Однако я несколько другую проблему хотел поднять своим вопросом, является ли сама по себе вера сидхи и великим божественным даром и качеством, также связана ли вера со знанием? В Евангелии, например, Иисус говорит, что "Верующий в Меня не умрет, а обретет жизнь вечную, а если умрет, то воскреснет". Конечно это интерпретируют, что воскреснешение будет после смерти, а я так и прямо это понимаю и понимаю, что нет у меня веры, так как нет осознания что есть жизнь и смерть. Была бы вера и камень мог бы стать божественным Храмом, и в камне можно было бы увидеть Бога.
Эта фраза из Евангелия необычная. В христианстве, если я правильно понимаю, ее воспринимают как веру при жизни, праведность при жизни, которая ведет к обретению высших плодов после смерти. Но смысл-то мог быть и другим, там сказано, что "верующий не умрет, ... а если умрет, то воскреснет" - это можно понимать и как смерть в отношении мира, и осознанность в том, где другие мертвы, в общем-то, состояние дживанмукти. И потом, мы ведь умираем постоянно, каждую секунду, и каждую секунду воскресаем в том смысле, что у садхака никогда ничего не повторяется, у него всегда все новое, а старое он оставляет. Тот, кто не является садхакой, может жить всю жизнь каким-то прошлым отрезком времени, поэтому он мертв для развития. Один мой Гуру как-то мне сказал: "Матсьендранатх, запомни одну истину - правда в новом". И в самом деле, многие т.н. "комнатные мистики", эзотерики и даже "традиционалисты" обычно закрыты от большой жизни; духовная, интеллектуальная среда, которая, с одной стороны, не сверхдуховная, с другой - не от мира сего, отрывает их от реалий большой жизни. Они говорят о каких-то пранах, Кундалини, тайных созерцательных практиках, но к чему все это их привело? Они такая же часть социума, своеобразная, конечно, и в чем-то даже выпячивающаяся из него, но все-таки они от него. Они мертвы, не в том смысле, как это сказано в Евангелии, мертвы на уровне своей ограниченной личности, мертвы именно как маленький комочек эго, закрытый от мира, они часть мира и ищут, как бы им куда приткнуться, чтобы поверить, что они нормальные, как все. Конечно, никаких там пробуждений Кундалини нет, несмотря на мурашки в теле и т.п. Кундалини - это раскрытие сознания, трансформация всего того, что в тебе косно и мертво, у такого человека появляется сверх-восприятие всего вокруг, он не находится где-либо, он во всем сразу, и он также не цепляется ни за что, даже за себя, но он знает себя. Конечно, с таким же успехом я могу сказать, что он не знает себя, потому что многие под знанием себя понимают именно некую форму, как нечто фиксированное. Форму, с которой можно что-то сделать. Ее можно куда-то пристроить. Вас все хотят пристроить куда-то и омертвить тем самым, потому что когда вы понятны - вами можно управлять, а управлять другими люди стремятся, как правило, когда не желают меняться сами.
Что касается видения Бога в камне, действительно, есть такая тема. Разные школы на эту тему ведут дебаты, классический пример - идейные войны последователей правого пути в тантре и левого, кто-то утверждает, что Бога надо видеть в камнях, а кто-то, что в людях, особенно в красивых женщинах . Но, в принципе, и те и другие, прежде чем начнут почитать камень или красивую женщину, сначала сделают авахану, представят Божество в сердце, а потом перенесут его на объект вовне, положив туда цветок. Значит, это Божество с самого начала все-таки было в их сознании. А видим мы его в камне или еще в чем-то внешнем, зависит только от нашего сознания, божественная женщина или божественный камень - это только наше определенное сознание. Если один видит Бога только в женщине, а не в камне, то это значит, что его сознание ограничено, или он на самом деле видит вовсе не Бога, а его часть, но при этом заявляет, что он не "пашу", а последователь широкого пути. Это все чисто человеческие предпочтения, и, несомненно, в них есть своя обусловленность, так как настоящий духовный путь устраняет шаблоны в сознании, а не порождает их. Конечно, путь раскрытия трансцендентного сознания не так прост, сам поиск - показатель того, что вы продвигаетесь. Многие тексты часто говорят о достижении и обретении сиддх, о становлении сиддхами, освобожденными, но я считаю, что достижения быть не может, потому что больше нет достигающего. Он, конечно, существует, но о нем сложно говорить ограниченными определениями. По этой причине я не называю себя достигшим, просветленным и т.п., не потому, что боюсь издевок в свой адрес, над такими ведь принято смеяться, хотя, это не показатель, что смеющиеся уже сами устранили свое эго, нет, просто я считаю любые определения ограничителями, и понятие "достижения" многие очень неверно понимают.
