Это описание связей пран с сознанием соответствует йоге в Кашмирском шиваизме, описание есть в тексте Шри Абхинава Гупты «Тантралока», более сложные пранаямы есть в другом его тексте, который комментарий на «ТЛ» Тантрасара. Четыре состояния сознания в Кашмирском шиваизме очень подробно объясняются: первoе - внешняя активность, второе - внутренняя в виде викальп (мыслепостроений), третье - растворение мыслей, четвертое - состояние духовного самораскрытия и осознавание присутствия себя во всех объектах, пятое «Турьятита» - это полное пребывание в своем Я и осознание всего в себе, одним словом «мокша».
Обычный человек прибывает часто на уровне первых двух пран, иногда в третьей, когда прана и сознание все больше и больше раскрываются, то жизненная энергия и сознание переходят на четвертый и пятый уровни. Я бы этот процесс обозначил как активность обычного человека на первых трех уровнях и «спячка» на двух более высоких, йогины преодолевают активность на нижних уровнях, перенося ее на более высокие, пробуждаясь там. Хотя, активность высших включает в себя регулирование более низших уровней.
Что касается связи пяти вайю и пяти махабхут, описания Вам встречаются противоречивые по многим причинам. Во-первых, разные доктрины по-разному описывают природу праны и пяти элементов; во-вторых, многие современные учителя йоги часто берут информацию из одного классического источника и соединяют с другим, но, как правило, никто не говорит, откуда что взято. И на данный момент во многих книгах по йоге столько разных схем, что разобраться, на чем они основаны, очень нелегко. Знаете, что мне это напоминает? Примерно как в Индии почти во всех магазинах продавцы не вешают ценников, они, конечно, знают, что и сколько примерно стоит, но они свои цены называют по ситуации. И если вы не согласитесь с данной ценой, они ее вам назовут пониже. Так же и с информацией они поступают, сами они могут знать, откуда она, но это им не мешает ей манипулировать и менять на свое усмотрение. Принимать всю информацию в любых книгах по йоге как не зыблемую я не советую, в пустой голове преимуществ больше.