Сапрема намаскара!
Внутри мула-мантры (основная мантра для Деваты) могут быть самые разные биджи, в традиции Шривидья основная мантра - панчодаши, а Бала-мантра может быть сампутой для нее. Шодаши и панчодаши можно соотнести просто с практиками разных садхан, Самайя и Каула, разница кажется несущественной, только лишь в добавлении биджи ШРИМ. Однако сама технология каулического и самаинского ритуалов далеко не одна и та же, это отражено и в мантрах. Еще биджи, которые составляют панчодаши мантру, могут меняться местами, и они будут проявлять Шакти других Деват и их сиддхи. В тантре, вообще, все не так просто и однозначно, так, одной и той же мантрой для одного и того же божества можно реализовать разные сиддхи. Например, практикуя джапу сидя лицом на восток, можно развить вашья-сиддхи, лицом на юг - сиддхи абхичары, лицом на запад - получить богатство (дхан-сиддхи), лицом на север - спокойствие ума «шанти-пхал» или даже в некоторых случаях, при интенсивной регулярной садхане, обрести мокшу.
Вачака-джапа может дать способности к абхичаре, упамшу может привести к спокойствию ума, и еще она благоприятна для пушти-кармы, манасика и аджапа - для духовных целей мокши. Хотя мантра одна, но результаты разные. Более высокие результаты автоматически включают сиддхи более низкого уровня. Если вы практикуете манасика и аджапу, у вас мантра сливается с сознанием и праной. В Шабар-мантрах есть даже техника, когда мантра практикуется с пранаямой. Практически при повторении мантр на уровне манасики и аджапы, мантра не ведет к колебаниям ума, а раскрывает его ровное состояние. В таком случае вы можете иногда даже не делать длинные пурасчараны, а раскрыть сиддхи и при медленном повторении джапы, но с иным качеством. Собственно, йоговские мантры таковыми и являются, и тогда при джапе мантра-йоги садхана автоматически переходит в хатха-йогу, или лайя, или раджа.
Большинство людей глубоко не изучают тему мантр, и часто их джапа скорее напоминает баджан или киртан, с очень поверхностным повторением мантры.
По поводу мантр Трипурасундари: да, все, что Вы указали, есть Трипура-сундари, и ее мантр немереное количество, есть еще Нитья-йогини, мантры Шри чакры, конечно, они все раскрывают разные сиддхи. Трипурасундари можно сравнить с солнцем и его лучами, солнце - это различные йогини, лучи - это Трипурасундари. Каждая йогини - это определенная сила, которая составляет одну Махашакти. Это, примерно, как в теле, один орган выполняет одну функцию, другой - другую, от функции одного зависит работа другого или даже всего организма. То же самое природа той или иной сиддхи, например, в Бхупуре есть йогини, которые связаны с лагхима-сиддхи, много ли вы встречали людей, кто развил такую сиддху? Думаю, что нет. Почему? Потому что, раскрыв одну сиддху, вы автоматически понимаете и природу всех остальных. Есть такой принцип, что одна сиддха помогает раскрыть другую, например, чтобы что-то контролировать (вашья-сиддхи), вы для начала должны видеть, понимать, данный объект, вы не можете управлять компьютером или самолетом, не зная, по каким механизмам там все работает. А это значит, что вам сначала нужна сила ясновидения (дивья-дришти), ведь вы не сможете влиять на человека или события, если их как минимум не видите. Видит не глаз, и слышит не ухо, а видит сознание, но не просто сознание, ведь в сознании может быть много хлама, ментального шума, который забирает силу восприятия. Следовательно, нужно спокойствие ума (манасика шанти), еще одна сиддха. Но как, если вокруг много объектов, которые ваше сознание постоянно выводят из равновесия? Получается, вам нужно применять также возможности манипуляции объектами, а в некоторых случаях и их контроль. Получается, все эти сиддхи - замкнутый круг, где вы должны использовать одну сиддху для раскрытия другой. Я вот в Индии насмотрелся очень много всяческого лохотрона, например, когда какой-нибудь просветленный местный «Бхагаван» материализует пепел, у всех таких Бхагаванов «сиддхи» стандартные, но если вдруг попросить его что-то другое материализовать, то они не смогут это сделать. Или они не смогут точно сказать что-то, например, об удаленных событиях, или сказать, что с человеком было пять дней назад. Они не способны даже на такую мелочь, тем не менее, материализуют пепел, или рудракшу. Эти их сиддхи, на самом деле, просто ловкость рук, отработанные трюки, потому что они все демонстрируются по определенной схеме. Реального сиддху вы никогда не просчитаете, и не узнаете, что от него вообще можно ожидать.
Обычно, если вы чего-то сильно желаете, то это говорит о том, что у вас эта сфера желаний не реализована, на это могут быть свои кармические причины, тантра это учитывает, определяя ваши характеристики, например, по джьотишу, санкхья-шастре, а иногда Гуру просто напрямую видит, что вам подходят мантры на определенные аспекты Божеств, он вам их и передает. Это может быть одна мантра или несколько. Есть, конечно, в Шривидье стандартные передачи, сначала Ганеша-мантра и т.д., но в целом все очень гибко, даже в одной и той же сампрадае.
Важно время передачи, какая мантра может подойти для вас именно в данный момент, потом может быть дана другая, пока вы не осознаете, что все достижения фрагментарны, а любые сиддхи - просто опоры для обретения сущностного опыта, который лежит в основе всего остального. Тогда исчезает деление на низшее и высшее, для вас все сиддхи высшие, между всеми явлениями обретается равновесие.