Адеш!
Дело все в том, что совсем избежать нарушения ахимсы в буквальном смысле, живя в этом двойственном мире, нереально, особенно для начинающего практика, и для продвинутого, в принципе, тоже. Но вопрос ведь не в том, что есть нечто окончательно плохое или хорошее, а в том, к чему тебя ведет тот или иной поступок: если он тебя ведет к помрачениям, сужению сознания, то он негативен именно для тебя. Дело в том, что все, кого я видел среди неспособных отказаться от мяса, на самом деле, в большинстве своем, люди, привязанные к материальному. И, как ни странно, именно для них вегетарианство было бы наиболее актуальным, но именно они стараются больше других искать оправдания своим слабостям. А те, кто отказались от мяса, и для кого это уже давно не проблема, довольствуются минимальными отказами, но не меняются относительно других привязанностей (славы, власти, заработка денег), так что забывают про все остальное. Здесь все дело в личных слабостях, а не в том, что кто-то что-то называет нехорошим делом. По поводу шкур животных, на которых надо делать определенные садханы: те, кто эти садханы совершает, сами не убивают животных. Понимаю, что это не оправдание, с определенной точки зрения. Но, вероятно, многие просто не знают и не учитывают тот факт, что на шкуре тигра или оленя имеют право практиковать не все. Практикуют именно санньяси-садху у которых есть определенный статус в Традиции, которые реализованы в чистоте и обладают мощной силой, или же на такой асане может сидеть Гуру. Но никак не обычные грихастхи, люди, не прошедшие интенсивной духовной подготовки, даже если они и посвящены в Традиции. На таких асанах сидят только те, кто действительно решил не сворачивать с пути, ведущего к мокше в этой жизни, кто интенсивно практикует внутреннюю «антаранга-йогу». То, что я подверг критике тех, кто притворяется тантристами, кушающими мясо, не означает, что сами практики 5М, а в некоторых случаях и принесение в жертву животных, могут быть оправданы. Хотя я сам не сторонник таких вещей, никогда этого лично не совершал и не собираюсь. Дело в том, что в тантре, если Вы достигаете чистого сознания Шивы, на определенном этапе (но только во время самой садханы, в виде ритуала), вы можете символично использовать мясо. Поедание символизирует поглощение своим чистым сознанием грязных элементов мира. Но, опять же, это действительно в том случае, когда сознание достигло определенной чистоты, и оно поглощает нечистоту мира, а не наоборот - нечистота - Ваше сознание. Натха-йогины не едят мясо, но сидение на шкуре считается приемлемым, во-первых, потому что шкура животного - символ определенной жертвы, которой достоин утвердившийся в тапасе, во-вторых, это все-таки не мясоедение, впрочем, ритуалы 5М вы также вряд ли где-то открыто увидите, они тоже весьма символичны. Кстати, все те, кого я знаю из съездивших в Индию, говорившие, что им передали такого рода садханы, как правило, врут. Никто не станет для кого-то заниматься сексом и все показывать, а тем более, настоящие тантрики это точно для иностранцев делать не станут. Нужно очень хорошо знать человека. А когда в России многие рассказывают, что они посвятились в каулические садханы, и не во что-то, а именно в практику 5М, то это, скорее всего, неправда. Если тебе Гуру доверяет, может, и посвятит в такое, когда он тебя знает много лет. Да, такого рода практики действительно оправданы, если в них была реальная передача, и то, чаще всего панчамакары заменяются символическими продуктами (мясо, как правило, не едят). Некоторые практикуют принятие вина, мяса и ритуальную практику майтхуны, кто-то ограничивается майтхуной из всех трех элементов, но в большинстве случаев и майтхуна совершается внутренне, как йогическая техника. Смысл такой практики в том, чтобы осознавать мир, не деля его на плохой и хороший, т.е. весь. До тех пор, пока вы вычленяете из мира только то, что вам нравится, не видя все целиком, ваше сознание будет подвержено ограниченному «эго». Цель практики - воспринимать все сразу, собственно, если у Вас это будет получаться, то, по сути, и нет потребности в ритуалах панчамакар. Они использовались бы лишь фрагментарно и, разумеется, никак не для того, чтобы в кафе «налопаться» мяса.