Один мой ученик, съездивший со мной в Индию, спросил меня: "Ну что, теперь я прошел все испытания, я достиг?". Странный вопрос, который, кстати, говорит о том, что не только не достиг, но и остановился в развитии, люди хотят достичь, чтобы остановиться в развитии. Может быть, как раз то, что Вы чувствуете, что у Вас нет веры и нет никаких достижений - очень даже и неплохо, возможно, серьезных нет, но у Вас есть стремление, а это уже кое-что. Было бы намного хуже, если бы Вы считали, что уже схватили "Бога за бороду". Так вот, я просто ничего не ответил в тот момент этому ученику, я не дзенский мастер и махать дандой не буду, жизнь помашет, она не замкнута на сампрадае и секте, очень быстро дает почувствовать истинное положение дел, каждому по-своему, конечно, в зависимости от его слабых мест.
И еще, Вы говорите, что сложно найти достойного Гуру, пусть так, Гуру тоже могут считать, что сложно найти достойных учеников, я же считаю, что редки просто развивающиеся люди. Можно поверить и в то, что Гуру - сама жизнь, но тогда надо к ней очень серьезно относиться. А если Вы себе найдете реального Гуру, воплощенного в теле (не в астральном плане и не портреты мертвых или тех, от кого не услышишь то, что ты осел), то тогда нужно Гуру воспринимать как саму жизнь (это нелегко), а лучше – больше, чем жизнь, кто над ней. Жизнь нам дает очень много уроков, и в ней очень много всего случается, как приятного, так и неприятного, особенно для тех, кто хочет жить по-крупному. Некоторые мои ученики думают: "Почему же Гуру так долго мне не отвечает на мейл, он так много пишет на форуме". Потому что это прочтет большой мир, а когда ученик захочет быть таким как большой мир, я буду с ним говорить один на один, и это не мое наплевательство на человека, а скорее, мое искреннее желание его поднять на совсем иные уровни. Может быть, кто-то когда-нибудь и поймет мой уровень действий, но пока или я один и с большим миром, или ученик с большим миром и со мной. В свое время я тоже не понял быстро и не оценил ту атмосферу, которая на данный момент в Индии в великой Натха-сампрадае. Сампрадая предназначена для того, чтобы развивать тех, кто стал на путь йогической садханы, а чем же проверяется уровень достижения в йоге, деланием сложных асан или знанием текстов? Знанием санскрита? ОК, это все хорошо, но этого мало. Уровень должен проверяться постоянно и проверяться всем тем, что есть в Сампрадае, даже тем же многочисленным кидаловом, курящими чарас садху, их тупостью, да, да, этим тоже. Разве этого всего нет в жизни? А вы хотите ее преодолеть? Вы читали в книгах слова из нескольких букв "преодолеть сансару", но вот вам реальная сансара, вот вам и знания в ней, садху, которые знают шабар-мантры, но напрочь не соображают в текстах йоги, а тут вам садху, который знает тексты, но ничего не практикует и большую часть времени посвещает политике, а другой знает карма-канду, но ничего не знает о практиках йоги, еще один выполняет только практики йоги, но не все, а что-то конкретное из них, вот она - сансара, махамая-махавидья, - учись. Вот он - Гуру, да, это тот Гуру, который вам дал вход в Традицию, мы видели его только лишь как одного человека, через него мы пришли и раньше не понимали, что через него нас привела сама Традиция к себе, его-то не было. Не было таким, каким он нам тогда казался, не он поменялся, а поменялись мы, так как Гуру не меняется, как мы это хотим видеть, ведь Гуру вечен, он может только меняться так же, как и сам мир.
Мой чира-гуру мне как-то сказал: "А зачем тебе чоти-гуру, я ведь более велик, у меня у самого чира-дикшу многие получили". Но я вижу все иначе, даже если бы моим чоти-гуру был бы тот, кто вообще ни в чем не разбирается (хотя это совсем не так), для меня он - высший Абсолют, потому что в нем Традиция. А Традиция - это очень и очень большая вещь, через нее мы сможем когда-то пойти и дальше, подняться даже над Традицией, но пока и этого много.
Относительно веры и знания. В нашей Сампрадае - это одно и то же, по-моему, и в жизни так же. Знание - это поиск и направление внимания на лакшью, объект пронзания собственным сознанием сферы постижения. Куда мы направляем свое внимание, тем мы и станем, а что это, как не бхакти, что это, как не джняна?