Теперь главная сущность вопроса: «бхастрика» и пробуждение Кундалини с помощью нее и не только нее, т.к. скорее, речь идет вообще обо всех дыхательных техниках, а также разного рода мудрах, бандхах. Все это, кстати, в последнее время для «духовных людей» стало хорошим поводом для стеба, что явно не говорит о том, что они пробудили Кундалини. Неважно как - джапой, пуджей, «сексо-пуджей» или неадекватностью своей жизни и мировоззренческой части, тот, кто реально духовно пробудился посредством какой-либо из практик, будет понимать сущность любого духовного метода, как бы он внешне не выглядел. Реализация либо есть, либо ее нет. Не подумайте, что я сторонник заведений языков за нёбо, бхастрик, втягивания пенисом жидкостей и оппозиционер майтхуны, мясоедения и т.п., или же наоборот. Грех заключается в обусловленности сознания, прилипании его к плотным иллюзорным объектам мира, независимо от того, какой они формации или тонкости. Причем проблема не в том, что мы с ними соприкасаемся, а в том, что за них цепляемся, и часто нам сложно преодолеть даже самые простые слабости на качественном уровне. Мы можем отказаться от секса, но при этом видеть секс во сне, можем, например, помочь кому-то в области духовности, но непрерывно «мочить» конкурентов, устраивать вражду не своими руками, а посредством других людей. Человек всегда может вывернуться и скрыть свои недостатки от других, может сесть в лотос и продышать бхастрику, показывая всем, что он «йог». Но грантхи - это божественные природные аспекты, тут ничего не изобразишь: пока они не «развяжутся», и не начнется с ними качественная работа в самой обычной нашей жизни и, конечно же, в йоге, то ни о каких пробуждениях Кундалини, сиддхах можно и не мечтать, тут вы правы. С одной стороны, развязывание грантх – это сложный процесс, но с другой, в нем есть законы, по которым он может произойти мгновенно. Вопрос только в одном, насколько это качественно происходит ДЛЯ ВАС лично, в ДАННЫЙ МОМЕНТ времени. Т.е., если вы качественно «развяжете» одну грантху, то это моментально отразится на других. Кстати, мой личный опыт мне показал, что существенное отличие не в трех грантхах или чакрах в теле, а в том, что относится к грантхам и том, что за пределами их всех, то же самое и с чакрами, по сути, сильное отличие от всех чакр наблюдается в сахасраре. Брахма-грантха связана с телесными привязанностями, нашими привычками на уровне тела, нашим привычным чувствованиям своего тела. В теле органы чувств функционируют в соответствии с химическими обменными процессами, и на их работу требуется энергия. Энергия нужна для функционирования всех систем организма, и вот когда наше сознание приковано к этим процессам, то мы постепенно, на уровне сознания и, конечно, энергии (т.к. они связаны), утрачиваем весь их изначальный потенциал. И не просто его утрачиваем, а как бы забываем о том, что он вообще есть, что он реален, иногда, правда, с каждым из нас случаются непредвиденные обстоятельства, когда включаются наши резервные возможности. Однако это бывает не так часто и не у всех. Обычные люди хотят вести размеренную, безопасную, «животную» жизнь, не активизируя своих резервов. Вы, наверное, слышали разного рода истории, когда хилый человек, спасая от пожара свое имущество, поднимал такие тяжести, которые под силу только штангисту. Это получилось у него только на какое-то время, но потом он не смог этого повторить. Также было не раз замечено, что люди, обладающие сверхспособностями, находясь в каком-либо обществе, наделяли присутствующих там теми же способностями, которые, однако, пропадали, когда люди расходились. Почему же раньше эти люди могли делать необычные вещи, а потом - нет? В тот момент они были открыты восприятию, открыты реальности, которая над их обычным серым бытом, или же реальности, которая ими была воспринята благодаря «выбиванию почвы из-под ног». Знаете, два месяца назад в Австралии мне встретился один интересный человек, который рассказал историю, произошедшую во время его службы в советской армии, где, как известно, развита дедовщина. К ним пришел парень, довольно слабый и хилый вид, но он всегда предпочитал быть побитым, чем униженным. Этот новобранец работал в котельной, и почти каждый день ему приходилось драться. Там же у них служил человек, который много лет практиковал единоборства. Тогда этот мастер пришел к новобранцу и сказал: «Я тебя научу «великим премудростям». Никто не знает, как проходило его обучение, но уже через полгода этого хиленького солдата боялись даже «деды». Как-то раз они решили с ним разделаться. У солдата были нунчаки, с помощью которых он «положил» сорок человек, всех госпитализировали с переломами.
