Джая Шива Горакшанатх!
Согласен, это сложно. Во-первых, потому что большинство людей изначально ориентируются на многочисленные авторские разработки (это не упрек в адрес кого бы то ни было, разработки могут быть и вполне достойными). Как в среде новоизобретенной йоги, так и традиционной, есть свои профаны, и есть профессионалы. Причем на эту тему есть много ошибочных мифов, например, когда человек говорит о том, что он якобы много лет занимается йогой (пусть это и так) и, стало быть, профессионал и опытный практик. Но при этом, редко кто учитывает, как он практиковал, чем руководствовался. Были ли условия, которые этого человека могли развить как личность? Развиваться можно с перекосами во что-то, так, что вместо духовной практики, эта «йога» превратится в средство развития «эго», а в некоторых случаях, если практика неграмотно отстроена, можно и физическому телу причинить вред. Так вот, везде много неадекватных практикующих, в Индии тоже, в Традиции меньше, но тоже есть. Кто-то может там просто отсиживаться, так как это, в принципе, проще, чем жить как обычный человек. Кто-то из иностранцев может также формально посвятиться, не пройдя долгого обучения и использовать бренд Традиции для того, чтобы стать знаменитыми, богатыми и обладать властью, что, как правило, взаимозависимо. А вся причина только в том, что у данного человека не было условий, в которых он мог бы сущностно поменяться. Особенно если учесть то, что в Индии многие Гуру могут покупаться за деньги. Кто-то из иностранных «йога-туристов» мог вообще посещать Индию всего пару недель, или мог «прозагорать» на пляжах Гоа, а на родине говорить, что он практиковал «тапас». Как это проверить, если индийские «гуру» куплены? Некоторые Учителя в Индии мне на эту тему говорили: «Какая разница? Надо дать возможность всем быть Гуру, как у нас в Индии, и не будет проблем, каждый сам себя покажет, каков он». Действительно, в западных странах многие называются «гуру», не имея вообще никакой аутентичной духовной линии, и многие даже не особо задумываются над тем, так это на самом деле или нет. Некоторые просто играют на доверии, сначала в него втираются, а потом, став «гуру», проявляются во всей красе. Вот я одного такого знаю, который учился в ТС, а потом «типа» стал «преемником» непонятно какой традиции: «каула, кундалини-йога, трика». Когда я с ним познакомился, он мне сказал: «Ты не называй себя Гуру, я вотрусь в доверие к клубу Сатнам, потом назову себя гуру, мне ведь сейчас ссылаться не на кого, так как ТС уже «показала» себя. Может, в Индии ты найдешь мне формальную крышу?» Странно, если человек себя считает Гуру, то называл бы себя так сразу, зачем сначала людям в доверие втираться, а потом становиться «типа» Гуру? Если человек знает, кто он, то ему все равно, что о нем думают. Разумеется, я отказался подстраиваться под него, поскольку, в отличие от него, я в Индии жил долго и реально там практиковал. Это не мои проблемы, что кто-то предпочел учиться у лже-гуру, такая карма у этого человека, а у другого - дхарма учить в соответствии с тем, чему он научился у реальных индийских Учителей. Вот вам конкретный пример того, чем может закончиться дружба с теми, кто идет неправильным путем. Я считаю, что каждый должен заниматься тем, в чем он силен: если кто-то силен в традиционной садхане, пусть он движется в этом направлении, если кто-то интересуется экспериментальной йогой - флаг ему в руки. В сфере общей йоги будет лучше, если каждый будет следовать своему, не подстраиваясь под других, и, как ни странно, именно такая ситуация ведет к качественной конкуренции, а следовательно, и к качеству того, в какой сфере у тебя основная личная сила. Поскольку для нейтрального человека, который начинает все с нуля, лучше, когда ту или иную систему, будь то авторская или же традиционная, подают в качественном виде. При безграмотном смешении получается бардак, если кто-то такому последует с самого начала, то он запрограммирует свой дальнейший путь на то, чтобы он стал путанным. Я знаю в России тех, кто, не имея посвящений в линию натхов, начал придумывать свои «натха-пантхи». Хорошо, если бы это делали грамотно, но в том-то и дело, что это делается «от фонаря»: съездили в Индию, от кого-то из Гуру что-то услышали и все перевернули на свой лад, будучи в Традиции никем. Причем никем - это не преувеличение, а правда.
Поэтому куда лучше все-таки разделять. Понимаете, йога в своем истинном виде должна делать людей чище, в первую очередь, как людей. А если человек склонен к обману, гордыне, манипуляциям, оскорблению авторитетных Гуру, садху, то это говорит только о том, что йогой он занимался неправильной. Конечно, по частностям судить о ком-либо сложно, а вот по всему, что человек делает и чем является, можно. Да, надо учесть все факторы, которые я ранее перечислял, по ним реально можно понять, кто есть кто. Кто-то может, например, знать санскрит, но мало учился у квалифицированных Гуру, кто-то мог просидеть возле Гуру, немало по времени, но при этом не знает доктрину традиционной йоги. Кто-то мог нахвататься информации, зная язык, нахватав поверхностных знаний того, что не реализовано в жизни. Вот это называют перекосами, наличие которых говорит о том, что такой человек не может быть Гуру, способным других вести по правильному пути. Потому что такой человек будет передавать другим свои несовершенные качества. Если вы не знаете таких Гуру или пока находитесь на таком уровне, что неспособны их воспринять (я говорю не о Вас), то тогда, может быть, просто не стоит спешить в выборе Гуру, просто надо изучать все о Традиции по наиболее адекватным источникам. В России, на Западе реальные Гуру есть, их, правда, немного, но в Индии таковых намного больше. Можете в Индию поехать и там найти, если русским нет доверия. Но, опять же, не так, чтобы это делать кому-то назло. В России многие едут и посвящаются, чтобы быть для всех эксклюзивными, и в результате находят в Индии кого попало, просто чтобы «гуру был», а не потому, что этот Гуру может научить большему, чем те, кто есть в России. Вот это очень распространенное явление, при этом сразу же распознаваемое. Как правило, такие «ученики с наличием гуру» ничего нового не способны донести, обычно это информация из популярных книг или же передранная из русских или англоязычных интернет ресурсов, которые уже были до них.
Если доносить до всех верную информацию о Традициях, при этом указывать, что к ним относится, а что нет, то постепенно все прояснится, указывать нужно и то, что не относится, конечно, я знаю, что будут недовольства и разговоры о том, что «тут всех очерняют, одни они хорошие». Мне лично все равно, пусть говорят. На самом деле, несмотря на все, что я написал, упоминая таких учителей, как Йоги Бхаджан, Дхарма Митра и др., я никогда ничего не имел против них, и сейчас отношусь к ним с большим уважением, но записывать в традиционную йогу кого-либо, совершенно без серьезных на то оснований, я не могу. Правда - превыше всего. В каком-то смысле традиционны все, так как источник йоги один, и он дал всему импульс для развития, но вопрос в том, насколько они близки к этому источнику. Именно по этой причине в Натха-сампрадае дикши передаются, не в зависимости от той или иной техники, а в соответствии с уровнем знаний, с тем, насколько ты предан Традиции и Учителю, насколько утвердился в Традиции. Для этого нужно как следует выложиться, в плане усилий, находясь в Традиции. Потому что, без соответствующей отдачи не будет обмена, и еще, важно то, какого рода этот обмен. Если вы неискренне жертвуете себя, то совершенно глупо надеяться на то, что кто-то из реальных Учителей пожертвует Вам то, что считает сокровенным. Это – правда, как она есть.