Какими в традиции натхов являются привязанности к тонким состояниям.
Это - непростая тема. Cогласно многим натховским текстам, существует стхула- и сукшма-шакти. Когда йогин интенсивно совершает садхану, он очищает свое сознание до какого-то уровня, т.е. он начинает четко различать, что такое сознательное, а что такое бессознательное. Конечно, тот, кто много практиковал тапасью (есть ее разные формы), сильно отличается от простых людей, но у него еще может остаться жесткое дискретное сознание, разделяющее на светлое и темное. Есть очищение разного уровня и помрачения разного уровня, например, когда йогин реализует какие-то сиддхи, которые его отличают от простых людей, при этом у него появляется спесь тонкого характера, он может начать жестко подходить к другим и в отношении себя впасть в самолюбование. Особенно это опасно, когда адепт действительно чего-то достиг, что тоже явление не такое и частое, обычно все куда проще, многие не поднимаются и над простым социальным уровнем. Но все же если кому-то это удается, то он подобен человеку, который шел в темноте, проехала машина, посветила ему фарами в глаза, потом, когда уехала, он уже не видит ничего в темноте, он видит одну темноту. Так и с йогином на определенном этапе практики, когда ему открываются разные тонкие сферы и он начинает не смотреть, а видеть, то он может видеть несовершенства людей. Например, если вы видите тонкий план, то там не существует такого обмана как в обычной мерности, там только одни мысли и чувства, в обычном состоянии вы слышите человека, он вам может говорить одно, а думать совсем другое. Он может вам говорить о том, какой вы хороший, а на самом деле вас ненавидеть, пытаться развести на какую-то выгоду, а потом как-нибудь кинуть. Думаю, не нужно это все подробно описывать, так как подобные явления сплошь и рядом, мы все с ними имеем дело в том или ином виде - речь не об этом. А если вы видите все как есть, то для вас уже нет такого понятия как неправда, вы даже можете не слушать, что вообще человек говорит, вы видите, как он думает на самом деле. Или, например, многие хотят знать свои прошлые жизни, но, как правило, они из этой помнят наиболее яркие санскары, связанные с большой радостью (в их понимании) или горем, иногда нам неприятно что-то вспоминать даже в этой жизни. А если он вспомнит, например, когда в прошлой жизни был животным и его убили? Я знаю одного крепкого человека, который занимался боевыми искусствами, он никогда не плакал вообще, очень крепкий человек, потом стал практиковать ци-гун, и начал раскрывать разные сиддхи. В один прекрасный момент у него стали всплывать из памяти какие-то фрагменты прошлых жизней, где он в средневековье рубился в побоищах, он там видел море крови. После чего он стал заново переживать те прошлые состояния, он был в полном шоке, так как память прошлого перенеслась на настоящий момент, на то тело, в котором он был сейчас. Тогда он поменял все свое отношение и к этой жизни, понял, насколько она фрагментарна, а заодно и к будущей тоже, это связано, потому что будущее - это логическое продолжение прошлого и настоящего. Если ты понял, что прошлое в основном в твоем сознании, то в каком-то смысле есть некая его иллюзорность, в этом плане такого понятия, как прошлые жизни, по сути и нет, хотя они фактически могли и быть. А также, исходя из этого, нет настоящей и даже будущей жизней, есть только наше сознание. Я бы сказал большее: это сознание внеличностное, в том понимании, как мы его воспринимаем чаще всего, оно не ограничено существованием себя как ограниченного фрагментарного явления. Я беседовал с некоторыми мастерами йоги в Индии и Гуру, мы обсуждали мой опыт, он таков, что я осознал саму теорию прошлых жизней как относительную, и в этом плане, возможно, многие христианские учения правы, но они не особо аргументируют то, о чем массово заявляют. Чаще всего их ответ таков: «на все - воля Бога, и нам не дано знать, почему, согласно нашему учению, нет прошлых жизней». Кстати, в ранних ведических самхитах тоже нет никакой, как я потом понял, трансмиграции, это все мы встречаем уже в более поздних писаниях. Одним словом, есть масса разных «измов», которые дают ту или иную трактовку чего-либо, все они полезны и интересны, но Горакшанатх учил быть вне их, хотя и прислушиваться к ним, не так, чтобы отрицать полностью или возносить что-то одно.
