Сапрема намаскара!
Сиддхами классически считают сверхчеловеческие способности, это самое распространенное определение, если не отвлекаться на разные смысловые контексты. В шастрах говорится, что они развиваются с помощью алхимии. У натхов на данный момент если такое и встречается, то исключительно в виде внутренней алхимии, рассматриваемой как йогические процессы. Далее, сиддхи, полученные с помощью тапасьи – это непростое понятие, которое многие переводят как аскетизм, хотя основной смысл тапаса, как аскетизма, не следует принимать за самоистязание, как многие понимают, а скорее как регуляцию. Тапас – это приведение всех склонностей, различных крайностей к золотой середине, что, конечно, иногда подразумевает определенный контроль. От тапаса развивается саттва и огонь, которые - не что иное, как равновесие полярностей. Выстраивание равновесия ведет к чистоте видения, оно – к выявлению причин, скрытых сторон всех явлений, и в конечном результате это ведет к приведению под осознанный контроль разных сил природы. Другой способ развить сиддхи – это мантры, «ман» - ум, «тра» - раскрытие, распространение; мантра – средство раскрытия различных качеств сознания. Иногда мантру даже отождествляют с сознанием. В мантре важное значение играет звук, есть его разные градации, но даже если рассматривать звук на уровне произнесения (вачака), он связан с физическим элементом, эфиром, а эфир – самый тонкий из всех материальных элементов, поэтому звук, как связанный с акашей, очень эффективен при влиянии на развитие сознания. В мантрах есть свои правила, их очень много, существует шестнадцать частей мантра-йоги, важных для садханы. Другой способ развить сиддхи – это авеша, тантрическая практика, которая подразумевает нисхождение того или иного Божества в тело практикующего, после чего происходит отождествление индивидуального сознания с силой Божества - тоже одна из практик, в которой много своих мистических тонкостей. Есть масса других способов, связанных с разными видами «йоги», которая означает связь, т.е. связь с теми силами, которые превосходят обычный уровень человеческого существа. Но, думаю, сколько не рассказывай об этих практиках подробно, смысла в этом большого не будет, пока теория не сочетается с практикой (паравидья и апаравидья). Иначе какие-то вещи, даже будучи поданными абсолютно верно теоретически, могут быть не восприняты на должном уровне. Все перечисленные способы, по сути, один процесс, рассматриваемый с разных позиций, и сложно сказать, что лучше из методов, а что хуже. В любом случае каждый включает, так или иначе, аспекты остальных, и в Натха-сампрадае вы вряд ли встретите какой-то конкретный вид йоги, как это принято в разных, ныне существующих модернистских направлениях. Йога, на самом-то деле, - одна, она бесконечно многогранна, если брать уровень разных методов.
Все сиддхи, так или иначе, раскрываются при определенных связях и процессах на уровне внутреннего и внешнего космоса. У каждого человека происходит энергообмен с внешними миром, у всех это случается по-разному, и эти процессы задают человеку разные мерности в его энергетическом состоянии. Иногда бывает так, что какой-то великий йогин, делая садхану, настолько меняет себя и окружающий мир, что многие даже не замечают, что в мире и с ними произошли какие-то изменения. Поэтому если бы он эти изменения резко произвел в другом времени или пространстве, то они смотрелись бы великим чудом, но для адаптированной среды они уже не чудо. Различные силы, которые могут быть восприняты людьми как чудо, на самом деле находятся постоянно возле них, просто человек не всегда их видит, живя в ином диапазоне энергии и сознания. Йога позволяет его как бы расширить разными способами. Я читал где-то, что один раз вертолет приземлился в месте, где живут дикари и еще не ступала нога человека, аборигены были очень напуганы, так как считали, что к ним явилось божество. Но забавно другое: дело в том, что над той местностью периодически пролетали вертолеты и никто из дикарей их не замечал, так как они жили в другом мире и многое воспринимали иначе. С разными мирами – то же самое: они в нас, они везде, чтобы их воспринять, нужно просто устранить блоки в сознании. Но может быть и так, что человек их устраняет последовательно, так как какие-то энергии открываются и проходят через человека в привычную для него социальную атмосферу, которая реагируют в свою очередь на те изменения, которые произошли с данным человеком. Причем среда не всегда может реагировать неразрушительно при изменениях в вас. Т.