Во многих источниках говорится о том, что во время джапы нужно сидеть неподвижно, с прямой спиной. У меня во время длительной джапы туловище самопроизвольно начинает раскачиваться вперед-назад, или совершает волнообразные движения.
Это происходит потому, что недостаточно очищены нади, но, тем не менее, это не так и страшно. Нади очищаются не только шат-кармами и нади-шуддхи пранаямой, но также и пуджей, хомой, самыми разными видами упасаны, потому что нади - это не просто энергетические каналы, но и духовные. Раньше в нашей Традиции даже использовали специальные виды джанео, которыми обматывали поясницу, это такие плотные веревки из черной шерсти. Сейчас об этом даже многие натхи не знают, так как с джанео совсем другие ассоциации. В основном считают их священными нитями из шерсти, которые символизируют три доши тела, собранные в одну нить. При получении дикши адепту дают эту нить, что влияет на энергетическую структуру инициированного. Нить используется в разного рода пуджах, и поэтому, обматывая ею поясницу, натх очищает свою психофизическую структуру, каналы, исходящие из канды. Заодно йогин не может в таком положении сидя согнуть спину, и вся энергия распределяется равномерно вдоль тела. Такие веревки носили раньше, а сейчас можно видеть только на изображениях многих великих натхов в разных храмах. К чему я это все рассказываю? Чтобы на таком примере объяснить, что такое энергетические каналы «нади», и как в энергетическом теле движется прана. Блоки в теле - это ни что иное как задавленные чувства, также есть ментальные блоки, которые при той или иной практике йоги высвобождаются, и нам непроизвольно хочется двигаться на уровне тела. Ко всему прочему, это вызывает не только высвобождение блокированной энергии, но и ее трансформацию, а также прилив новой праны из окружающего пространства. Если Вам тяжело долго сидеть при пранаяме или джапе, то стоит уделить больше внимания различным вьяямам, чтобы прорабатывались слабо двигающиеся части тела. Делать более простые ритуалы, не требующие много времени. Двигаться принято при баджанах, а не при джапе, но если хочется двигать туловищем, то - не проблема. Если практиковать ежедневно понемногу, всего по чуть-чуть, в остальное время заниматься севой, изучать шастры, работу в социуме воспринимать как карма-йогу, то постепенно Вы поднимитесь на более высокий уровень чистоты, и многие йогические техники перейдут на более качественный уровень.
Если стараться удерживать туловище в вертикальном положении, нарастает напряжение и усталость, но через какое-то время после длительного напряжения может возникнуть оцепенение - такое, что ощущается только энергия, физическое тело "пропадает.
Если поддаться этим движениям, эффект другой, постепенно напряжение спадает, нарастают ощущения - и энергии, и тела, тело насыщается теплом. Видимо, получается танец под ритм и музыку мантры.
Долгое удерживание может поспособствовать сжиганию нечистот в каналах, и тогда прана пойдет по ним равномерно, поэтому может возникнуть оцепенение, у многих такое состояние бывает, но не так долго.
В принципе, и движения с последующими изменениями в виде тепла объяснимы, в любом случае, это нормальные процессы, связанные с трансформацией энергии. Вообще, это тема, на самом деле, интересная, особенно на счет спонтанного танца. В Индийских танцах, например, используются мудры на уровне кистей и лица, выражающие определенные чувства, так же бандхи (связующие элементы в движениях), что ведет к психофизическому обновлению человеческого существа. Целая наука; разумеется, она не йога, как садхана, но тем не менее нет ничего, с чем бы йога не была связана, поэтому пищи для размышлений тут может быть весьма немало.