Так вот, «превзойти тонкое» - означает то, что каждый момент для вас становится сахаджа-садханой, даже бессознательные проявления вы на таком уровне воспринимаете как одно из проявлений Шакти. Кто-то из стандартных садхаков пытается сначала почувствовать различие между сознанием и бессознательным, а кто-то, кто для себя получил такое определение, идет дальше. В Индии можно встретить йогинов, которые живут в пещерах, это очень сильные личности, есть такие, которым 150 лет и больше, они регулярно контролируют дыхание, разные проявления праны на уровне тела. Если вы с ними пообщаетесь, и они вам что-то искренне скажут, зачем они все это делают, то смысл будет примерно в том, что жизнь – Майя, и в ней много мрака. Если такой йог попадет в социум, где кругом одна фальшь, много самых разных помрачений, много человеческих слабостей повсюду, то такие йоги могут очень быстро «посыпаться». Они уже не будут так светится, у них появятся морщины, усталость на лице, у них появятся враги, и чем больше они будут сопротивляться, тем врагов будет становиться все больше и больше. Вот я и задавался всегда этим вопросом, неужели йога - это крайний уход в пещеру, с полным отрицанием жизни со всей ее тяжестью? И многие садху мне именно так йогу и преподносили, не только они - многие индусы. На самом деле, классические индусы такие направления как аштанга-виньяса, аэнгар-йога, сукшма-вьяямы разных современных школ - йогой не считают, не подумайте, я сам не против этих систем, просто констатирую факт. Для большинства хинду йога - это что-то близкое к уходу от жизни, оставлению всего мирского, остановка всех жизненных функций, остановка колебания сознания. Разумеется, все это далеко от фитнеса и систем, близких к нему. Но некоторые Гуру мне объяснили другое, и я видел их теории реальные подтверждения, это - не просто концепция, ряд таких йогинов этот подход смогли реализовать на практике. Горакшанатх, Матсьендранатх - тоже тому наглядный пример. Вся тантрическая йога натхов или каулов (я про настоящих) ориентирована на то, что все состояния, совершенные или несовершенные на вид, есть выражения одной Шакти, или, можно сказать, Шивы, они оба есть высшее сознание. Согласно линии натхов Шива и Шакти всегда нераздельны. Хотя тексты и говорят о том, что Кундалини спит и ее надо пробудить, но Кундалини – это, на самом деле, вообще все проявление, какие-то ее аспекты всегда спят и будут спать, а какие-то - всегда бодрствуют. Так мне объяснил Гуруджи Митхлешнатх и некоторые другие Учителя, это также и мое личное восприятие, реализованное на собственном опыте, поэтому я не просто принимаю то, что говорят мои Учителя, а на самом деле искренне в это верю. Нет ничего мертвого в этом мире: даже когда мы говорим о смерти и о том, что она противоположна жизни, мы говорим не о жизни в широком смысле, а об относительной жизни, но есть жизнь вечная, которая в себя включает смерть или много жизней-смертей. Для простых людей (не йогинов), эти последовательности размерены и определены, но не для настоящих йогов, потому что если вы, настоящий йог, захотите в этой жизни прожить все, то вы сможете это сделать. Ко мне один раз пришел человек и сказал: «Мне нужно знать только одно: вы достигли мокши или нет? Скажите мне, пожалуйста, честно, если достигли, то я стану вашим учеником, если вам еще предстоят жизни, то я буду искать других Гуру». Человек не знает сам, о чем он спрашивает, он прочитал про инкарнации, мокшу в книгах, он озабочен своей женой, которая ему регулярно ставит рога, своей работой, на которой он всегда горбатится, не зная зачем, и тут он меня просит о честности и еще ставит мне условия. А я не должен обманывать людей, я должен раскрывать им хоть какой-то аспект истины, которая хотя бы немного выше их уровня понимания. С самого первого общения видно, на что человек направлен, я понял, что совершенно бессмысленно говорить что-то большее: если я скажу правду, он все равно ее не воспримет. Поэтому я ему сказал так: «У меня еще предстоит бесконечное количество жизней, а также во мне очень много всего нечистого, больше, чем у кого бы то ни было, поэтому если ты просишься в ученики, то лучше не спешить, а хорошенько подумать». Дальше начались стандартные реплики: «Да, но как так, вы же - Гуру, а как можно быть Гуру, если у вас есть малы и если вы готовы еще и еще воплощаться»? В общем, он, конечно, получил небольшое смещение своей привычной системы восприятия, но не так, чтобы совсем, настолько, чтобы стать учеником, но все-таки я ему помог, чем мог, и наши пути как бы разошлись. Рядом сидели несколько моих учеников, которые всю эту картину видели полностью. Один из них мне говорит: «Гуруджи, я чувствую, что у Вас большая реализация, не могу сказать исчерпывающе, почему