - посвященный адепт в сампрадае, то при даршане Гуру, даже не своего, нужно совершить поклон или коснуться стоп, а потом - своей головы. Никто не говорит, что надо делать тысячи простираний, но даршан - это священное мероприятие. Выше я уже писал, что вся традиция - это кула, она - продолжение и неотъемлемая часть того, кто ее основал. И не важно, какой это Гуру - совершенный или нет, ведь и через несовершенных может идти сила, даже если она не осознается им самим, Вы можете не знать, как эта сила проявляется. Может быть, и так, что Вы «от Гуру» получите то, чего может не знать и сам Гуру. Для Вас это звучит абсурдно, понимаю, но, на самом деле, и такое бывает. То, что Гуру может быть несовершенен - это не ваши проблемы, а его. Вы пришли получить шактипат от того, что может провести через себя силу Горакшанатха. Вас никогда не посещала мысль, как безжизненные каменные статуи могут передать Вам мощный шактипат во время пуджи? Как, если это обычный мрамор? А вот, оказывается, могут, и, причем, передать его не совершенным йогинам, а тем, кто живет на уровне чувств и материального ума. Йога может сделать этих людей духовно грязными и эгоистическими, а поклонение тому, чему, казалось бы, поклоняться нелепо - их может реально почистить. На самом деле, они не могут понять, что они поклоняются не янтрам, не плохим и хорошим Гуру, не кирпичам и железу с древесиной, а собственному сознанию. И если в нем есть хотя бы какая-то часть, которая не от вашего эго, не от вашего эмпирического ума, то именно она заставит холодные статуи излучать силу. И даже грязные, подлые, жаждущие денег гуру Вас приведут к духовной чистоте.
Недавно один мой ученик спросил у меня: «Гуруджи, я видел всех ваших Учителей, но никто из них не способен дать такие знания, как Вы, а не которые даже оказались просто бакшишистами. Неужели Вы не видели, что они такие? Неужели Вы не видели, инициируя некоторых людей, что из них ученики – никакие, и что некоторые станут негодяями?» Видел, я и сейчас вижу, что ко мне приходят такие люди. Я и сейчас вижу, как те, кто жаждут навредить моей деятельности, подсылают мне кого-то в ученики, чтобы собрать про меня информацию, выудить практики. Просто я НАД этим всем: я НИКОГДА не посвящал негодяев, и никогда у них не посвящался, то, что я вижу в людях - это одно, а кем они станут или являются уже таковыми - это другое. Я вижу в них свет, в первую очередь, для себя самого. Если кто-то окажется подлым существом и начнет вредить остальным, то я тщательно взвешу, у кого больше шансов прогрессировать: если у остальных, то я им скажу правду о том ,что я думаю о данном человеке. Просто потому, что это может помочь людям способным развиваться. Ведь, несмотря на то, что они могут реализовать определенную духовную чистоту, все же они еще в начале пути и поэтому слабы, если они соприкоснутся с бакшишистами и чернушниками, то неизвестно - выдержат ли они такое испытание. Человек может, будучи еще духовно слабым, вообще разочароваться в традиции только потому, что его обманул какой-то бакшишист, но, в принципе, этого может не случиться, если я скажу то, что должен сказать.
Поэтому, несомненно, в этом плане Ганеш прав, но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Если видеть один негатив (а почему его не должно быть?), то тогда можно вообще сидеть дома и не ездить никуда, оставить поиски еще до того, как начался твой путь. Я просто убежден в том, что ни один нормальный гуру не примет в ученики того, кто, приходя к нему на даршан, говорит: «Привет, братуха, держи пять». Такого рода “искателей истины” могут “накрыть” шат-кармами спецы по абхичаре, но, явно, не Садгуру. Садгуру запустит в такого «практика» железной падукой, в лучшем случае, а в худшем - поговорит с ним о погодке в России, а потом скажет, что очень занят.
Конечно, Ганеш в некоторой степени прав относительно того, что надо быть осторожными, а так же, что не надо все слепо копировать. Но, в более широком смысле, он смотрит исключительно с позиции того, что ему самому лично приемлемо, а что - нет, но надо же подумать и обо всех остальных. Ганеш рассуждает о той среде, в которой живет, не видя многих процессов со стороны, поменять-то аутентичные традиции в СНГ всегда все успеют, некоторые уже их меняли, даже не относясь к ним на уровне самых элементарных посвящений. В России вообще все очень муторно: столько всего искажается и переделывается всеми, кому не попадя. Поэтому я считаю, что некоторый мой кажущийся категоризм в данном случае будет очень полезным. Иначе, ситуация не выйдет из замкнутого круга. Этот круг надо просто разорвать. Я знаю, что будет сопротивление, но это не важно. В СНГ действительно много духовной хронической мути, людям не по душе саттвичные формы индуизма, правильное отношение к Учителям. Поэтому надо бы немного подразбавить, а потом поговорим о «не слепом подходе». На данный момент ситуацию в СНГ в сфере аутентичного индуизма я оцениваю как застоявшуюся на уровне болота, поэтому не вижу смысла публично говорить об эксклюзивности «гибких путей». Так показал мой опыт, да и опыт других: многие видели, к чему привела широкая пропаганда «каулизма», тем более такого, который не был, на самом деле, аутентичен, а так же к чему привело то, что о нем говорили бывшие хиппари, путешествовавшие по Индии, а ныне - философы и обучающие истории йогических школ. Они часто подают неадекватную информацию, все грубо искажая, тем самым демонстрируя грубейшее невежество. Я против этих явлений, мне терять нечего: я не знаю, буду ли я в будущем, года через два-три писать на форуме, буду ли жить в СНГ - скорее всего - нет; мое дело - сказать правду, не кривя душой, а дальше все уже само станет на свои места. На самом деле, мне ближе всего путь затворничества, но перед тем, как я уйду, надо сделать несколько добрых дел.