Есть и другая история, кажущаяся полной нелепостью, был случай, когда у человека было плохое зрение, весь такой жалкий он пришел к Гуру спросить, может ли Гуру ему как-то помочь. Но в ответ, когда совершал поклон, он получил от Гуру удар по спине и, как ни странно, его зрение в тот же день улучшилось. Этот «слабовидящий» был обычным человеком, который просто жевал пан и курил чарас, работал всю жизнь рикшей, а потом, ни с того ни с сего, вылечившись, вдруг поверил в то, что Гуру – необычный человек. Дальше по цепочке он стал интересоваться религией, сейчас он махант в Махараштре, у него большой храм, много последователей. Он стал совершенно другим человеком. Но что самое смешное: все началось не с беседы с Гуру, а с того, что Гуру его хлопнул по горбу. Скажете, абсурд. Но он сам объясняет это все очень логично: его болезнь была порождена привязанностью к телу, Гуру ввел его в измененное состояние сознания, и, пока тот не успел «прийти в себя», Гуру взглянул на него так, что тот мгновенно получил ответы на все вопросы. Это был всего лишь миг, после которого изменилась вся его жизнь. Он утратил осознание себя как тела на какой-то момент, и в этот самый момент Гуру открыл ему нечто, после чего он несколько дней не выходил из медитации. Суть в том, что брахма-грантха связана с телесными инстинктами, со страхом физической потери, смерти. Когда вы делаете любые физические практики йоги, то вы создаете некие изменения в привычном восприятии тела, и ваши представления о том, что такое прана, несколько расширяются. Представление - это сознание, а значит, меняется и сознание. Конечно, насколько оно меняется - это уже другой вопрос. Для тех, кто живет в традиционной йогической среде и соблюдает все ниямы, параллельно хатха-йоге ведет еще духовный образ жизни, то в таком случае вполне возможно, что бхастрика, бхрамари, удджайи могут привести к реальному раскрытию высшего восприятия. Вслед за брахма-грантхой развяжутся и остальные, часто это происходит одновременно. Просто качественная работа хотя бы с одной из грантх под силу не каждому, но у кого это получается, тот Кундалини пробудит на самом деле, и вполне может превзойти клеши обычных людей. У меня такой качественный процесс произошел, когда я оказался один в Индии, забытый всеми, у меня не было ни денег, ни владения английским языком, ни обратного билета, ни знаний, что такое «интернет», «банк». Тогда я понял, что я не нужен ни родителям, ни друзьям, что все они слабые, и заботятся только о себе; друзьями не могут быть те, кто в этом мире привязан к материальному, такие «друзья» в любой момент тебя предадут. Когда даже посольство РФ отказалось мне помогать, а кругом люди, которые надеются заполучить от тебя деньги, а не дать их тебе, – все эти и другие экстремальные условия выбили оставшийся шизотерический бред, и у меня радикально поменялось представление обо всем. Я понял, что в каждый момент жизни может случиться все, что угодно, и поэтому его надо проживать качественно как последний, тогда будет пробуждение.
Работа с осознаванием изменений в телесной структуре - это тоже метод для изменения сознания. Бхастрика, как и любая из пранаям, бандх, мудр, может быть таким средством, но знаете, на самом деле тексты действительно некоторые моменты не договаривают, например, о среде, в которой должна практиковаться пранаяма. Собственно, классические тексты по хатха-йоге были написаны для тех, кто уже и так многое знает, если просто вслепую повторять, что там написано, на своем обычном уровне восприятия, то пробуждения Кундалини никакого не произойдет. Поэтому я и говорю часто о том, что Гуру, садху-санга, Традиция, достаточная психическая и информационная поддержка в садхане - необходимы.