я так считаю, но что вы имели ввиду, говоря о том, что готовы еще много жизней воплощаться?». Ему я уже объяснил больше: потому что будущие жизни все находятся в этом моменте, и в одной жизни мы может «воплотиться» много раз, сжимая время, но какой смысл объяснять то, с чем человек никогда не соприкасался вообще? Он думает о мокше, вычитав из книг стандартные объяснения, если сознание у него крайне дискретное, какая там мокша? Ему хотя бы немного успокоить свой ум и научиться просто смиренно слушать большее, чем то, что согласуется с его ограниченной кармической личностью. То, что мы считаем помрачениями, не есть, по существу, то, что отлично от чистого сознания: есть Махамайя (ВЕЛИКАЯ иллюзия), и есть Махавидья (ВЕЛИКОЕ знание), и они - ОДНА реальность. Эта реальность заставляет невежд думать, что одна ее часть - низшая, а другая - высшая, одна бодрствует, а другая спит, но высшая - реально не может спать никогда, даже когда какие-то ее аспекты ограниченному существу видятся как «спящие». Поэтому даже когда вы спите - это крия, даже когда вы едите - это крия, когда вы в гневе - это крия, это - одна божественная сила, которая играет с вами разными способами. Правильный йогин должен научиться практиковать всегда, непрерывно, его практика не прекращается никогда, чем бы он ни занимался, даже тем, что внешне кажется не имеющим к садхане никакого отношения, - это должно для настоящего йогина стать такой же садханой, как если бы он сидел в пещере. Все находится в нашем всепроникающем сознании, просто разные люди на разных этапах практики это чистое сознание видят на доступном в данный момент уровне. Этот уровень не стоит фиксировать, его надо расширять. Как? Очень просто - его противоположностями. А что может раскрыть чистоту как не темнота? Высшую чистоту раскрывает высшая темнота, высшее сознание раскрывает великое бессознательное. Таким образом, моя практика не останавливается никогда, даже когда я не сижу в Индии в каком-то заброшенном месте, удаленном от социума, даже индийского, а нахожусь, например, где-то в России и сижу - пью чай, с кем-то разговариваю, в тот же момент и происходит моя практика. Кто-то начнет возмущаться и нервно всем говорить о том, что Учителя, йоги, истинные адепты, например, не пишут на форуме, но истинные адепты могут делать все что угодно, и именно потому, что их поведение не вписывается в привычные рамки, они и являются практикующими. А может быть, я резко оставлю этот форум, когда ко мне все привяжутся и будут от меня ждать чего-то тут конкретного: никак не объяснив свое поведение, я это оставлю, если в этом будет какой-либо многозначительный смысл, почему бы и нет? Абсолют - где угодно, да хоть на интернетном форуме, или на шкуре тигра, которая постелена на кушасану, где вы делаете джапу, он - в равной степени во всем, в каждой точке пространства, в каждом аспекте времени. Разумеется, это не означает, что надо оставить нитья-садхану в виде джапы, игнорировать все ниямы, они тоже - часть общей картины мира, важная часть. Просто по мере практики вы можете более разборчиво подходить к тому, когда и что вам практиковать, для начала можно начать с элементарных ниям, пусть вначале они будут даже и на уровне какого-то просто слепого выполнения, потом можно менять подход в садхане на более гибкий. Например, делать более короткую пуджу или меньше читать джапу, можно ограничить количество асан или пранаям, но перевести то, что есть, на другой качественный уровень. Обычно мастера той же хатха-йоги регулярно делают небольшое количество асан или мудр, но состояние от этих практик может отличаться от тех, которые делают другие или от тех, которые у них самих были до того, как они достигли такого уровня. Параллельно практике меняется и отношение к социуму, его восприятие, качество проживания событий, их количество и т.д. В общем, можно много написать по этой теме, но думаю, общаться с кем-либо на такого плана темы есть смысл тогда, когда знаешь человека и когда видишь, что он стабилен в своей садхане и пути. На форуме я пишу такие большие постинги, так как многие мои практикующие ученики читают этот форум. Какие-то общие вещи легче писать для всех на форуме, чем каждому одно и то же отвечать на многие письма. Может быть, со временем тут возникнет потребность в создании отдельного закрытого раздела для обсуждения каких-то тонкостей, конкретных практик теми, кто регулярно практикует. Пока что таких людей не так и много, и нам проще общаться лично, собираясь вместе через скайп. Но если опытных практиков будет больше, то может быть, нужно будет для них делать отдельные разделы форума. Какие-то техники тут обсуждать особого смысла просто нет на данном этапе, некоторые - вообще работают только при передаче.