е. человеку открылись какие-то силы, а он их применяет направо-налево, везде, как только можно и где только можно, естественно, кому-то такое может прийтись не по душе. И тогда все окружающее пространство начинает такому человеку организовывать всевозможные ситуации, чтобы у него это восприятие и какие-то сиддхи перекрыли. Поэтому часто бывает так, что какой-то человек занимается йогой, у него что-то приоткрылось, и он все тут же неразумно стал транжирить, не может сохранить полученную энергию. Приобретенная, наработанная саттва, просто может перейти в раджас, а потом притянуть деструктивные состояния, которые все полученное сводит к нулю. И это еще как бы нормально, может у кого-то быть и так, что разрушительные процессы сформируются сильней. Так мы получаем людей блаженных, не от мира сего, очень причудливых, их могут отправить продолжать мистическую практику в психушку. Мне встречались люди очень сильно помешанные на сиддхах и мечтающие найти Гуру с сиддхами, но большинство людей с такого рода помешательствами сами не понимают, чего же они желают. Они не понимают, насколько такие существа могут быть разрушительны для них, потому что просто встреча с такими йогинами – это одно, он подстроится под людей осознанно, временно сползя на их уровень, и на этом все может закончиться. Если же у сиддхов учиться, то надо быть готовым к очень непривычному ходу событий. Так, в реальности у каких-то сиддха-йогинов бывает не особо много учеников, большинство обычных школ, представленных в социуме, как правило, обычные образовательные заведения по духовному ликбезу. Конечно, они что-то дают, но вряд ли занимаются массовым развитием сиддх у людей, что в принципе и нереально. Для большинства людей, тем не менее, от массовых школ есть своя общеобразовательная польза, но не выше того. Впрочем, все зависит от реальных потребностей того или иного человека. Кому-то, может быть, суждено идти дальше.
Про сиддхи высокого уровня, такие как ашта-сиддхи, я уже писал, они могут появиться только в том случае, когда человек как личность способен избежать различных крайностей и разрушения в отношении окружающего мира. Что, конечно же, подразумевает в первую очередь его адекватное поведение в обычной среде. Поэтому тексты говорят все верно о том, что йогин не должен привязываться к сиддхам; смысл заключается не в том, что йогин так категорично ненавидит данные ему силы и уничтожает их в корне, будучи великим моралистом. Эта демонстративность, на самом деле, тоже никому не нужна. Просто йогин не использует сиддхи по очень и очень многим соображениям. Он направляет все силы на свой дальнейший духовный поиск и развитие, если у него возникнет необходимость как-либо грамотно приложить обретенную силу для совсем глобальных целей, то он может иногда это сделать.
Йогин, который все силы воспринимает как манифестацию божественной силы Шакти и достигает высшей непривязанности к каким-либо силам (ОБЛАДАЯ ими), называется махасиддхой. Традиционные тексты обычно говорят о том, что махасиддхи, великие йогины, не могут быть охарактеризованы какими-либо понятиями, они над всеми категориями. Тексты натхов их отождествляют с Шивой, иногда описывают как превосходящих Шиву, но это, скорее, аллегория и игра слов, которая обозначает трансцендентность данных существ в отношении разных систем, ограниченных представлений. Разумеется, по причине того, что тексты часто дают такое описание, не стоит думать, что нам, простым смертным, не следует подражать, копируя сиддхов, избегая тех практик, которые нас способны более существенно поменять на данный момент времени. Хотя в тантре есть подход отоджествления с Божествами или великими йогинами, но не стоит забывать, что это тоже является упайей (метод), которая часто требует времени для полной реализации.
Это первое, что мне пришло на ум в связи с данной темой, но ее можно и далее обсуждать.