«Кубджика» - означает «сгорбленная», или «скрученная», т.е. она - Богиня Кундалини. Традиция примечательна тем, что в ней подробно рассматривается то, как пробуждается Кундалини-шакти, описание того, что такое Кундалини-шакти на самом деле. Естественно, эти практики не имеют ничего общего с преподносимой в виде гимнастики «Кундалини-йогой», скорее, Кубджика-тантра - это нечто среднее между методами традиции Каула, шактийским культом Крама, который связан с традицией Кашмирского шиваизма, Шри Видья-тантрой и натхами. Хотя культ Кубджики совершенно независимый, тем не менее, сама Богиня упоминается в текстах Шри Видьи и др.
В Индии Традиция, возможно, не сохранилась, впрочем, может быть и есть какие-то линии в Бенгалии. Но осталась в Непале, правда, в весьма закрытом состоянии, обычно про эту тантру почти никто ничего не знает, хотя есть сами тексты и описанные садханы. В храмах Кубджики местное население почитает ее под другими именами, изображая как Богиню с желтым лицом, это очень похоже на архетип Питамбары (облаченная в желтое), так как Кундалини локализована в муладхара-чакре, а это чакра элемента земли, который желтого цвета. Кубджику изображают сидящей на левом колене Бхайравы и смотрящей ему в лицо, вернее сказать, в несколько его ликов. Эта садхана известна в тантре как «лата-мудра» (жест обвивания), когда женщина, подобно лиане, обвивает мужчину; практика известна в культе вама-марги (леворучной тантре). Кундалини как раз известна как Богиня, свернутая в витки «кундала». Еще Кубджика имеет определенные связи с тантрической практикой двадашанты, одна из разновидностей которой связана с точками выхода праны из носа. Прана исходит из ноздрей и поглощается через них обратно в тело. Таким образом, прана имеет образ потока, поднимающегося по позвоночнику и немного изгибающегося на выходе из ноздрей, что также имеет образ сгорбленной Кундалини. В текстах Горакшанатха эти техники описаны как работа с внутренними и внешними лакшьями (объектами, на которые должно быть направленно внимание). Хотя лакшьи в Кубджика-тантрах отождествляются скорее с тремя грантхами, а 16 адхар также называются «грантха», все же это несколько отличная схема от линии Горакшанатха.
В Непале эту тантру практиковали короли и их брахманы, сейчас там, правда, короля уже нет. По словам Марка Дичковски, там остались линии Кубджики, которые передаются по готре (роду), в одной из таких линий он и посвящен. Кстати, он написал большой труд по Кубджике в размере четырнадцати томов и уже подал его в печать. Впрочем, до этого уже выпущены еще две книги, которые он написал по исследованию Традиции. Однако большую работу проделал, уникальную. Я планирую съездить в Бхактапур и ряд других мест в Непале, мне тоже эта тема интересна. Я знаю, что ученики Марка ездили к возможным носителям Традиции, но всем, кроме самого Марка, в посвящении отказали, да и потом, тут ведь, кроме прочего, нужно самому достаточно хорошо разбираться во всем, потому что кто-нибудь всегда может предоставить неточную информацию. Например, сказать, что он якобы носитель Традиции, а тонкости не рассказывает, потому что учение тайное. Правда, как выяснилось, адекватные Гуру этой линии все-таки существуют. Как Марк говорит, эта Традиция подобна маленькому бриллианту, но большой ценности, с одной стороны, потому что она в аутентичном виде мало кому доступна, а с другой, потому что освещает тему Кундалини, причем понятиями всех основных тантрических школ.