Что касается бессознательных убийств животных на полях или же в хранилищах, как метко заметил partizan, «попытка остаться в белом фраке». Да, это «попытка остаться в белом фраке», однако я предлагаю на эту попытку все-таки посмотреть с другой позиции. Одно явление можно называть и определять по-разному. Например, того, кто умеет подстраиваться под мир, могут назвать «ушлым», «пронырой», «лицемером», а кто-то назовет «мудрецом, живущим в гармонии со всем миром». Что из себя представляет данное явление, видно по его широким плодам, движется ли вверх данное существо или вниз, куда оно также ведет других? Каковы, в результате, изменения в обществе, в котором живет этот «мудрец» или «проныра»? Если прогрессирует все общество - он мудрец, если опускается, то - он просто «ушлый лицемер». Теперь конкретно о «белом фраке»: что эта фраза может значить в контексте индуизма - это религиозные правила, соответствующие общей дхарме. Я уже писал: частности типа одной цитаты, одного писания - не в счет, для человека важнее всего то, о чем говорят многие писания, а они говорят то, что от осознанного поедания мяса надо отказаться. Здесь я уже писал, что кармические ошибки могут быть разные по уровню, но, очевидно, мало кто задумался о том, про что я говорил. Насилие и оскорбление, тем более, убийство святого - это один уровень греха, убийство брахмана - другой, потом идут простые люди, далее животные, насекомые, растения и т.д. И вообще, если на то пошло, весь мир есть Шакти, и, в каком-то смысле, он весь живой, конечно, Вы не можете не убить кого-то бессознанательно или даже осознанно, например, каких-нибудь микробов или бактерий. Шива вообще рушит всю вселенную, поглощает ее в себя, но, если вы еще не достигли статуса Шивы, то для вас нежелательно его копировать, иначе можно попасть в очень кармически тяжелые истории. В первую очередь, не стоит совершать поступки, которые противоречат дхарме в самом широком ее виде. Поэтому, да, на тему «белизны фрака», особенно в начале практики, не мешает хорошенько подумать, ведь суть ахимсы и других правил состоит, в первую очередь, в том, чтобы мы перестали нарушать ее в отношении высших явлений. А мир так устроен, что, чем мы больше переходим ко все более высокой таттве, от человека - к святому, например, тем эта таттва менее материальна, она - за пределами материального объекта. Не нарушать ахимсу в отношении этой таттвы - означает не быть в оппозиции с тем, что для нее актуально. Когда вы поедаете мясо, то вы нарушаете ахимсу даже не в отношении животных, а в отношении всей хинду-дхармы, так как она, в основе своей, против мясоедения. Вы нарушаете ахимсу, таким образом, идете против того, чему учат многочисленные святые. Вы - человеческая (нара)-таттва, в принципе, достаточно близки к таттве брахманов или святых, соответственно, Вы через несколько жизней, а кто-то и в этой, можете ими стать, если будете духовно эволюционировать. Общаясь с садху и брахманами, вы принимаете их чистую шакти, а они устраняют ваши грехи, даже не столько они, сколько сама дхарма, которая проявляется через них. Так, когда вы не соответствуете законам, по которым живут йогины, вы отворачиваетесь автоматически от общества йогинов, а йогины от вас. Вы сами можете и не заметить, как это произойдет. Тот же, кто учит мясоедению многих, зарабатывает себе карму еще более тяжелую, чем тот, кто подвергся влиянию тех, кто пропагандирует ложную дхарму. Поскольку учителя ложной дхармы берут на себя ошибки других людей, такие учителя совсем перекрывают себе связь с реальным обществом йогинов и брахманов. Чаще всего таким путем идут асурические личности, они придумывают разные лже-теории. Так вот, соблюдение ахимсы начинается с того, что вы воспринимаете предельно авторитетные пути дхармы, стараетесь им соответствовать: если многочисленные святые, ачарьи и йогины говорят о том, что надо отказаться от принятия мяса - это надо сделать, просто для того, чтобы у вас появилась связь с правильным обществом, и оно не отвернулось от вас. Это нужно для будущей практики. Обычный человек не может, поедая мясо, дать животному в следующей жизни более высокое воплощение, поэтому он не должен хотя бы официально поддерживать основные виды убийства и точки соприкосновения с ним. Суть в том, чтобы постараться не нарушать предписания шастр, но не так, чтобы совсем стремиться к крайним мерам. Есть, например, джайны, они следят, чтобы на муравья не наступить, ходят с повязками на лице, чтобы не вдохнуть совсем мелкую живность. Йогическое учение признает отречение, но, естественно, в разумных пределах.
Если кто-то попробовал не есть мясо, и чувствует, что все идет нормально, значит, он готов на уровне тела и сознания. Люди разные, кто-то может впасть в зависимость от сигарет, выкурив всего одну. У меня, я считаю, не может быть зависимости от сигарет, это нереально, даже если я буду месяц курить, а потом перестану, ностальгии не появится. Поэтому, конечно, неизвестно кто и как переносит смену режима питания, допустим, я легко отказался от мяса, но мне известны те, у кого этот процесс шел нелегко.